{"id":13586,"url":"\/distributions\/13586\/click?bit=1&hash=d51248b864fc2536881ecff329f016f361fa84fdd76d6e9aaa5b17f1b9fefbb0","title":"\u0417\u0432\u043e\u043d\u0438\u0442\u044c \u0438\u0437 \u041a\u0430\u043b\u0438\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434\u0430 \u0432 \u042f\u043a\u0443\u0442\u0438\u044e \u043f\u043e \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e \u0431\u0435\u0437 \u0437\u0430\u0434\u0435\u0440\u0436\u0435\u043a","buttonText":"\u0410\u043b\u043b\u043e!","imageUuid":"bc8e606b-9a50-5550-a16e-3fed09971ed5","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ирина Подковырина

Главное в проектной работе не разработка - а умение задавать вопросы. Разбираем менеджмент идеи

На самом деле проектный менеджмент это не менеджмент разработки, это менеджмент идеи. Прежде чем что-то разрабатывать нужно понять, а зачем это вообще нужно? Кажется банальным, но на самом деле умение задавать вопросы - один из ключевых навыков проектного менеджера. Ниже четыре вопроса, которые надо осознать, научиться задавать, и научиться понимать ответили вам на него на самом деле или нет. Эти вопросы сэкономят заказчику деньги и время, а вас зарекомендуют как отличного менеджера.

Вопрос 1 - Зачем? (Почему?)

Важно понять, что не просто спросить "Зачем?" и получить ответ "Потому что надо", а получить реальный ответ. Еще можно использовать цепочку вопросов "Зачем? / Зачем? / Зачем?" и т.д. на любой ответ задавая тот же вопрос. Обычно после второго "Зачем?" все входят в ступор, потому что казалось что ответ очевиден. Но часто многое придумывается и приносится в реализацию просто потому что придумалось, или кто-то сказал что надо теперь делать по другому. Цепочка вопросов "Зачем?" (а иногда даже один этот вопрос) поможет выявить реальную потребность (что на самом деле хотим решить), понять что хотим получить в итоге (к чему на самом деле хотим прийти).

Вопрос 2 - Как это решается сейчас?

Не всегда проект это создание чего-то, часто это переделка / оптимизация старого. И когда вы общаетесь с заказчиком, обычно разговор идет только о том, как нужно сделать в будущем, и вы бежите делать исходя из того как вам об этом рассказали заказчики. Но почти все и всегда забывают рассказать (всегда думая что это и так очевидно) - а что же они сейчас делают с этой проблемой. Иногда там зарыта огромная часть процесса, зная которую вы можете предложить совершенно иной более дешевый и быстрый вариант реализации проекта.

Вопрос 3 - Пробовали сделать иначе?

Вопрос вроде очевидный, якобы да, все уже перепробовали, поэтому делаем теперь проект. Но на самом деле нет. Иногда заказчики даже не задумывались что есть другое решение. Возможно более дешевое и быстрое, а возможно более дорогое но эффективное.

Вопрос 4 - Как будете замерять результат?

Часто заказчики просто хотят что-то получить готовое и все, и думают о том, как вообще можно измерить то, что они получили. Можно бесконечно говорить что задачи надо ставить по SMART и пр. методикам, но в реальности мало кто этому будет следовать, ибо все нужно быстро быстро. Поэтому один простой вопрос "Как будете замерять результат?" может заставить задуматься будущих обладателей распрекрасной фичи "а как же они будут понимать что их задумка сработала?". Для одних проектов это будет просто что-то работающее без багов в течение недели, для других ежедневный отчет с цифрами, для третьих разовый замер эффекта через месяц, и т.д. Этим вопросом нужно определить инструмент (чем) и методику (как) замера результата.

Пример всего того, что было сказано выше (грубый, но наглядный):

У магазина сладостей есть приложение, заказчики говорят - сделайте нам на главной странице большой кликабельный баннер "новинки". Что делает it-продакт? Идет и грумит в команду / разрабатывает / выкатывает и на этом все. Это тоже хорошо, но крутой проектный менеджер сначала разберется с самой идеей.

З: - сделайте нам на главной странице большой кликабельный баннер "новинки", который будет вести на отдельную страницу с новинками

PM: - зачем?

З: - чтобы клиенты видели какие у нас есть новинки

PM: - зачем?

(тут обычно у всех заказчиков ступор, потому что казалось что ответ уже был очевиден, и обычно они по кругу начинают отвечать тоже самое)

З: - чтобы заходя в приложение, клиенты сразу видели что у нас появилось нового

PM - зачем?

З - чтобы они это купили

(уже нащупали направление, переходим к другим вопросам)

РМ: - какие именно вам нужны продажи, продажи новинок или увеличение продаж старых клиентов?

З: - общие продажи конечно, а новинки чтобы просто клиентов заинтересовать

РМ: - а как вы заинтересовываете сейчас?

З: - каждый из кассиров на кассе рассказывает что у нас есть такие-то новинки

PM: - и как на это реагируют покупатели?

З: - берут иногда, ничего особенного по объемам

РМ: - а если вы реализуете этот баннер, думаете что люди будут активнее брать новинки? т.е. приходить специально к вам ради этих новинок потому что увидели баннер?

З: - думаю да

РМ: - почему?

(тут снова у заказчика скорее все будет ступор, потому что для него ответ был очевиден и так)

З: - хмм... потому что все новое всегда интересно, им будет любопытно

РМ: - а вы пробовали как-то иначе завлечь их на покупку новинок кроме устного предложения продавцов? почему сразу дорогая доработка приложения?

(и тут приходит осознание, что есть другие пути)

З: - нет, что-то не думали про другое даже

(исходя из ситуации клиента предлагаем иные пути)

РМ: - предлагаю сделать дешевое и быстрое пуш-уведомление с простым текстом что у вас появились такие-то новинки, можно рассылать их разным группам клиентов и смотреть реакцию

З: - отлично, давайте

РМ: - как будете замерять результат?

З: - смотреть выросли продажи или нет

РМ: - а если на продажи в этот период будет еще что-то влиять? например скидки, или праздники

З: - значит будем смотреть корреляцию объемов и периода отправленных сообщений с продажами + будет уточнять на кассе откуда клиент узнал про наши новинки. А если будет заказ через приложение - смотреть отправлялся ли этому клиенту пуш или нет.

РМ: - отлично, тогда мы дополнительно доработаем отчет по продажам дополнив в него информацию по отправленным пушам

ИТОГО: мы имеем смену варианта реализации идеи на более дешевую и быструю, действительно понимаем зачем мы это делаем, и понимаем как будем снимать результат + выяснили что еще что-то нужно доработать для того, чтобы заказчик смог снять результат эффективности доработки.

0
2 комментария
Сергей Коновалов
почему сразу дорогая доработка приложения?

По тому что сразу не предусмотрели эту возможность :)

Но в общем, да, желательно искать варианты решения исходной проблемы, а не сразу реализовывать кажущееся решение.

Ответить
Развернуть ветку
ксения ковальская

Класс, благодарю. Продолжайте подобный контент.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null