{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Электромобили Woods. Методом проб и ошибок

Привет! На связи Илья, автор крупнейшего Telegram-канала про электромобили. Это шестая статья из серии публикаций, посвященных первому золотому веку электромобилей на рубеже XIX-XX столетий.

Лиха беда начало

Клинтон Эдгар Вудс родился в 1863 году в штате Массачусетс. Он выучился на инженера-электромеханика в Бостонской школе технологий (сейчас это Массачусетский технологический институт, один из лучших вузов мира). Работая на производстве динамомашин, двигателей, трансформаторов и других устройств он приобрел репутацию талантливого инженера.

Clinton Edgar Woods

В 1881 г. Вудс женился на Иде Ноубл Хамфри. Их дочь, Флоренс Эстелла Вудс, родившаяся год спустя, позже стала известна как первая женщина, которая владела и управляла машиной в Нью-Йорке.

В следующем десятилетии инженер решил попробовать себя в зарождающейся автомобильной отрасли. 1895 году он основал корпорацию American Electric Vehicle, а в 1896 - Woods Motor Vehicle. Оба предприятия расположились в Чикаго, штат Иллинойс. Вначале дела шли не лучшим образом. Первая компания уже через 3 года отошла Indiana Bicycle Company (будущей Waverley), а вторая – обанкротилась вскоре после создания.

Однако неудача не остановила Вудса – в 1899 г. он смог привлечь инвестиции в $10 миллионов и возродить Woods Motor Vehicle. Первым выпущенным электромобилем стал 4-местный Hansom. Год спустя компания изготовила модель Spider. Машина была рассчитана на двух пассажиров, водитель располагался позади них. Максимальная скорость экипажа составляла 19,2 км/ч, запас хода – 48 километров. «Паук» весил 1134 кг. Его характерной особенностью были очень внушительные колеса – диаметр передних составлял 91 сантиметр, а задних – 107.

1903 Woods Electric Hansom Cab

В том же 1900 г. Вудс представил модели Stanhope и Road Wagon. Одновременно инженер опубликовал одно из самых ранних в мире пособий по устройству и эксплуатации электромобиля. При этом поначалу производственные мощности Woods Motor Vehicle были невысокими – 1899-1901 гг. предприятие изготовило лишь 34 экипажа, после чего… снова обанкротилось. В результате Вудс остался владельцем компании, но поручил непосредственное руководство другим людям.

Набирая обороты

Прорыв случился в 1903 г., когда было собрано 186 авто. Всего покупатели могли выбирать между 16 модификациями (включая модели предыдущих лет). Основные различия заключались в типе кузова. Некоторые из них, например Hood delivery wagon или Pabst wagon обладали до крайности экстравагантным дизайном, больше напоминая кареты каких-то сказочных героев, а не автомобили. В дальнейшем темпы производства и разнообразие продукции продолжили стремительно расти.

В 1904 году увидел свет Woods Victoria. Двухместный экипаж приводился в движение парой моторов общей мощностью 5 л.с. Они питались от батареи из 40 ячеек. Машина оснащалась 4-скоростной трансмиссией, имевшей также реверсную передачу. Аналогичным образом были устроены и многие последующие электромобили Woods. Модель была тяжелой – 1,2 тонны. Ее максимальная скорость составляла 29 км/ч., а цена – $1900, что для марки Woods было весьма скромно.

1905 Woods Electric Queen Victoria

Большинство авто этого производителя стоили в районе 2500-3000 долларов – внушительная цифра даже по меркам электромобилей (которые сами по себе были транспортом для богатых). За выпущенные во второй половине 1900-х модели Brougham и Landaulette просили еще больше – по $4000. В отличие от более ранних машин Woods, экипажи получили рулевое управление. Аккумуляторов хватало на 80 километров пробега. Оба электромобиля были четырехместными, имели солидную колесную базу в 269 сантиметров и весили в районе 1,6 тонн. А вот максимальная скорость была разной – закрытый Brougham мог разогнаться всего до 19,2 км/ч, оснащенный откидной крышей Landaulette выдавал 27,4 км/ч.

При этом, в отличие от многих конкурентов, Woods не была «чистым» производителем электромобилей – с 1905 г. компания также выпускала машины с ДВС. Кроме того, в том же году Вудс разработал автомобиль Interurban, оснащенный сразу двумя моторами – электрическим и бензиновым. Назвать эту модель в полной мере гибридной было нельзя – двигатели не могли работать одновременно. Переключение между режимами занимало 10 минут. Interurban не поступил в серию, но стал основой для будущих разработок.

В 1908 г. Woods Motor Vehicle несколько сократила ассортимент. Компания прекратила выпуск ряда моделей с открытым кузовом, внешне неотличимых от конных экипажей. Производитель сосредоточился на электромобилях с кузовами Coupe, Roadster, Victoria, Limousine и Brougham. И, хотя явная преемственность от карет сохранилась (тот же Brougham – прямой наследник одноименного конного экипажа, изобретенного британским лордом Генри Брумом), облик машин Woods стал более современным.

В 1912 году предприятие вышло на пиковую мощность, выпустив 1306 автомобилей с двигателями различных типов.

Новые решения и неминуемый закат

Во второй половине 1910-х популярность электромобилей начала падать. На этом фоне в 1916 году Woods выпустила в продажу одно из первых в США и мире гибридных авто – Dual Power Model 44 Coupe. Электромотор позволял машине разогнаться до 24,1 км/ч. Затем в дело вступал 4-цилиндровый бензиновый двигатель, который обеспечивал максимальную скорость уже в 56,3 км/ч. Хотя кузов изготовили из дерева, его дизайн был весьма продвинутым для того времени. В целом устройство новинки было близко к современным гибридам. Купе стоимостью $2700 разошлось тиражом в 600 экземпляров.

Woods Model 44 Dual Power Hybrid Coupe 1916

В 1918 году компания собрала 628 машин. Также в ее портфеле находились заказы еще на 1300 авто. Но, несмотря на хорошую репутацию и большой опыт, фирма не выдержала растущей конкуренции и прекратила существование. За 19 лет предприятие выпустило 13,6 тыс. электрических, бензиновых и гибридных автомобилей.

Еще будучи владельцем Woods Motor Vehicle Клинтон Эдгар Вудс параллельно работал и в других местах, писал книги по менеджменту и бухгалтерии, а также занимался изобретательством (всего он получил несколько десятков патентов). После ухода из автобизнеса он сменил еще ряд должностей. В частности, побывал инженером-консультантом в оружейной компании Remington Arms и одним из директоров Национального коммерческого банка Филадельфии. Вудс трагически погиб 19 декабря 1927 года в результате несчастного случая на фабрике в Дойлстауне, штат Пенсильвания. Инженер работал с воском, который внезапно воспламенился, причинив смертельные ожоги.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда