{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Организация доставки при запуске маркетплейса

Когда вы запускаете маркетплейс, перед вами так или иначе встанет проблема организации логистики. В теории процесс довольно понятный, на практике - нужно одновременно учесть множество факторов.

Какие виды доставки обычно используют маркетплейсы, кто такие агрегаторы и консолидаторы - помогут разобраться Илья Макаров, CEO компании-разработчика маркетплейсов CS-Cart и эксперт по запуску e-commerce проектов Дмитрий Ткачик, владелец веб-студии Maurisweb.

Организация логистики - одна из крупнейших статей расходов при запуске маркетплейса. Логистика ручном режиме - это поиск новых транспортных компаний, подборы тарифов, заключение договоров, формирование отчетности и т.д. или же для этого можно использовать автоматизированные модули, которые возьмут эту систему на себя.

Непроработанная система логистики несет дополнительные затраты, которые делают работу владельца маркетплейса и продавцов невыгодной. Расходы на содержание или управление движением товаров зачастую занимают более 50% издержек.

Так, например, если вы выбираете формат ручного управления логистикой, то затраты будут выглядеть так:

Оформление заказов вручную = Зарплата сотрудника + ограниченное количество часов в сутки. Такой подход ограничивает скорость оформления и обработки, что, в свою очередь, уже может повлиять на лояльность покупателей при большом потоке.

Автоматизация потребует больших разовых затрат, однако избавляет от необходимости пристально следить за системой доставки и впоследствии позволяет экономить на количестве сотрудников и на их зарплате. А если они уже есть в штате, то команда сможет выполнять значительно больше других задач.

Какой бывает доставка

Существует несколько сотен видов доставок на маркетплейсах, но в основном они являются комбинаций 4 основных способов:

1. DBS (Delivery by Seller) - упаковка и доставка силами продавца. Продавец хранит товар у себя, собирает заказ и доставляет покупателю. В этом типе доставки сложно организовать контроль. А отсюда вырастают большие репутационные риски для владельцев площадки.

2. FBO Fulfilment by Operator (Фулфилмент — это комплекс операций с товаром с момента оформления заказа покупателем до момента получения покупки). В данном случае, хранение товаров, упаковку и доставку берет на себя маркетплейс. Ощутимый плюс здесь - низкие трудозатраты - нужно просто отвезти товары на склад маркетплейса и заниматься генерацией продаж.

3. FBOs Fulfilment by Operator - отложенная поставка товаров под созданные заказы. Актуально для сезонной продукции, которую нет смысла хранить на складе. Продавец получает уведомления о заказе, подтверждает передает в доставку или же оперативно подготавливает и привозит товар на фулфилмент склад маркетплейса. Преимущество в том, что продавец может дополнительно продавать один и тот же товар через другие каналы.

4. FBS Fulfilment by Seller Plus- “последняя миля”. Продавец после продажи сам собирает заказ и передает его на сортировочный центр маркетплейса. Площадка передает товар в транспортную компанию, при этом самостоятельно управляет расчетами за доставку. Склад для FBS может быть необорудованным - это выгодно для маркетплейса. Необходимы лишь 3 складские зоны: прием, сборка заказа, и зона передачи в транспортную компанию. Это не требует высокой квалификации сотрудников и сложной автоматизации. Плюс для продавца в том, что он везет груз не в 20 разных компаний, а в сорт.центр маркетплейса.

Рассмотрим на примере: Продавец работает по типу DBS и получил заказы в 10 разных транспортных компаний - он развозит их сам. Доставка для покупателя платная, товар - носки по 200 руб, если покупатель закажет их у 10 разных продавцов, с доставкой по 300 руб. за каждую пару, заказ выйдет очень дорогим и его ценность будет утеряна. Если же все это объединится в сортировочном центре в многоместное отправление, то вес всех 10 пар носков не будет превышать лимит по тарификатору и такая отправка будет стоить 300 руб. Чем больше отправлений, тем ниже цена для маркетплейса за счет оборота, по этим моделям работают все ключевые маркетплейсы.

Взаимодействие маркетплейса и служб доставки

Чтобы облегчить маркетплейсу организацию системы логистики на рынке существуют компании-посредники. Они берут на себя взаимодействие между маркетплейсом и курьерскими службами.

Агрегаторы берут на себя полное взаимодействие и расчеты со службами доставки, но их клиенты не могут влиять на тарифы предоставления услуг.. Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться с ними для получения более выгодных условий сотрудничества.

Агрегатор – это компания, которая заключает договоры с большим количеством транспортных компаний и предлагает предпринимателям взять на себя все взаимодействие с ними. Маркетплейс в данном случае заключает только один договор с агрегатором и передает ответственность за доставку и целостность груза ему. Посредник имеет выгодные тарифы на услуги транспортных компаний, к которым добавляет свою наценку, добавив к стоимости услуг транспортной компании свой процент. Из плюсов такого формата работы - один договор вместо множества отдельных с каждой компанией.

Недостатки:

  • сложная система учета стоимости логистики, учитывая стоимость отправки
  • минимальная скидка для маркетплейса, так как есть надбавка агрегатора

Консолидатор - это проект, уже подключенный к большому количеству транспортных компаний. Он создает заказы в разные ТК под договорами маркетплейса. Вы, как клиент, делаете один запрос, который консолидатор переадресовывает разным службам доставки. Платят за услугу сами службы доставки. Для руководителя маркетплейса - это максимально удобная стратегия с полноценной функциональностью, в рамках которой можно договариваться на более выгодные условия.

Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться со службами доставки для получения более выгодных тарифов и скидок.

Важно отметить, что универсальной модели доставки и взаимодействия с посредниками не существует. Все зависит от специфики товара. Гибкость при выстраивании логистики, важная часть финансового успеха маркетплейса.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда