{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Систематизация бизнеса: как хаос и порядок сочетаются в пяти ключевых аспектах

Масштабирование успешного предприятия – вопрос времени. Если любую компанию в первый год можно курировать усилиями одного руководителя или команды энтузиастов, по мере разрастания потребуется сформировать автономные отделы для повышения эффективности работы. Вот только делать это многие малые и средние предприниматели не спешат, опасаясь гибели бизнеса за ворохом бюрократических проволочек. Почему так происходит?

Столкновение базовых доктрин

Желание лично контролировать все аспекты бизнеса вполне естественно: кто сделает это лучше основателя? Кроме того, введение дополнительных условий для реализации очередной идеи кажется излишне консервативным и тормозящим развитие. Вот почему стоит рассмотреть «преимущества» противоположных подходов по-отдельности. Основные спорные моменты:

  • участие в работе предприятия;
  • возможность инноваций;
  • своевременность нововведений;
  • доступность найма специалистов;
  • уникальность поставленных задач.

В зависимости от взглядов конкретного бизнесмена, нередко сталкиваются две противоположные позиции.

Красота креативного хаоса

Если человек фокусируется на «творчестве», перечисленные выше пункты становятся следующими достоинствами:

  • личный контроль за всем;
  • быстрые решения по изменению стратегии;
  • изменения в тот же момент, когда возникнет идея;
  • всегда можно нанять профессионала для выполнения сложной задачи;
  • предприятие поистине уникально.

В таком случае организация напоминает ребёнка при заботливой мамочке, контролирующей каждый шаг. Но часто ли дети в подобных семьях по-настоящему счастливы?

Стабильность упорядоченной системы

Если же упор делается на систематизацию, идеальная картинка в голове бизнесмена принимает иную форму:

  • полная автономия, можно не вмешиваться в работу;
  • сотрудники будут действовать согласно инструкции;
  • модернизация происходит согласно плану;
  • штат специалистов выполняет узкопрофильные задачи;
  • профессионалы смогут реализовать любую уникальную задумку.

И в этом варианте организация превращается в ребёнка, которого родители доверили гувернерам и нянечкам. Но остаются ли тогда родительские отношения? Насколько бизнес после подобного принадлежит основателю?

Мифология упорядоченного хаоса

При рассмотрении систематизации бизнеса большинство специалистов превращают спорные моменты в «мифы» на стыке двух подходов. Таким образом намного проще сравнивать тотальный контроль и делегирование полномочий, объективно указывая на достоинства с недостатками.

Пять базовых мифов «о жизни после систематизации» сочетают тезисы из хаотичного и упорядоченного вариантов. А в результате для бизнесмена выглядят так:

  • можно самостоятельно не работать;
  • исчезнет творческий подход;;
  • систематизируют лишь корпорации;
  • все решается через наем управляющего;
  • наши задачи слишком уникальны.

Сочетая плюсы и минусы, список включает наиболее распространенные и неизменно ошибочные утверждения. Их стоит разобрать детально.

Миф №1: Дистанцирование от жизни предприятия

Налаженная система может работать автономно, поэтому некоторые предприниматели рассчитывают получать «пассивный доход», сбросив ответственность на наемных директоров. Это можно сравнить с автомобилем, в котором масса процессов происходит без вмешательства человека, но стоит забыть сменить масло, зарядить аккумулятор и залить бензин, как машина остановится или вовсе сломается.

Руководителю систематизированного бизнеса не нужно делать все лично, однако на его плечи ложатся иные задачи:

  • стратегическое планирование;
  • обновление товаров и услуг;
  • контроль за деятельностью директора и т. п.

В противном случае можно остаться у разбитого корыта и с долгами.

Миф №2: Отсутствие творческого подхода

Иногда заявляют, что инструкции убивают креативность. Мол, сотрудники заняты написанием отчетов, а не созданием уникального продукта, поэтому бизнес чахнет. Но речь идет о банальном разграничении обязанностей:

  • специалисты заняты своими задачами;
  • идеи формируются и реализуются в соответствии с планом;
  • существует дорожная карта инноваций.

Условный художник будет творить по техническому заданию, не опасаясь, что в последний момент концепция изменится с черных кругов на фиолетового пуделя. И даже если изменится, то сроки выполнения продлят, а за потраченное время непременно заплатят. И с любыми недовольными клиентами будут разбираться другие – нанятые именно для этого специалисты, освобождая творческого работника от чрезмерного стресса.

Миф №3: Система – для крупных компаний

Малый бизнес переполнен ожиданиями, радуется первой прибыли и не видит необходимости тратить время на систематизацию. Ведь у них всего десяток сотрудников, даже не сотня!

Проблема в том, что творческий хаос по мере набора персонала лишь нарастает, увеличивая нагрузку на руководителя. В итоге, специалисты будут справляться с задачами хуже, прибыли начнут падать, а возможности для роста так и не появятся. Вот почему порядок важен с самых первых дней существования компании.

Миф №4: Возможна систематизация «на аутсорсе»

Многие боятся лично выстраивать систему и нанимают менеджеров с опытом. Но в таком случае стоит готовиться к трем результатам:

  • компания станет чужой, а создатель будет лишь получать дивиденды;
  • систематизация не выйдет, поскольку руководитель не задал управляющему стратегию;
  • бизнесмен окажется с долгами, поскольку наемный сотрудник был мошенником.

Показательна история CEO Activision Blizzard. Бобби Котик стал руководителем оригинальной Activision, с помощью систематизации бизнеса выставив за дверь изначальных владельцев бренда. А ведь таких наемных «Котиков» немало.

Миф №5: Бизнес слишком уникален

Для некоторых слово «шаблон» ругательное. Ведь свое дело они считают неповторимым, а значит, не подпадающим под систематизацию. Но даже у секс-шопа, магазина детского питания и услуг по клинингу есть масса общего:

  • отслеживание целевой аудитории;
  • создание товара или услуги;
  • маркетинговое продвижение;
  • контроль качества;
  • бухгалтерский учет и т. п.

Бизнес-процессы всегда идентичны, пусть и выглядят иначе – в зависимости от конкретного дела.

Гармоничный системный подход

Систематизацию бизнеса стоит рассматривать как искусство. У работ Пикассо есть внутренняя логика, прослеживаемая в разных картинах. Даже отличаясь от работ Айвазовского, они все равно подчиняются определенным законам живописи.

Точно так же бизнес сохраняет внутреннюю красоту самовыражения, яркую индивидуальность, даже будучи помещенным в рамки. Более того! Система помогает обозначить ключевые отличия от конкурентов, а в равной степени – проще пережить кризисный период за счет устойчивой внутренней структуры, когда для сотрудников стабильность оказывается важнее «креативной свободы».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда