{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Институт Вычислительной Математики и Информационных Технологий КФУ представил беспилотный трактор

Это совместный проект с компанией «МТЗ-Татарстан». Беспилотник – прототип, разработанный в научно-исследовательском центре «Специальная робототехника и искусственный интеллект». В разработке решения участвовали как сотрудники Института, так и студенты: бакалавры старших курсов и магистры.

Работа над трактором началась в конце 2021 года, а уже в марте 2022 первый образец беспилотного трактора был полностью работоспособен и соответствовал всем заданным критериям. Над проектом трудилась опытная команда из более чем 20 человек.

Первый заместитель директора ИВМиИТ Антон Егорчев рассказывает: представленный на выставке трактор – это пример того, как можно, казалось бы, обычный механизм, в котором по минимуму электроники, превратить в беспилотную систему. «Прототип изначально был оборудован стандартным для трактора набором механических систем: двигатель, коробка передач, система распределения тяги и т.д. Ученые, программисты, конструкторы и студенты Института за относительно небольшой промежуток времени переоборудовали трактор практически полностью. Мы полностью переработали систему механики для последующей интеграции в трактор электронного оборудования и системы сенсорики. Теперь трактор - полноценное автоматизированное решение, включающая системы машинного зрения, навигации и связи, системы автопилотирования и дистанционного управления.

В трактор интегрированы аккумуляторы, запаса которых хватает на 4-5 часов работы. Иными словами, он может работать и на топливе, подключая ДВС, и на электротяге. Управлять им можно как сидя за рулём, так и удалённо, с помощью гаджетов, минимизирующих риск причинения вреда для здоровья человека, во время работы на опасных участках».

«Начинка», благодаря которой трактор и стал беспилотным, может быть полностью изготовлена из комплектующих отечественного производства, что крайне важно в современной ситуации. Возможность закупать оборудование (схемы, платы, чипы) в России.

«Суть нашей работы была не в том, чтобы научить трактор ездить из точки «А» в точку «Б», а в том, чтобы создать правильную архитектуру и программное обеспечение, которые позволят трактору автономно выполнять задачи, поставленные перед ним оператором. Его способности начинаются от банальных: ездить по определенной траектории, а заканчиваются: умением самостоятельно определять маршрут на местности; выбирать оптимальные пути передвижения, учитывая множество факторов и главное – выполнять поставленные оператором задачи», – поделился Антон Егорчев.

В планах Института на 2022-2023 годы – работа над более крупным агрегатом.

В проекте активно участвовали студенты Института. Практика привлечения бакалавров и магистров к работе над реальными заказами. Создание программного обеспечения для трактора стало одновременно и работой, и учебной практикой для студентов. У тех, кто участвовал в проекте, была возможность подготовить курсовые, дипломы, диссертации и научные публикации по теме беспилотной техники и, в частности, трактора. Кроме того, благодаря успешному опыту интеграции обучающихся в работу над реальными заказами, в Институте вычислительной математики в этом году открылись 2 новые программы по магистратуре: «Инфокоммуникации в специальной робототехнике» и «Искусственный интеллект и суперкомпьютерные вычисления». Обе программы открылись в рамках успешной защиты Казанским федеральным университетом программы «Приоритет 2030».

В 2022 году в Институте ВМиИТ было создано несколько новых лабораторий, компьютерных классов и научно-исследовательских центров, в одном из которых и велась работа над беспилотным трактором. Огромное преимущество магистратуры ИВМиИТ в том, что уже во время обучения студент имеет возможность влиться в коллектив разработчиков Института, работать над реальными проектами в лабораториях, вести научно-исследовательскую деятельность.

Справка

Институт вычислительной математики и информационных технологий

искусств ВМК (ИВМиИТ-ВМК).

Один из ведущих российских образовательных и исследовательских

центров в области вычислительной и прикладной математики, а также

фундаментальной информатики и информационных технологий. Создан

в 2011 году на базе факультета вычислительной математики и

кибернетики КФУ. Входит в Top-10 Российских ИТ-факультетов по

наиболее престижным российским и международным предметным

рейтингам.

Готовит специалистов самых востребованных и

высокооплачиваемых профессий. В институте проходят обучение более

2000 студентов.

Директор института: Чикрин Дмитрий Евгеньевич.

0
1 комментарий
Anna Petrova

Не прошло и 15 лет как оно появилось в развитых странах ))))

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда