Инкубатор AGAMA.RUN. Как студенты за три месяца разрабатывают пищевой продукт и выводят его на полки магазина
Привет. Мы в компании Агама производим рыбу и морепродукты. Скорее всего в вашем супермаркете через дорогу есть креветки или треска от Агамы, поэтому мы уже знакомы заочно. В лаборатории инноваций AGAMA. RUN мы экспериментируем, и в том числе совместно с внешними командами придумываем новые продукты и выпускаем их на полки магазинов. Лаборатория AGAMA.RUN — это подразделение, которое занимается поиском инноваций за периметром компании и их последующей интеграцией в бизнес-процессы Агамы.
Инновации создаются не только в IT. Мы делаем пищевые инновации, которые можно купить в магазине, приготовить и съесть, но при этом процесс разработки сильно похож на запуск привычного IT продукта или стартапа. Мы тоже используем Lean, подходы для создания клиентоориентированного продукта, запуск MVP для тестирования гипотез, проблемные интервью с клиентами и прочие стартап-методологии.
Уже третий год подряд Агама проводит бизнес-инкубатор, в рамках которого предлагает командам технологов пищевого производства и биотехнологов за 3 месяца пройти путь от простой идеи будущего продукта до полки магазина. В инкубаторе 2021 года это были команды из четырех университетов, которые целенаправленно занимаются рыбными продуктами в России, но о некоторых из них вы могли даже не слышать:
- Калининградский государственный технический университет (КГТУ);
- Мурманский государственный технический университет (МГТУ);
- Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП);
- Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз).
Перед командами была поставлена задача предложить идею нового функционального продукта с добавлением гидробионтов, чтобы затем самостоятельно ее реализовать. Инновационный рыбный продукт должен был быть вкусным, красивым, не содержать вредных добавок и при этом иметь «длинный» срок реализации (более 6 месяцев).
Спустя полгода после финала инкубатора 2021 года мы пообщались с участниками и организаторами и готовы рассказать о его итогах.
Как устроен инкубатор AGAMA. RUN?
Шаг 1. В самом начале проходит стартовая встреча со всеми участниками, мы отвечаем на вопросы, рассказываем, как все будет устроено. В начале есть небольшая часть образовательного блока, которая доступна для всех, кто зарегистрировался, позже мы отберем только 10 команд для участия в инкубаторе. Эта встреча посвящена еще тому, как за ближайшую неделю можно проверить свою идею, как правильно общаться с потенциальными клиентами и как представить свою идею, чтобы попасть в инкубатор.
Шаг 2. Перед презентацией, по итогам которой участники проходят в инкубатор, мы предлагаем участникам простую задачу — пообщаться с потенциальными клиентами, выяснить их потребности, спросить, что они предпочитают, и проверить свою идею на самом начальном этапе. На это есть целая неделя. Многие участники ходили, например, в супермаркеты и на рынки и наблюдали за покупателями, спрашивали, что у них сегодня на ужин, смотрели, как они выбирают схожие продукты, общались с продавцами.
На этом этапе мы хотим убедиться, что команды, которые подали заявку на участие в проекте, действительно готовы работать, «выходить в поля», общаться с клиентами (без этого совсем никак) и создавать продукт под понятные требования: функциональность, польза и потенциальный коммерческий успех.
Шаг 3. В финале первой недели проходит защита идей. Именно по итогам этого этапа в инкубатор проходит 10–12 команд. У команды есть всего 3 минуты на то, чтобы презентовать свою идею и пара минут на то, чтобы ответить на вопросы маркетологов, технологов и других сотрудников Агамы, которые постоянно работают с новыми продуктами.
Шаг 4. Лучшие команды проходят в основную часть инкубатора. Она устроена так: в начале октября проходит несколько онлайн-встреч, это образовательный блок, который нужен, чтобы разобраться с основами продуктового подхода, понять, как работать с аудиторией и как упаковывать и правильно презентовать свой продукт потребителям. Команды всё это скоро применят на практике. Почти все участники — будущие технологи и специалисты по пищевым продуктам, но эти темы они не проходят в университете. Почти каждую неделю у участников запланирован звонок с трекером, человеком, который разбирается в построении продукта и ведет команду от начала и до конца.
Шаг 5. До финала у команд есть две промежуточные презентации, которые помогают синхронизироваться, получить обратную связь и посмотреть на прогресс команд. Параллельно команды вместе с научным руководителем создают продукт, тестируют его, готовят разные версии и экспериментируют с упаковкой. В 2021 году бюджет на покупку сырья и необходимых расходных материалов составил 50 тысяч рублей на команду.
Шаг 6. Финал. Команды привозят готовые и упакованные продукты в Москву, дают их попробовать и презентуют. Получают славу, деньги и предложение выйти на полки магазинов.
Начнем с историй «неуспеха». Какие идеи и по каким причинам не прошли в инкубатор
Уровень идей, которые представили команды в самом начале, был достаточно высокий, многим командам мы предлагаем слегка «докрутить» идею и прийти с ней на следующий инкубатор, а некоторым честно говорим о том, что идея не подходит под одно из требований инкубатора. А еще может оказаться, что команда презентует продукт, который давно лежит на полках магазинов. В инкубаторе хотим видеть смелые идеи. Функциональность — одно из основных требований, поэтому некоторые проекты не проходят именно по этому критерию.
Это список идей, которые не прошли в инкубатор AGAMA. RUN 2021:
Кто прошел в инкубатор и стал финалистом?
На финал, в Москву, мы пригласили 10 команд с готовыми прототипам своих продуктов. Это студенческие команды из четырех российских вузов, которые пришли с идеями и за три месяца создали продукт, продумали упаковку и создали первую микро-партию в университетских лабораториях.
Это продукты, которые вышли в финал:
✅Суфле из тресковых язычков и щечек. Команда «Арктика», МГТУ.
✅ Полифункциональная пищевая добавка из голов Командорского кальмара. Команда «Биотехнологический андеграунд», МГУПП.
✅ Рыбафля. Замороженный полуфабрикат: венская вафля с фаршем из макруруса малоглазого. Команда «Глубоководные из приморья», Дальрыбвтуз.
✅ Сухая бисквитная смесь для приготовления рыбного пирога. Команда «DesPat», КГТУ.
✅ Мороженое на основе морского гребешка с добавлением ламинарии, хитозана и приморских дикоросов. Команда «SnowBalls», Дальрыбвтуз.
✅ Плавленый сыр с насыщенным вкусом креветки и ламинарии. Команда «Two M», МГУПП.
✅🏅 Натуральный паштет из краба с морскими биодобавками. Команда «Восточный бриз», Дальрыбвтуз.
✅🥉 Паста из ламинарии с красной рыбой в устричном соусе. Команда «Kelp and Fish», Дальрыбвтуз.
✅ 🥈«Первый рыбный десерт» — мусс с гомогенизированными слоями из фруктов и белой рыбы с высоким содержанием белка, без вкуса и запаха рыбы. Команда «Омега», КГТУ.
✅🥇 Сливочная рыбная крем-паста с хитозаном и альгинатом натрия. Команда «Океан», Дальрыбвтуз.
Что дальше?
Подписывайтесь, следующий пост будет посвящен стартап-полке компании Агама.
Проголодался читая )
А вообще мощно за такой срок 👍
Боже, где купить сухую смесь для выпечки! Это гениально!
Фудтех здорового человека
Такой интересный проект. Круто, что у ребят меняется подход при создании продукта на ца-ориентированность