{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Принципы обучения в ВУЗе

Мостом, который призван соединить теоретические представления с педагогической практикой, являются принципы и методы обучения.

Зачастую принципы обучения в Высшей школе практически такие же, как и в средней. Их изучает наука педагогика. Остановимся на самых важных из них в данной статье.

Характеристика принципов обучения

Учёные выделяют следующие принципы обучения в ВУЗе:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  • принцип научности;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип историзма;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности и последовательности изложения материала;
  • принцип доступности информации;
  • принцип завершенности процесса обучения;
  • принцип прочности;
  • принцип взаимосвязи теории и практики;
  • принцип взаимодействия преподавателя и студентов;
  • принцип профессиональной направленности обучения.

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Первый принцип соответствует одной из важнейших статей Конституции Российской Федерации, который говорится о том, что обучение, но способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности. Соответственно, для реализации этой цели необходим индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, педагог обязан научить учащегося нет только каким-то законом или явлением, но и причинно-следственным связям между ними.

Принцип научности предполагает опору на законы физики, химии, лингвистики, педагогики, психологии, литературоведения, математики, астрономии, биологии и других наук и исключает всякие научные и околонаучные гипотезы, неподтверждённые и противоречащие фундаментальным знаниям.

Третий принцип — принцип активности, сознательности и самостоятельности — предполагает каждый ученик должен получать знания не только в виде и семинаров, также и путём самостоятельного изучения материала быть активным участником учебного процесса.

Четвёртый принцип указывает на то, что преподавание абсолютно любого предмета должно опираться в идеале на объективную историческую основу.

Принцип наглядности — один из важнейших, установленный ещё в древности. Наглядность помогает превратить процесс обучения в интересный, конкретный и доступный.

Шестой принцип говорит сам за себя: изложение учебного материала должно быть подчинено определённой системе, которую заложили в учебную программу.

Седьмой принцип предполагает, помимо доступности самих материалов, учёт возрастных особенностей учащихся и организацию процесса обучения главным нарастанием сложности учебного материала.

Для успешной реализации принципа завершенности процесса обучения необходимо проверять усвоение студентами лекции практически занятий по каждому телепрограмма, также золото такими методами обучения, которые позволяют добиться максимальных результатов в сжатые сроки.

Принцип прочности основан на том, что систематическое повторение базовый информации способно вложить в умы студентов осознанное знание материала.

Десятый принцип, думаю, тоже понятен: без практики теория мертва, равно как и практика без знания элементарной теории просто невозможна.

Одиннадцатый принцип предполагает тесное взаимодействие педагога и студентов, некое сотворчество всех участников учебного процесса.

Наконец, принцип профессиональной направленности процесса обучения реализуется путём теснейших связей содержания учебного курса с профессиональной сферой деятельности будущих специалистов.

Функции данных принципов

Принципы обучения в ВУЗе, как правило, наделены следующими функциями:

  • регулятивной, которая предполагает моделирование определённых дидактических теорий, а также упорядочивание обучение практической сферы процесса обучения;
  • образовательной, заключающийся формировании у студента определённых знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности;
  • развивающей, которая обусловливает всесторонняя гармоническое развитие личности студента: развитие его умственных способностей, речевой деятельности, мышления, мотивации, сенсорной, двигательной, эмоциональной, волевой сферы его личности.;
  • воспитательной, связанной с формированием у студента определённого мировоззрения, также нравственных, эстетических и социальных норм поведения в обществе;
  • методологической, которая как раз и определяет закономерности обучения, то есть выбор конкретных дисциплин, подбор как методической, так и учебной литературы по всем предметам, а также отвечает за внедрение этих закономерностей в жизнь.

Все эти функции направлены на эффективную организацию учебного процесса с учётом возрастных, психолого-педагогических, физиологических и других особенностей обучения в высшей школе.

Немного истории

Впервые в педагогике и дидактике принципы обучения были выявлены и описаны чешским педагогам гуманистом и общественным деятелем, величайшим человеком и мыслителем, основоположником педагогики нового времени Яном Амосом Коменским ещё в пятнадцатом веке и с тех пор претерпели лишь незначительные изменения. В частности, исходя психолого-педагогических особенностей разных возрастных групп педагогами были дополнены принципы обучения для каждой группы.

Разумеется, в любом учебном заведении опора осуществляется не на один какой-либо принцип обучения, а на их совокупность, таким образом наиболее полная и гармоничная картина учебно-воспитательного процесса в целом.

Преподаватель моделирует процесс обучения студентов таким образом, чтобы суметь печать идеальные условия для воплощения единства образования, развития и воспитания гармоничной личности.

Таким образом, учебный процесс опирается как на традиционное, так и на специфические, более узконаправленные принципы обучения, которые моделируют наиболее оптимальный процесс учебной деятельности.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда