{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы поменяли систему принятия решений

Всем привет!

Сегодня мы расскажем о том, как эволюционировала система принятия решений в Сибуре!

Изначально, в Сибуре был взят курс на цифровую трансформацию и сформирована стратегия развития. С чего мы начали:

  1. Была задана общая цель - получить эффект от организационных проектов (то есть проектов, автоматизации и реинжиниринга процессов) около 30 млрд рублей до 2025 года.

  2. Было примерное понимание, какие инициативы ускорят достижение нашей цели. Количество необходимых для этого проектов росло, как росла и скорость изменений в отделе. Тем не менее, процесс осложняли существующие процедуры управления проектами.

Все решения принимались на КУОПах - Комитетах по управлению организационными проектами. На таких совещаниях присутствовал расширенный список участников – Менеджеров и Членов Правления – это более 50 человек! Их достаточно сложно собрать и что немаловажно, всех требовалось погрузить в вопросы (которые некоторых участников затрагивали косвенно). Понятно, что подготовка к такому высокоуровневому, большому собранию для проектной команды была сопряжена с определенными сложностями и стрессом.

При этом число реализуемых проектов постоянно возрастало, ужесточались требования к их качеству, срокам и бюджетам. Среди основных вызовов мы выделили:

  • одновременную реализацию большого количества проектов (более 300 проектов в 2022) со все большим количеством участников и затронутых изменениями процессов;

  • запрос на ускорение изменений без потери управляемости и дисциплины;

  • культуру «критики»;
  • отсутствие системы приоритетов по проектам при принятии решений;
  • сложность оценки окупаемости проектов или выгоды, получаемой компанией от их реализации, так как не все результаты поддаются четкому измерению.

Все это выливалось в несколько проблем:

  1. В компании не было единой картины по портфелям проектов - не было декомпозиции по сквозным процессам;
  2. Низкая пропускная способность принятия решений - встречи Комитета проходили редко, обсуждения могли затягиваться или переносится, команды не всегда были готовы открыто и честно говорить об объективных проблемах и зачастую показывали проект в излишне оптимистичном свете, что вело к появлению «арбузных» статусов - зеленых снаружи, красных внутри;
  3. Низкая дисциплина реализации проектов - между встречами КУОПа все могло повернуться на 180 градусов, а согласование получали на определенный срок и бюджет, как правило, большой. Пересогласование занимало несколько месяцев. Также не существовало единых процессов подготовки к вынесению проектов на более высокий уровень - все говорили на разных языках;
  4. Отсутствие приоритезации среди проектов, что приводило к размыванию внимания и ресурсов. Не хватало глубокого понимания хода проектов и приносимых ими выгод, то есть концентрации на самом важном.

Первоначально, необходимо было создать фокус в управлении проектами и разработать правила игры. И первое, с чего мы начали наше революционно-эволюционное движение, это система принятия решений.

  1. Мы применили принцип делегирования: разделили проекты по портфелям сквозных процессов и ввели портфельное управление проектами. То есть «большой» портфель компании (300 + орг. проектов) разделили примерно на 9 портфелей, направленных на улучшение и цифровизацию конкретных процессов (например, Управление цепочками поставок и логистики, Маркетинга и продаж, Надежности и ремонтов на производстве и других). У каждого процесса есть Владелец и Менеджер процесса – Член Правления и Директор, отвечающие за эффективность всего процесса в целом. По каждому портфелю проектов был создан Управляющий Совет Портфеля орг. проектов сквозного процесса, куда вошли Владелец и Менеджер процесса, а также 2-3 Руководителя из смежных процессов. Этому более мобильному и погруженному в тематику конкретного процесса Совету Комитет делегировал право принимать все решения в рамках выделенного денежного лимита с обязательством получить определенные эффекты, в том числе денежные, от внедряемых ими проектов.
  2. Дополнительно, мы внедрили возможность (в зависимости от денежного лимита) принимать решения 3-мя «ключами»: 3-мя Директорами функций или 3-мя Членами Правления заинтересованных функций. Внутри сквозного процесса появилось больше свободы и маневренности, позволяющие достичь поставленных компанией целей.

На первый взгляд, такие изменения могут показаться довольно обыденными. Однако, если добавить в это уравнение тысячи сотрудников огромного производственного холдинга, участвующих в проектной деятельности на разных предприятиях во всех уголках страны, то внедрение таких изменений стало монументальной и амбициозной задачей. Сами же изменения протекали в строгом соблюдении ключевых системообразующих ценностей компании, основополагающей из которых является безопасность.

График показывающий динамику роста кол-ва проектов и решений по годам

Для контроля всего портфеля и формирования единых стандартов проектной деятельности был внедрен единый портфельный офис - ФУОП, в который вошли профессионалы с компетенциями проектного управления и профильными компетенциями в сквозном процессе.

ФУОП отслеживает, контролирует, а где-то и задает правила игры в том, как исполняются бюджеты, достигаются эффекты и планируются сроки по проектам, а также сбалансированность всего портфеля в целом. При этом, для целей отдельного портфеля или крупного проекта, сохранилась возможность быстро создавать гибкие, «дышащие» структуры проектных офисов, которые могут работать относительно автономно, применяя единые стандарты и разговаривая на едином и понятном всей Компании языке. Такой подход принес ряд преимуществ:

  • прозрачность;
  • согласованность;
  • возможность отслеживания хода работ по проектам в реальном времени;
  • возможность более оперативного принятия решений;
  • возможность разумного планирования на высоком уровне;
  • формирование баз полезной аналитической информации;
  • возможность выделения большего времени на творческую и стратегически важную работу.

В следующей статье мы расскажем, что мы делаем сейчас и как внедряем у себя гибкие методологии проектного управления.

До встречи в нашем блоге!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда