{"id":9130,"title":"\u0417\u0430\u0449\u0438\u0442\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043c\u043f\u044c\u044e\u0442\u0435\u0440\u044b \u0438 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0445\u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0443","url":"\/redirect?component=advertising&id=9130&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/305439-reshenie-dlya-biznesa-zashchitit-rabochie-kompyutery-i-tratit-menshe-na-tehpodderzhku&placeBit=1&hash=85c54b2e13f250dedc65edea594d27f2b8d3772b0cf075b87dc84abeac949895","isPaidAndBannersEnabled":false}
DataArt

«Честный знак»: опыт интеграции корпоративных систем с ГИС МТ

Как настроить интеграцию с ГИС МТ, не меняя внутренние процессы.

За два последних года DataArt успел близко познакомиться с системой «Честный знак», реализовав несколько проектов системной интеграции. В статье мы постарались разъяснить, что представляет собой национальная система маркировки товаров, как проходит интеграция, какие возникают сложности и как они могут быть преодолены. Мы попросили прокомментировать опыт интеграции с «Честным знаком» представителей компаний из разных сфер — «Молвест» и «Спортмастер».

«Честный знак» — национальная система маркировки, призванная защитить любые товары от подделки — начала работать в России в 2019 году. Пока наносить на упаковку специальный цифровой код, позволяющий в любой момент отследить товар, нужно только для продукции определенных категорий. Правда, их уже много: обувь, верхняя одежда, туалетная вода, автомобильные шины, фотокамеры, лекарства, молочные продукты. С 2024 года постоянно обмениваться данными с Государственной информационной системой мониторинга товаров (ГИС МТ) — «Честный знак» — придется уже абсолютно всем производителям, импортерам, логистам и ритейлерам, работающим в России.

Уникальный цифровой код (DataMatrix) призван проследить весь путь товара с момента производства или пересечения границы до продажи конечному потребителю. Однако без автоматизации любой бизнес, связанный с торговлей, сможет работать только с небольшими объемами: запросы на получение кодов придется отправлять вручную через через личный кабинет на сайте честныйзнак.рф. Чтобы оперативно маркировать крупные партии товара, потребуется отдельный программный модуль для интеграции с «Честным знаком». Причем модуль должен быть достаточно гибким, чтобы легко адаптироваться к изменениям интерфейсов ГИС МТ, поскольку система продолжает развиваться и регулярно обновляется.

Как работает система?

В принципе интегрировать с «Честным знаком» можно любую корпоративную систему, которая предоставляет API. После настройки модуль, обеспечивающий обмен данными между внутренней базой и ГИС МТ, может:

  • выгружать данные о товарах, подлежащих маркировке, из корпоративной учетной системы;
  • автоматизировать запросы в ГИС МТ на всех этапах движения маркированного товара;
  • собирать и хранить данные о кодах маркировки в специальном хранилище с момента производства, покупки или импорта товара до момента его продажи контрагенту или конечному пользователю.

У каждого производителя, импортера, логиста и ритейлера, который обязан использовать маркировку, как правило, есть сложившаяся IT-инфраструктура для учета товаров. Она создана с учетом специфики товара и схемы взаимодействия с поставщиками и покупателями. Каждая интеграция с системой «Честный знак» индивидуальна, но есть особенности, которые типичны для компаний из одной отрасли.

Схема работы национальной системы маркировки с сайта честныйзнак.рф

О проблемах внедрения «Честного знака» и IT-решениях мы расспросили представителей бизнеса: Виталия Чернышова из компании «Молвест», управляющей несколькими молочными комбинатами, Михаила Гультяева и Сергея Сафонова из сети магазинов «Спортмастер».

Виталий Чернышов, начальник отдела автоматизации АО «Молвест»: «По моему личному мнению — подчеркну, что это не позиция компании — сама по себе система ГИС МТ тяжелая и местами избыточная. Мы работаем с проблемой интеграции этой системы в наши производственные и учетные системы и своим коллективом, на предприятии, и в контакте с ее создателями — ЦРПТ. Используем ресурсы профессиональных сообществ с участием представителей табачной, алкогольной и фармацевтической промышленности, в клубе IT и Digital-директоров „я-ИТ-ы“ сформировали рабочую группу по теме. Но пока больше вопросов, чем ответов.

Особенность системы — информация о кодах передается в ЦРПТ только при смене собственника — юрлица. Транспортировка, перегрузки, временное хранение никак не учитываются, и движение товара мы видим только при смене владения. Система работает, но острой потребности, как я вижу, в оперативном отслеживании товаров пока не было. А в отношении молочной продукции именно время — критически важный показатель.

Ответ от ГИС МТ мы получаем не моментально. В наше время, в моем понимании, нормальный отклик системы это если не микросекунды, то миллисекунды. Но в проекте постановления можно встретить: „24 часа на ответ о внесении сведений в электронную систему мониторинга либо об отказе о приеме электронных документов“ (пункт 25); „срок не позднее 3 дней на получение уведомления в случае отрицательного результата проверки заявления о регистрации молочной продукции в информационной системе“ (34 пункт). На мой взгляд, это нормативы старых бумажных бизнес-процессов.

Нам обещают плавный старт. Сначала маркировка молочной продукции будет отслеживаться только по двум параметрам: ввод продукции в оборот и вывод из оборота при продаже конечному потребителю на кассе. Магазины временно смогут принимать продукцию без поэкземплярной идентификации. Мы уже довольно давно в эксперименте, и пока это не самая большая проблема: мы сможем нанести коды и передать данные в ГИС МТ. Сложности начнутся, когда нужен будет поэкземплярный учет при передаче другому юрлицу. Каждый брусочек сыра, каждая бутылка молока будет иметь уникальный код. Нам надо будет собрать на складе продукцию в соответствии с заявкой покупателя и передать через базу данных в ГИС МТ информацию о кодах всех товаров, которые мы ему отправляем. Чтобы упростить задачу передачи кодов — отдать коробку продукции — предлагают делать агрегационный код, к которому будут привязаны все коды товаров, находящихся внутри.

Агрегация — самый непростой процесс на линии. Некоторые из них работают на небольшой скорости — 2000–3000 единиц продукции в час — наверное, там агрегацию можно сделать вручную. Но если выпуск — более 10 000 штук в час, все намного сложнее. Ведь нужно считать код каждого товара, уложить все в короб, нанести агрегационный код, затем считывать коды коробок и создавать агрегационный код для паллеты.

И такой поэкземплярный учет кодов будет напрямую зависеть от человеческого фактора — товары нужно не пересортить, не перепутать. При этом маркировка будет нечитаемой для человеческого глаза информацией. Либо мы полностью доверяем системам, которые автоматически все определяют и агрегируют (это сложно реализовать именно как IT-систему). Либо включаем в цепочку человека, значит, не можем гарантировать точность.

Что будет дальше, когда мы каким-то образом выстроим систему поэкземплярного учета передачи маркированной продукции другому юрлицу? Все наши покупатели (вся розница, каждый прилавок, каждый ларек) должны будут ввести электронный документооборот. Потому что коды маркировки через бумаги никак не передаются.

Если системы работают не самостоятельно, а с участием человека, от ошибок никто не застрахован. Как бы мы системы ни нагрузили. При этом защита от контрафакта в молочной отрасли не актуальна, здесь он и так незначительный».

Михаил Гультяев, начальник отдела управления мастер-данными, департамент разработки и внедрения услуг, управление информационных сервисов, «Спортмастер Россия»: «У внедрения системы обязательной маркировки товаров „Честный знак“ в нашей сфере есть несколько специфических особенностей. Непростым был процесс определения корректного логического уровня хранения данных о GTIN в МДМ. Структура хранения данных о товарах в нашей компании довольно сложная, в связи с чем это архитектурное решение оказалось критически важным. До сих пор ряд вопросов остаются открытыми, это связано с отсутствием решений со стороны ГИС МТ по сущностям типа „Комплект“ и „Набор“.

Большой проблемой было частое изменение API со стороны ГИС МТ. Это требовало постоянных оперативных изменений в интеграции и в Oracle-, и в Java-части. Причем изменения могли носить характер и мелких доработок, и комплексных работ. К примеру, в какой-то момент ГИС МТ начала банить учетную запись участника маркировки, который стучится в систему чаще чем раз в секунду. По сути, это блокировало нашу работу, и нам пришлось срочно менять схему взаимодействия. Также были неприятные моменты, связанные с ошибками в описании API со стороны ГИС МТ.

Еще одним важным ограничением в работе с ГИС МТ оказалось ограничение на количество уникальных позиций (GTIN) в заказах на эмиссию. В ходе заказа КИЗ на остатки товаров потребовалось несколько недель работать внеурочно, в противном случае были риски не успеть заказать коды маркировки на все наши остатки.

Из положительного стоит отметить перспективу использования текущих наработок для поштучного учета товара.

По поводу статуса можно однозначно ответить, что основные потоки интеграции у нас реализованы. Есть ряд процессов, связанных с оптовыми отгрузками и реэкспортом, которые еще не закрыты интеграцией и поддерживаются в ручном или полуручном виде.

Следующий уровень автоматизации, который хотелось бы получить в области маркировки, по сути, предполагает контроль корректности всех проводимых операций в логистике с точки зрения статусов ЖЦ КИЗ».

Сергей Сафонов, ведущий аналитик группы управления процессами технологического развития отдела поддержки технологического развития управления информационных сервисов, «Спортмастер Россия»:«Самая сложная проблема, с которой нам пришлось столкнуться, — приемка товара от российского поставщика. На этапе эксперимента государство декларировало маркировку как мягкую проверку участников оборота товара. Предполагалось, что единичные ошибки не будут приводит к блокировкам движения товара. Мы заложили под это определенную архитектуру. Планировали выборочные проверки, рейтингование поставщиков и пр. Однако государство отошло от этого. Менять архитектуру было уже поздно. Пришлось делать костыль. Костыль вышел очень сложный. Мы его до сих пор до конца не доделали.

Сейчас разрабатываем другое решение. Вероятно, что маркировка вынудит нас переходить на использование радиочастотных меток для идентификации товара. Поштучное сканирование очень дорого. С ними тоже не все хорошо в ЦРПТ. Формат меток, утвержденный государством, включает в себя излишне много данных, что сильно сказывается на ее цене. А она в основном и определяет экономику решения».

Елена Федорова, Старший вице-президент по развитию бизнеса, Восточная Европа, компания DataArt: «Каждая компания по-своему настраивает обмен данными между внутренними корпоративными базами и Государственной информационной системой мониторинга товаров. Очевидно, что когда товарооборот высокий, вручную забирать данные с сайта ГИС МТ практически невозможно, нужна автоматизация. DataArt уже реализовал несколько проектов, интегрировав с ГИС МТ внутренние системы учета компаний-производителей и ритейлеров из разных сфер. Мы научились делать это быстро, не меняя внутренних процессов клиента и учитывая специфику отрасли, в которой он работает. Есть компании, которые обращаются к нам за консультацией на этапе принятия решения, какой должна быть конфигурация для интеграции с ГИС МТ.

И, конечно, нам интересен опыт компаний, самостоятельно реализующих интеграцию, как, например, «Молвест» и «Спортмастер», которых мы попросили поделиться своим видением ситуации.

Наш практический опыт показывает, что оптимально проводить интеграцию в два этапа, первый из которых длится полтора-два месяца. За это время эксперты DataArt анализируют требования корпоративной системы заказчика и создают прототип, автоматизирующий запросы в ГИС МТ на получение и ввод кодов. С этого момента система уже фактически работает.

На следующем этапе система адаптируется под внутренние процессы компании, происходит ее оптимизация, к ней могут быть добавлены новые функции. Длительность этого этапа и сложность задач зависят исключительно от потребностей и пожеланий заказчика.

Впереди еще много работы, до 2024 года настроить интеграцию с ГИС МТ необходимо всем компаниям, работающим в сфере ритейла. Важно найти оптимальное IT-решение, которое позволит сохранить работоспособность всех внутренних процессов. Или решить, что именно сейчас пришло время перестроить часть процессов, которые давно требовали модернизации. Примеры, когда интеграция с „Честным знаком“ становится частью новой более функциональной IT-архитектуры, в нашей практике тоже есть».

0
2 комментария
Популярные
По порядку

Должно быть стыдно пользоваться этим знаком..кормить за свой счет оператора маркировки. теперь еще одна компания будет зарабатывать деньги считай на воздухе. Без реальной пользы для жителей и компаний. Вот так бабки и делаются, продвинуть и на лапу дать нужным людям и все...

0

Грядёт всеобщая маркировка товаров...

0
Читать все 2 комментария
Бизнес онлайн: Авито запускает школу для предпринимателей

Компания будет обучать начинающих и опытных предпринимателей основам привлечения клиентов, поиска сотрудников и подрядчиков на онлайн-платформах. Сегодня платформу Авито используют 48% компаний малого и среднего бизнеса в стране — эксперты компании помогут новичкам и опытным предпринимателям сделать решение бизнес-задач еще более эффективным. Все…

Операторы в России перестали продавать тарифы с безлимитным мобильным интернетом новым абонентам Статьи редакции

Неограниченный трафик сильно увеличивает нагрузку на сеть и не приносит прибыль компаниям, считают эксперты.

Исследователи нашли в Google Play сканер QR-кодов с вирусом, крадущим данные банковских приложений Статьи редакции

Программа может получить доступ к информации клиентов «Сбера», «Тинькоффа», ВТБ и других банков.

«Яндекс» добавил в «Браузер» автоматический закадровый перевод видео на французском, испанском и немецком Статьи редакции

Доступен на YouTube, Vimeo и других платформах.

Как российский корпоративный мерч путешествует по компаниям и выставкам по всей Европе, покоряет Эльбрус и Камчатку

Создавали мерч для представителей компании на мероприятиях, а получился «универсальный продукт», нашедший почитателей на всех континентах.

Как канадские любители снегоходов и квадроциклов открыли для себя Россию

«Важно найти свою нишу и быть готовым к тому, что ничего не получится».

Как с помощью WhatsApp увеличили выручку сервиса онлайн-бронирования на 133 млн рублей: кейс Агент.ру

Расскажем, как мы упростили путь покупателей и автоматизировали работу менеджеров с помощью чат-бота в WhatsApp и amoCRM для сервиса онлайн-продажи билетов. В результате увеличили прибыль компании на 33,5%.

VELES BLOG Рассказываем как себя вести, чтобы заработать с Veles
VK закрыла Boom и запустила приложение «VK Музыка» Статьи редакции

В приложении можно будет сравнить свой музыкальный вкус с другими пользователями.

«VK Музыка» VK
Участники трека AI Factory – вы лучшие!

Десятый, юбилейный, трек AI Factory проекта «Московский акселератор» успешно завершен!

Использование YOLOv5 для задачи детекции

Ликбез по нейронным сетям

null