{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Инкубатор AGAMA.RUN. Как студенты за три месяца разрабатывают пищевой продукт и выводят его на полки магазина

Привет. Мы в компании Агама производим рыбу и морепродукты. Скорее всего в вашем супермаркете через дорогу есть креветки или треска от Агамы, поэтому мы уже знакомы заочно. В лаборатории инноваций AGAMA. RUN мы экспериментируем, и в том числе совместно с внешними командами придумываем новые продукты и выпускаем их на полки магазинов. Лаборатория AGAMA.RUN — это подразделение, которое занимается поиском инноваций за периметром компании и их последующей интеграцией в бизнес-процессы Агамы.

Инновации создаются не только в IT. Мы делаем пищевые инновации, которые можно купить в магазине, приготовить и съесть, но при этом процесс разработки сильно похож на запуск привычного IT продукта или стартапа. Мы тоже используем Lean, подходы для создания клиентоориентированного продукта, запуск MVP для тестирования гипотез, проблемные интервью с клиентами и прочие стартап-методологии.

Уже третий год подряд Агама проводит бизнес-инкубатор, в рамках которого предлагает командам технологов пищевого производства и биотехнологов за 3 месяца пройти путь от простой идеи будущего продукта до полки магазина. В инкубаторе 2021 года это были команды из четырех университетов, которые целенаправленно занимаются рыбными продуктами в России, но о некоторых из них вы могли даже не слышать:

  • Калининградский государственный технический университет (КГТУ);
  • Мурманский государственный технический университет (МГТУ);
  • Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП);
  • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз).

Перед командами была поставлена задача предложить идею нового функционального продукта с добавлением гидробионтов, чтобы затем самостоятельно ее реализовать. Инновационный рыбный продукт должен был быть вкусным, красивым, не содержать вредных добавок и при этом иметь «длинный» срок реализации (более 6 месяцев).

Спустя полгода после финала инкубатора 2021 года мы пообщались с участниками и организаторами и готовы рассказать о его итогах.

Как устроен инкубатор AGAMA. RUN?

Это на 99% онлайн-инкубатор: на всех этапах участники на связи дистанционно, за исключением финальной презентации.

Шаг 1. В самом начале проходит стартовая встреча со всеми участниками, мы отвечаем на вопросы, рассказываем, как все будет устроено. В начале есть небольшая часть образовательного блока, которая доступна для всех, кто зарегистрировался, позже мы отберем только 10 команд для участия в инкубаторе. Эта встреча посвящена еще тому, как за ближайшую неделю можно проверить свою идею, как правильно общаться с потенциальными клиентами и как представить свою идею, чтобы попасть в инкубатор.

Шаг 2. Перед презентацией, по итогам которой участники проходят в инкубатор, мы предлагаем участникам простую задачу — пообщаться с потенциальными клиентами, выяснить их потребности, спросить, что они предпочитают, и проверить свою идею на самом начальном этапе. На это есть целая неделя. Многие участники ходили, например, в супермаркеты и на рынки и наблюдали за покупателями, спрашивали, что у них сегодня на ужин, смотрели, как они выбирают схожие продукты, общались с продавцами.

Изначально мы хотели сделать рыбный мусс в качестве закуски. Когда анализировали целевую аудиторию и конкурентов, поняли, что на полках магазинов предостаточно таких продуктов. У целевой аудитории мы спрашивали, что для них значит мусс. В основном люди говорили о том, что это десерт, поэтому нам пришла неожиданная идея: мы решили сделать рыбный десерт.

Продукт: «первый рыбный десерт» — мусс с гомогенизированными слоями из фруктов и белой рыбы с высоким содержанием белка, без вкуса и запаха рыбы.

Дарина Голован, команда «Омега», КГТУ.

На этом этапе мы хотим убедиться, что команды, которые подали заявку на участие в проекте, действительно готовы работать, «выходить в поля», общаться с клиентами (без этого совсем никак) и создавать продукт под понятные требования: функциональность, польза и потенциальный коммерческий успех.

Шаг 3. В финале первой недели проходит защита идей. Именно по итогам этого этапа в инкубатор проходит 10–12 команд. У команды есть всего 3 минуты на то, чтобы презентовать свою идею и пара минут на то, чтобы ответить на вопросы маркетологов, технологов и других сотрудников Агамы, которые постоянно работают с новыми продуктами.

Шаг 4. Лучшие команды проходят в основную часть инкубатора. Она устроена так: в начале октября проходит несколько онлайн-встреч, это образовательный блок, который нужен, чтобы разобраться с основами продуктового подхода, понять, как работать с аудиторией и как упаковывать и правильно презентовать свой продукт потребителям. Команды всё это скоро применят на практике. Почти все участники — будущие технологи и специалисты по пищевым продуктам, но эти темы они не проходят в университете. Почти каждую неделю у участников запланирован звонок с трекером, человеком, который разбирается в построении продукта и ведет команду от начала и до конца.

Самый важный для нас момент, который повлиял на развитие продукта — это осознание важности работы с целевой аудиторией, когда нужно было чётко понять, для кого мы это делаем, а для кого нет. Потому что изначальная идея «это для всех, это нужно всем» была провальная. По итогу наших исследований мы нашли свою аудиторию — это был некий переломный момент, даже немного неожиданный для меня. Оказалось, мы готовим для мамочек, для современных семей, которым не хватает свободного времени, а не других студентов, как мы думали в самом начале.

Тестирование у нас происходило чуть ли не каждый день. В целом наше «официальное» тестирование проходило на предприятии, где работниками была наша целевая аудитория: женщины с семьями, имеющие средний достаток, почти у всех есть дети.

Дарья Удод, команда DesPat, КГТУ.

Шаг 5. До финала у команд есть две промежуточные презентации, которые помогают синхронизироваться, получить обратную связь и посмотреть на прогресс команд. Параллельно команды вместе с научным руководителем создают продукт, тестируют его, готовят разные версии и экспериментируют с упаковкой. В 2021 году бюджет на покупку сырья и необходимых расходных материалов составил 50 тысяч рублей на команду.

Шаг 6. Финал. Команды привозят готовые и упакованные продукты в Москву, дают их попробовать и презентуют. Получают славу, деньги и предложение выйти на полки магазинов.

Начнем с историй «неуспеха». Какие идеи и по каким причинам не прошли в инкубатор

Уровень идей, которые представили команды в самом начале, был достаточно высокий, многим командам мы предлагаем слегка «докрутить» идею и прийти с ней на следующий инкубатор, а некоторым честно говорим о том, что идея не подходит под одно из требований инкубатора. А еще может оказаться, что команда презентует продукт, который давно лежит на полках магазинов. В инкубаторе хотим видеть смелые идеи. Функциональность — одно из основных требований, поэтому некоторые проекты не проходят именно по этому критерию.

Это список идей, которые не прошли в инкубатор AGAMA. RUN 2021:

❌ Рыбный соус с содержанием элеутерококка;

❌ Рыбные галеты с суперфудом;

❌ Поке боул с красной рыбой;

❌ Роллы с морскими полисахаридами;

❌ Рыбная солянка с фруктами;

❌ Рыбные чипсы;

❌ Роллы долгосрочного хранения;

❌ Плов с рыбой и морской капустой;

❌ Ламинария пряно-сладкая;

❌ Пироги с рыбной и комбинированной начинкой.

Кто прошел в инкубатор и стал финалистом?

На финал, в Москву, мы пригласили 10 команд с готовыми прототипам своих продуктов. Это студенческие команды из четырех российских вузов, которые пришли с идеями и за три месяца создали продукт, продумали упаковку и создали первую микро-партию в университетских лабораториях.

Это продукты, которые вышли в финал:

✅Суфле из тресковых язычков и щечек. Команда «Арктика», МГТУ.

✅ Полифункциональная пищевая добавка из голов Командорского кальмара. Команда «Биотехнологический андеграунд», МГУПП.

✅ Рыбафля. Замороженный полуфабрикат: венская вафля с фаршем из макруруса малоглазого. Команда «Глубоководные из приморья», Дальрыбвтуз.

✅ Сухая бисквитная смесь для приготовления рыбного пирога. Команда «DesPat», КГТУ.

✅ Мороженое на основе морского гребешка с добавлением ламинарии, хитозана и приморских дикоросов. Команда «SnowBalls», Дальрыбвтуз.

✅ Плавленый сыр с насыщенным вкусом креветки и ламинарии. Команда «Two M», МГУПП.

✅🏅 Натуральный паштет из краба с морскими биодобавками. Команда «Восточный бриз», Дальрыбвтуз.

✅🥉 Паста из ламинарии с красной рыбой в устричном соусе. Команда «Kelp and Fish», Дальрыбвтуз.

✅ 🥈«Первый рыбный десерт» — мусс с гомогенизированными слоями из фруктов и белой рыбы с высоким содержанием белка, без вкуса и запаха рыбы. Команда «Омега», КГТУ.

✅🥇 Сливочная рыбная крем-паста с хитозаном и альгинатом натрия. Команда «Океан», Дальрыбвтуз.

Что дальше?

Наш трек очень короткий, и он предполагает создание прототипа, но прототип не является целью. Наша цель — продажа и попадание продукта на полки. Нужно пройти следующий этап: доказать гипотезу ценности. Для этого мы берем те команды, которые лучше всех себя зарекомендовали на этапе инкубатора, переводим их в следующий трехмесячный трек, с большим бюджетом, который мы назвали «акселерационной» программой. На самом деле это инкубатор, часть вторая; это доказывание состоятельности ценностной гипотезы. Для этого мы предлагаем лучшим командам продвинуться дальше и создать уже не прототипы, а первую промышленную партию, разместиться на нашей «стартап-полке». А во-вторых попробовать самим это дело продать, попробовать себя в качестве молодых предпринимателей, поставщиков.

Из проектов 2021 года четыре проекта попали в эту самую акселерационную программу, это первые три победителя🥇🥈🥉, плюс четвертый продукт🏅, который мы пригласили дополнительно — нам было интересно, как он будет продаваться. В итоге наш потребитель сделал совершенно иной вывод — он покупал четвертый продукт больше и лучше всех. Хотя у жюри экспертов сложилось иное мнение. Это один из примеров того, что на самом деле последнее слово за конкретными людьми с их кошельками, а наше «суперэкспертное» мнение скорее вторично.

Четыре проекта прошли акселерацию, из них два в итоге попали в линейку Агамы, и все обязательства, которые мы гарантировали в начале проекта, мы перед всеми командами выполнили. Команды собираются продолжать работу над продуктами, это маркер того, что все было не зря, и проект очевидно интересен.

Сергей Куницин — Руководитель лаборатории инноваций AGAMA. RUN

Команды, попавшие в линейку Агамы, получают 10% от прибыли продукта в течение двух лет.

Подписывайтесь, следующий пост будет посвящен стартап-полке компании Агама.

0
4 комментария
Дмитрий Волгин

Проголодался читая )
А вообще мощно за такой срок 👍

Ответить
Развернуть ветку
Natalie Lafleur

Боже, где купить сухую смесь для выпечки! Это гениально!

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Ivanov

Фудтех здорового человека

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Studenikina

Такой интересный проект. Круто, что у ребят меняется подход при создании продукта на ца-ориентированность

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда