Систематизация бизнеса: как хаос и порядок сочетаются в пяти ключевых аспектах
Масштабирование успешного предприятия – вопрос времени. Если любую компанию в первый год можно курировать усилиями одного руководителя или команды энтузиастов, по мере разрастания потребуется сформировать автономные отделы для повышения эффективности работы. Вот только делать это многие малые и средние предприниматели не спешат, опасаясь гибели бизнеса за ворохом бюрократических проволочек. Почему так происходит?
Столкновение базовых доктрин
Желание лично контролировать все аспекты бизнеса вполне естественно: кто сделает это лучше основателя? Кроме того, введение дополнительных условий для реализации очередной идеи кажется излишне консервативным и тормозящим развитие. Вот почему стоит рассмотреть «преимущества» противоположных подходов по-отдельности. Основные спорные моменты:
- участие в работе предприятия;
- возможность инноваций;
- своевременность нововведений;
- доступность найма специалистов;
- уникальность поставленных задач.
В зависимости от взглядов конкретного бизнесмена, нередко сталкиваются две противоположные позиции.
Красота креативного хаоса
Если человек фокусируется на «творчестве», перечисленные выше пункты становятся следующими достоинствами:
- личный контроль за всем;
- быстрые решения по изменению стратегии;
- изменения в тот же момент, когда возникнет идея;
- всегда можно нанять профессионала для выполнения сложной задачи;
- предприятие поистине уникально.
В таком случае организация напоминает ребёнка при заботливой мамочке, контролирующей каждый шаг. Но часто ли дети в подобных семьях по-настоящему счастливы?
Стабильность упорядоченной системы
Если же упор делается на систематизацию, идеальная картинка в голове бизнесмена принимает иную форму:
- полная автономия, можно не вмешиваться в работу;
- сотрудники будут действовать согласно инструкции;
- модернизация происходит согласно плану;
- штат специалистов выполняет узкопрофильные задачи;
- профессионалы смогут реализовать любую уникальную задумку.
И в этом варианте организация превращается в ребёнка, которого родители доверили гувернерам и нянечкам. Но остаются ли тогда родительские отношения? Насколько бизнес после подобного принадлежит основателю?
Мифология упорядоченного хаоса
При рассмотрении систематизации бизнеса большинство специалистов превращают спорные моменты в «мифы» на стыке двух подходов. Таким образом намного проще сравнивать тотальный контроль и делегирование полномочий, объективно указывая на достоинства с недостатками.
Пять базовых мифов «о жизни после систематизации» сочетают тезисы из хаотичного и упорядоченного вариантов. А в результате для бизнесмена выглядят так:
- можно самостоятельно не работать;
- исчезнет творческий подход;;
- систематизируют лишь корпорации;
- все решается через наем управляющего;
- наши задачи слишком уникальны.
Сочетая плюсы и минусы, список включает наиболее распространенные и неизменно ошибочные утверждения. Их стоит разобрать детально.
Миф №1: Дистанцирование от жизни предприятия
Налаженная система может работать автономно, поэтому некоторые предприниматели рассчитывают получать «пассивный доход», сбросив ответственность на наемных директоров. Это можно сравнить с автомобилем, в котором масса процессов происходит без вмешательства человека, но стоит забыть сменить масло, зарядить аккумулятор и залить бензин, как машина остановится или вовсе сломается.
Руководителю систематизированного бизнеса не нужно делать все лично, однако на его плечи ложатся иные задачи:
- стратегическое планирование;
- обновление товаров и услуг;
- контроль за деятельностью директора и т. п.
В противном случае можно остаться у разбитого корыта и с долгами.
Миф №2: Отсутствие творческого подхода
Иногда заявляют, что инструкции убивают креативность. Мол, сотрудники заняты написанием отчетов, а не созданием уникального продукта, поэтому бизнес чахнет. Но речь идет о банальном разграничении обязанностей:
- специалисты заняты своими задачами;
- идеи формируются и реализуются в соответствии с планом;
- существует дорожная карта инноваций.
Условный художник будет творить по техническому заданию, не опасаясь, что в последний момент концепция изменится с черных кругов на фиолетового пуделя. И даже если изменится, то сроки выполнения продлят, а за потраченное время непременно заплатят. И с любыми недовольными клиентами будут разбираться другие – нанятые именно для этого специалисты, освобождая творческого работника от чрезмерного стресса.
Миф №3: Система – для крупных компаний
Малый бизнес переполнен ожиданиями, радуется первой прибыли и не видит необходимости тратить время на систематизацию. Ведь у них всего десяток сотрудников, даже не сотня!
Проблема в том, что творческий хаос по мере набора персонала лишь нарастает, увеличивая нагрузку на руководителя. В итоге, специалисты будут справляться с задачами хуже, прибыли начнут падать, а возможности для роста так и не появятся. Вот почему порядок важен с самых первых дней существования компании.
Миф №4: Возможна систематизация «на аутсорсе»
Многие боятся лично выстраивать систему и нанимают менеджеров с опытом. Но в таком случае стоит готовиться к трем результатам:
- компания станет чужой, а создатель будет лишь получать дивиденды;
- систематизация не выйдет, поскольку руководитель не задал управляющему стратегию;
- бизнесмен окажется с долгами, поскольку наемный сотрудник был мошенником.
Показательна история CEO Activision Blizzard. Бобби Котик стал руководителем оригинальной Activision, с помощью систематизации бизнеса выставив за дверь изначальных владельцев бренда. А ведь таких наемных «Котиков» немало.
Миф №5: Бизнес слишком уникален
Для некоторых слово «шаблон» ругательное. Ведь свое дело они считают неповторимым, а значит, не подпадающим под систематизацию. Но даже у секс-шопа, магазина детского питания и услуг по клинингу есть масса общего:
- отслеживание целевой аудитории;
- создание товара или услуги;
- маркетинговое продвижение;
- контроль качества;
- бухгалтерский учет и т. п.
Бизнес-процессы всегда идентичны, пусть и выглядят иначе – в зависимости от конкретного дела.
Гармоничный системный подход
Систематизацию бизнеса стоит рассматривать как искусство. У работ Пикассо есть внутренняя логика, прослеживаемая в разных картинах. Даже отличаясь от работ Айвазовского, они все равно подчиняются определенным законам живописи.
Точно так же бизнес сохраняет внутреннюю красоту самовыражения, яркую индивидуальность, даже будучи помещенным в рамки. Более того! Система помогает обозначить ключевые отличия от конкурентов, а в равной степени – проще пережить кризисный период за счет устойчивой внутренней структуры, когда для сотрудников стабильность оказывается важнее «креативной свободы».