“Как продавцам маркетплейсов удержаться на плаву в период турбулентности рынка? Логистика и цены”
CEO CS-Cart Илья Макаров поделился своим видением ситуации.
За последнее время рынок претерпел немало потрясений, но сейчас мы видим, что курс стабилизировался, а цены не спешат снижаться. Во многом это связано с логистикой — прежние каналы недоступны, а новые цепочки только формируются.
Логистические трудности, с которыми столкнулось большинство селлеров, стали одними из ключевых причин повышения цен на маркетплейсах.
Как продавцам хранить и отгружать свои товары, когда системы поставок все еще непредсказуемы?
Логистические модели маркетплейсов остались прежними, их 3:
- DBS — delivery by seller. Доставка силами продавца. Продавец хранит продукцию на своей территории, сам обрабатывает, упаковывает и доставляет заказы покупателю.
- FBS — fulfillment by seller. Продавец также хранит товары у себя, сам обрабатывает и упаковывает заказы, а доставкой клиенту занимается маркетплейс.
- FBO — fulfillment by operator. “Все включено” от маркетплейсов. Задача продавца — просто поставить товары на маркетплейс с правильно оформленной документацией, дальше — дело за платформой.
Преимущества и риски использования этих вариантов изменились. Теперь они максимально ситуативны. И если раньше продавец мог планировать отказ от собственного склада, в пользу FBO, то сейчас это может быть рискованно, ввиду непредсказуемых задержек поставок. И наоборот, если поставщики селлера в России, то может быть выгоднее выбрать склад маркетплейса, а свои площади сдать в аренду.
Основная рекомендация — тщательно продумывать и просчитывать варианты смены моделей, чтобы цена продукта оставалась конкурентной, а бизнес прибыльным.
А как поступить с ценами?
Топ-5 советов продавцу:
- Сократите горизонт планирования. Ежедневно следите за новостями от поставщиков. Учитывайте курсы валют, ситуацию с комплектующими, сроки поставок и т. д.
- Сосредоточьтесь на продажах товаров повседневного спроса с высокими оборотами.
- По возможности усильте сотрудничество с российскими производителями. Старайтесь расширить число поставщиков, чтобы избежать столкновения с дефицитом продукции.
- Следите за динамикой цен. Есть риск передержать деньги “в товаре”, в надежде на повышение его стоимости.
- Повышайте цены поэтапно. Резкий рост цен далеко не всегда принесет Вам выгоду. Велика вероятность, что покупатели решат приобрести тот же товар у конкурентов, но по более приятным ценам. Контролирующие органы также вряд ли оценят ваше рвение и могут начать проверку.