{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Влияние семьи на употребление ребенком психоактивных веществ

Семья и родительское воспитание могут оказывать на пристрастие подростка к алкоголю и наркотикам как прямое, так и косвенное воздействие. Если, например отец унижает своего сына, оскорбляет, бьет - такой стиль воспитания прямым образом заставляет подростка искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи.

При гармоничных отношениях отсутствуют внутрисемейные причины приобщения к психоактивным веществам. Кроме того, семья с гармоничными внутрисемейными отношениями имеет высокую устойчивость к влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, в которых употребляют вещества.

Гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:

- родители с теплотой относятся к своему ребенку, эмоционально принимают его;

- родители понимают возрастные особенности подростка и знают, как поддержать его в трудной ситуации;

- родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.

Чем больше степень дисгармонии, тем выше риск приобщения к психоактивным веществам.

Можно выделить три формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления:

Первая форма — жестокость в общении с подростком

Проявляется через физическое насилие, словесные оскорбления и унижения, через воспитание «в ежовых рукавицах». При таком обращении подросток прибегает к веществам, так как оказывается вытолкнутым из семьи в асоциальную среду или находится в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.

Вторая форма — непонимание родителями возрастных особенностей

Самосознание подростка нередко формируется драматично и противоречиво. Поэтому подросток обращается к веществам, чтобы снять тревожность, возникающую вследствие ускоренного полового и интеллектуального развития. Родители не способны психологически правильно реагировать и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации подросток вынужден самостоятельно, часто через ошибки, вырабатывать свое отношение к веществам.

Третья форма — низкий авторитет родителей

Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье не гарантируют значимость родителей. Если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе и по отношению к веществам, не принимаются во внимание. Такой ребенок менее защищен от давления социальной среды, где употребляются эти вещества.

Таким образом, первая форма может быть прямой причиной приобщения к психоактивным веществам, вторая — может «способствовать» этому косвенно, а при третьей форме из-за попустительской позиции родителей подросток имеет сниженную социально-психологическое восприятие в отношении веществ.

Если говорить о жестоком обращении родителей, то оно выражается в физическом подавлении, а также в грубом психологическом унижении личности через авторитарный стиль воспитания. В результате личность ребенка деформируется — он сам становится агрессивным или, наоборот, тревожным и заискивающим перед окружающими. Но самое печальное, что атмосфера агрессии и отвержения выталкивает ребенка из семьи.

Но есть агрессивное воспитание которое проявляется в скрытой форме. Например семьи, в которых имеет особое значение культ «мужской строгости» в воспитании детей. Жестокость рассматривается как средство достижения «благой» цели, с точки зрения родителей, они не жестокие, а строгие, открывающие своим детям «правду жизни».

А есть так называемая - Невротическая конфликтность

Эта форма агрессивности вызвана «раздражительной слабостью» родителей. Родитель находится в плену постоянных страхов, не отступных из-за, например, чувствительности, тревожности и мнительности. Человек пытается преодолеть свои проблемы, но из-за неадекватной самооценки вырабатываемые им способы разрешения жизненных трудностей не только не преодолевают их, а еще больше усугубляют положение. Родитель переутомляется на работе, либо переживает какие-либо жизненные неудачи, страхи и срывает раздражение на ребенке, после чего мучается угрызениями совести, а может вообще не мучается, так как это вошло в привычку.

0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда