«Отношение к покупке одежды станет более рациональным»
Приобретая новую вещь, мы порой не задумываемся, какой длинный путь она прошла, прежде чем оказаться на полке магазина. Между тем на разработку всего одной коллекции одежды у производителя уходит больше года. Об особенностях российской фэшн-индустрии в интервью нашему порталу рассказал основатель торговой марки Bizzarro Валерий Зеленов.
Справка
- Зеленов Валерий Александрович, основатель и генеральный директор торговой марки Bizzarro, совладелец бренда одежды Cuvee.
- Валерий Зеленов родился 26 апреля 1969 года в городе Бавлы в Республике Татарстан. В 15 лет переехал в Новосибирск.
- В 1988 году окончил Новосибирский машиностроительный техникум по специальности «Электронно-вычислительные машины, приборы и устройства». После этого учился в Харьковском политехническом институте. Работал инженером в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им С. А. Чаплыгина (СибНИА).
- В период перестройки занялся коммерцией. В 1998 году открыл собственное производство одежды.
- В 2000 году зарегистрировал торговую марку Bizzarro. В 2017 году совместно с итальянским дизайнером Марко Николи запустил производство одежды под брендом Cuvee.
Про героя
– Мне с детства нравилась электроника. К тому же во времена моей юности это было очень перспективное направление. Поэтому я и получил техническое образование. Помню, даже мечтал о научной карьере. Возможно, всё именно так бы и сложилось, если бы не перестройка.
– Да, я учился на заочном отделении в институте и параллельно трудился инженером в СибНИА. Там я проработал около двух лет. Потом наступило время, когда перестали выдавать зарплату. Тогда я занялся коммерцией: продавал компьютеры, копиры, факсы. После этого переключился на торговлю обувью.
– Да просто сел и поразмыслил о том, чем бы мне хотелось заниматься. При этом понимал, что дело должно быть не только интересным, но и прибыльным. Продажа обуви как раз включала в себя оба пункта. К тому же на рынке тогда был тотальный дефицит, и я подумал, что это направление может быть востребовано.
– Собрался и поехал в Москву на поиски поставщиков. По счастливой случайности в это время в столице проходила выставка Consume Expo. Там я познакомился с итальянцами, которые представляли фирму по производству обуви. Мы пообщались и договорились о сотрудничестве. Через несколько месяцев они прислали в Новосибирск торговое оборудование и первую партию товара. Мы открыли фирменный отдел в магазине «Синтетика». Так начался мой путь в фэшн-индустрии.
– Через семь лет мне наскучил этот бизнес. Тогда я сел и снова начал размышлять о том, чем заняться. Решил, что хочу открыть своё производство. Итальянцы, с которыми мы сотрудничали, к тому моменту уже запустили фабрику в Санкт-Петербурге. Я был там несколько раз и видел, как изготавливают обувь. Понял, что в этом процессе нет ничего сверхъестественного. Но производить обувь – дело сложное и дорогостоящее. К тому же, как уже сказал, это направление перестало быть интересным, и я решил создавать одежду.
– Во-первых, я сам всегда любил красиво одеваться. Во-вторых, мне нравилось видеть красивую одежду на женщинах. К тому же, в тот период я начал заниматься продажей тканей. Параллельно на уровне хобби в небольших количествах отшивал одежду. Постепенно это направление стало всё больше и больше развиваться. Тогда я принял решение отказаться от торговли тканями и полностью сосредоточиться на производстве одежды.
Про производство
– Здесь сыграли роль два фактора. Первый – китайцы принимают заказы от тысячи единиц на одну модель. У нас тогда, да и сейчас, нет таких объёмов. Второй момент: побывав несколько раз в Китае, я понял, что не хочу находиться там подолгу и вести дела с местными предпринимателями.
– Да, конечно. В своё время я увлёкся так называемой системой бережливого производства. Она содержит в себе несколько принципов. Например, принцип poka-yoke, или «защита от дурака». Его суть – организовать производственный процесс таким образом, чтобы сотрудник даже при желании не смог выдать брак. Пример из практики: несколько раз мы столкнулись с тем, что швея по ошибке пришила к жакету 44-го размера рукав от 42-го. Тогда я предложил самим сотрудницам придумать, как это можно исправить. Одной из швей пришла в голову идея маркировать разные размеры одежды разными цветами. После этого у нас больше никогда не возникало такой проблемы. Ещё один принцип, который мы используем, – убрать всё лишнее. Обычно считается, что если хочешь улучшить какой-то процесс, нужно привнести в него что-то новое. К примеру, в нашем случае – купить высокотехнологичное оборудование. Но японцы, которые и «родили» этот принцип, считают: в первую очередь нужно оптимизировать то, что уже есть. Например, переставить местами оборудование, убрать лишние операции. И только после этого можно привносить новое. Поэтому сейчас, когда перед нами возникает задача что-то улучшить, я в первую очередь думаю, как это сделать на базе существующих ресурсов и процессов.
– На первом этапе мы с художником посещаем различные текстильные выставки. Они проходят раз в полгода в разных городах мира: Москве, Милане, Париже, Нью-Йорке. На этих выставках производители тканей представляют свои коллекции. Там мы выбираем материалы, которые кажутся нам интересными и перспективными, заказываем образцы. Когда образцы приходят, художники придумывают, что можно пошить из выбранных тканей, составляют первый набросок коллекции. После этого заказываем у поставщиков так называемые купоны – отрезы тканей длиной три метра. Из купонов отшиваем пробные экземпляры изделий. Если модель получилась интересной, и в процессе производства не возникло проблем, то утверждаем её. Далее заказываем нужное количество ткани. На производстве она раскраивается, проходит через различные технологические процессы, потом модель отшивается. готовая продукция поступает на склад и оттуда практически сразу в магазины.
– Чуть больше года. Сейчас мы работаем над коллекцией «Лето-2023».
– В основном в Италии. Ещё сотрудничаем с испанскими, французскими и португальскими фабриками.
– Как ни странно, нет. Да, немного усложнился процесс доставки, увеличилось время, подросли цены, но каких-то глобальных сложностей нет.
– У нас несколько российских специалистов и один итальянский дизайнер, Марко Николи, с которым мы сотрудничаем уже много лет.
Про дефицит кадров
– Уже 20 лет назад, когда мы начинали, существовала проблема с рабочей силой. Мы активно вели поиск швей, давали рекламу. Однажды по объявлению к нам пришёл кореец и предложил свои услуги по найму сотрудников. Мы согласились, и спустя два года к нам на работу приехали первые швеи из КНДР.
– Да. И не потому, что труд кореянок был дешевле: мы платили им наравне с местными швеями. И производительность у них была примерно такая же, как у наших. Экономически это себя оправдывало потому, что работники просто были и исправно трудились. Благодаря этому мы могли просчитать примерные объёмы производства. То есть была некая стабильность и определённость.
– В 2017 Совбез ООН ввёл запрет на наём трудовых мигрантов из КНДР, поэтому девушек пришлось вернуть на родину.
– Если говорить про швей, то катастрофическая: у нас половина фабрики простаивает, потому что некому работать. Штат недоукомплектован примерно наполовину. Есть много партнёров, которые хотят разместить у нас заказы, но пока нам едва хватает ресурсов шить одежду для собственных брендов.
– Во-первых, с тем, что в нашей стране очень низкая плотность населения. То есть людей физически мало. Во-вторых, – демографический провал 90-х годов. В-третьих, – негативное влияние Запада: сегодня многие хотят быть блогерами, тиктокерами, «обычный» труд уже не в почёте.
– Привлечение иностранной рабочей силы, в том числе из бывших союзных республик. Ещё очень надеемся, что гражданам из КНДР снова разрешат работать за границей.
Про нишу
– С одной стороны, ситуация пошла нам в плюс: подросла выручка, сократилось число конкурентов. С другой, – покупательная способность сильно упала. Кроме того, статистика показывает, что люди в принципе стали меньше ходить в торговые центры.
– Прогнозы – дело неблагодарное, особенно в нестабильное время. Скорее всего, люди будут покупать меньше вещей. Если раньше, например, девушка могла приобрести новое платье для того, чтобы порадовать себя, то сейчас отношение к покупкам становится более рациональным. Одежда не предмет первой необходимости, поэтому в сложные времена люди начинают на ней экономить.
– К маркетингу у меня двойственное отношение, скорее даже отрицательное. Считаю, что маркетинг — это искусство изящного обмана, и главная его цель – заставить человека купить то, что на самом деле ему не нужно. С другой стороны, понимаю, что в современном мире совсем без маркетинга обойтись невозможно.
– Во-первых, мы очень лояльны к возвратам, у нас практически не бывает конфликтных ситуаций по этом поводу. Во-вторых, у нас высокое качество обслуживания: хоть мы и относимся к масс-маркету, но уровень сервиса предоставляем, как в люксовых магазинах. И также отмечу, что у нас большое количество постоянных клиентов: примерно 85% покупок – повторные.