«Маркетинг в food-сфере должен работать 24/7»

В каждом направлении бизнеса есть свои нюансы, и food-сфера не исключение. Сегодня один из главных секретов успеха в этой области – хороший маркетинг. Какие есть особенности у food-маркетинга? Какие инструменты продвижения работают лучше всего? Что нужно учесть при открытии своего ресторана или кафе? Обо всём этом мы побеседовали с руководителем бренд-консалтинга «Sapunova food & people» Светланой Сапуновой.

Справка

  • Сапунова Светлана Сергеевна, предприниматель, руководитель бренд-консалтинга «Sapunova food & people».
  • Родилась в городе Бийске 31 июля 1990 года.
  • В 2012 году окончила Алтайский государственный университет по специальности «Юриспруденция».
  • Профессиональный путь начала в качестве фотографа.
  • В 2015 году переехала в Новосибирск. Работала маркетологом в Traveler`s Coffee. После сокращения открыла собственную компанию.
  • Увлекается спортом, психологией, музыкой, изучает английский язык, путешествует.

Про food-сферу

– Светлана, большая часть ваших клиентов из food-сферы. Расскажите, почему выбрали эту нишу.

– По сути, костяк наших клиентов сложился ещё шесть лет назад, когда я работала как фотограф. В тот период было много съёмок, связанных именно с едой. Можно сказать, что это направление само меня выбрало. Со временем мы просто расширили количество услуг для этих клиентов: добавили дизайн и smm.

– Почему для вас как для фотографа было интересно это направление?

– Мне всегда больше нравилась коммерческая съёмка, потому что она связана с интересными долгосрочными проектами. Плюс мне как фотографу это давало больше возможностей для профессиональной реализации.

– Есть ли какие-то особенности продвижения в food-сфере?

– Food-маркетинг в целом отличается от обычного. Во-первых тем, что здесь главная задача рассказать не только про товар или услугу, а про ощущения, настроение и атмосферу.Во-вторых, путь от продукции или услуги до клиента более долгий по сравнению с покупкой других товаров. Маркетинг в этой сфере начинает работать ещё до того, как гость пришёл в заведение. Взять к примеру ресторан: сперва он должен чем-то заинтересовать потенциального клиента. После этого у человека должно возникнуть желание посетить его. Когда гость пришёл, нужно сделать так, чтобы ему всё понравилось. После того, как гость уйдёт, важно, чтобы у него остались хорошие впечатления и желание вернуться. Если на каком-то из этих этапов происходит сбой, рушится вся цепочка. Гость либо не дойдёт до вас, либо дойдёт, ему что-то не понравится, и он больше не вернётся.То есть маркетинг здесь работает 24/7, начиная с момента, когда человек ещё не знает о вас, заканчивая его «послевкусием» от продукта или услуги.

– Как вы оцениваете уровень развития food-маркетинга в нашем городе?

– Я бы сказала, что мы находимся на среднем уровне. Да, есть достойные аккаунты в социальных сетях, красивая упаковка, хорошо оформленная доставка. Но в общей пропорции компаний с качественным маркетингом пока не так много.

– С чем это связано?

– Думаю, с тем, что у представителей бизнеса пока не сформировалось понимание маркетинга и его функций. Например, во многих заведениях food-сферы ведением социальных сетей занимается управляющий или администратор. Когда мы дорастём до того, что маркетингом будет заниматься отдельный специалист, то сможем выйти на новый уровень.

– Какие ещё могут быть варианты решения?

– Совместная деятельность специалистов, работающих в сфере маркетинга. Взять, к примеру, дизайнера: чаще всего он заинтересован лишь в том, чтобы хорошо сделать свою часть проекта. А нужно, чтобы у человека была мотивация творчески работать в команде и создавать успешный проект в целом.К сожалению, пока специалисты мало и редко коммуницируют между собой, каждый просто делает свой объём работы. Это происходит потому, что часто мы боимся выйти за рамки своих обязанностей.Если бы у нас существовало развитое профессиональное сообщество, где были бы и дизайнеры, и фотографы, и маркетологи, взаимопонимание между ними выросло.

Про food-маркетинг

Съёмка меню для ресторана «Атлас» в Барнауле.

– Ваши рекомендации тем, кто решил открыть своё кафе или ресторан.

– Два главных вопроса, которые нужно себе задать перед тем, как открывать любой бизнес, это «кому?» и «зачем?». Другими словами, нужно понять, кто ваша целевая аудитория и чем вы будете её привлекать. История «я откроюсь просто потому, что я так хочу» не работает.На начальном этапе важно проанализировать целевую аудиторию, составить портрет своего покупателя или гостя. Затем рассчитать бюджет, в который обязательно заложить средства на маркетинг.После этого выбрать локацию. Делать это нужно опять же исходя из особенностей целевой аудитории. Например, если ваши будущие клиенты – обеспеченные люди с достатком выше среднего, открывать luxury-ресторан на железнодорожном вокзале – плохая идея. И конечно же, нужно запустить маркетинг ещё до открытия: дать рекламу, подогреть аудиторию.

– Какие каналы продвижения вы бы посоветовали компаниям из этой сферы?

– Один из главных – это smm: социальные сети продолжают работать на бизнес. Кроме того, я бы рекомендовала инструменты по digital-продвижению. Собственный сайт или приложение тоже не будут лишними.Кроме того, сейчас вернулись такие способы продвижения, как реклама в лифтах и на билбордах. Также могу посоветовать активно использовать партнёрские программы и различные коллаборации. Например, если у вас кондитерская, можно запустить совместный проект с детским центром. В текущей непростой реальности этот канал продвижения хорошо развивается и работает потому что бизнес помогает бизнесу. В целом можно сказать, что сейчас маркетинговые инструменты сдвинулись в сторону офлайна.

– Были мысли открыть собственное кафе или ресторан?

– Мысли были, но пока фокусируемся на том, чтобы помогать другим.

– Какая сейчас динамика развития food-сферы?

– Я считаю, что положительная: появляются новые заведения, запускаются службы доставки, открываются производства продукции. Бизнес адаптируется к новым условиям.

Про блогеров и соцсети

– Как изменился рынок СММ за последнее время?

– Многие компании просто ушли из соцсетей. Кто-то вообще перестал вести социальные сети, руководствуясь тем, что инстаграм (признана экстремистской организацией в России) не работает как раньше, а «ВКонтакте», «Телеграм» и «Одноклассники» им не нравятся. Но это в корне неверно, потому что целевая аудитория никуда не делась, она просто перераспределилась по другим соцсетям.

– Сейчас стоит продолжать вести соцсети?

– Да, обязательно. Сейчас в некоторых соцсетях недоступна таргетированная реклама, но и в этом есть свой плюс, потому что пришло время органических охватов. Это значит, что компания должна быть интересна пользователям. Как раз поэтому многие организации, которые раньше работали только по принципу «купи-купи» больше не популярны. Пользователям нужен интересный контент и живое общение.

– Такой инструмент продвижения, как блогерство сейчас актуален?

– Да, конечно. Мы привлекаем блогеров для многих своих проектов.

– Есть ли какие-то особенности работы с блогерами?

– Во-первых, мы проверяем их аккаунты. Для этого есть специальная программа, которая показывает, сколько у блогера «живых» подписчиков, из какого они города и так далее. Во-вторых, они работают по техническому заданию и предоставляют нам определённую аналитику.Кто-то считает, что сотрудничать с блогерами тяжело, но у нас уже сложился отработанный алгоритм работы с ними, поэтому особых трудностей не возникает.

Про «Sapunova food & people»

Бэкстейдж со съёмок рубрики «СветикиСоветики».

– В какой момент вы решили открыть собственную компанию?

– Когда поняла, что мне недостаточно тех задач, которые я решала на основной работе. В найме я была ограничена должностными обязанностями и не могла реализовать все свои творческие идеи. Плюс компания, в которой я работала, занималась только одним направлением – кофе, поэтому развиваться в какой-то другой сфере было невозможно. Всё это привело к тому, что в какой-то момент профессионально я упёрлась в потолок.В 2015 году в Traveler`s Coffee начались сокращения, под которые попала и я. После этого мы вместе с братом Алексеем приняли решение создать компанию «Sapunova food & people» и заниматься собственными проектами.

– Расскажите, как развивалась компания.

– Начинали мы втроём: я, мой брат Алексей и дизайнер. Вначале работали как фрилансеры: брали заказы на фотосъёмку и дизайн. Трудились в основном удалённо. Примерно через год сняли офис и расширили штат. Сейчас нас пятеро и один сотрудник работает удалённо.

– Какие сложности были на пути?

– Первая – это подбор персонала: в любой сфере всегда сложно найти «своего» работника. Вторая – формирование имиджа компании на рынке. Это уже как раз про маркетинг. Агентств, подобных нашему, много, и на то, чтобы выделиться среди них, потребовалось время. Третья – поиск клиентов. Мы работаем в определённой нише и с определённой целевой аудиторией, поэтому здесь тоже были свои нюансы. И четвёртая сложность, которая есть всегда, – это развитие даже в условиях кризиса. Коронавирус пришёл – маркетинг первый пострадал. Началась спецоперация – на нас это тоже отразилось. Маркетинг – сфера, которая первой чувствует на себе любые изменения.

– Ваша компания занимается маркетингом, а как вы сами себя продвигаете?

– В общем-то так же, как и своих клиентов. Например, мы рассказываем о своей деятельности через социальные сети, ещё у нас есть сайт. Даём таргетированную рекламу во ВКонтакте, используем рассылку.Кроме того, мы выкладываем своё портфолио на разных профессиональных площадках, таких как «Профи» и «Яндекс. Услуги».Кстати, когда появляются какие-то новые способы продвижения мы вначале пробуем их на себе, смотрим, как они работают, а уже потом предлагаем клиентам. Также в социальных сетях мы ведём рубрику «СветикиСоветики», в которой делимся с подписчиками полезной информацией по теме маркетинга.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда