{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Цифровая трансформация: хайп или реальный бизнес-инструмент?

Мир стремительно меняется. Хотя цифровая трансформация в разных сферах идет разными темпами, о том, что это — блажь или необходимость — уже не спорят. Co-founder акселератора Mabius и сооснователь холдинга «Эр-Телеком» Михаил Воробьев анализирует объемы и перспективы отраслей. Объясняет в какие проекты бы вложился сам. В цифрах и графиках, без воды, специально для Mesto.co.

Я прошел долгий путь в бизнесе и стоял у истоков крупнейшей телекоммуникационной компании в России, «Эр-Телеком», которая часто оказывалась первой в том, что касалось внедрения передовых технологий. В начале 2000-х люди не задумывались, что пройдет совсем немного времени, и невозможно будет представить жизнь без мобильной связи и интернета.

Но я решил идти дальше и развиваться как предприниматель уже в рамках новых цифровых проектов. Почему? Я верю, что в цифровой трансформации заложен большой потенциал роста всех отраслей.

Сейчас каждый предприниматель в рамках собственного проекта может выбрать одну из трех стратегий:

● не учитывать изменения и продолжать эксплуатировать текущую бизнес-модель. Вероятно, в каких-то сферах это может быть успешным сценарием, но остается только догадываться в течение какого времени он просуществует;

● использовать современные технологии и трансформировать свой бизнес. Это позволит значительно сократить затраты и даст возможность удержать рынок за счет более низкой себестоимости;

● стать бенефициарами технологической революции: использование IT-технологий позволяет компаниям практически во всех отраслях вырасти в разы, при этом практически не увеличивая штат или объем материальных ресурсов.

Как оценить перспективы отрасли?

Как подсказывает мой опыт, оценить перспективы отрасли можно по трем критериям:

1. Объем рынка

Например, объем мирового IT-рынка в 2021 году достиг 4,24 трлн долларов, в то время как объем рынка искусственного интеллекта к 2024-м составит около 554,3 млрд долларов, а спрос на него растет.

2. Тренд на рост

Например, рынок продуктов питания растет за счет:

роста численности населения: по прогнозу ООН, к 2030 году увеличится на миллиард человек

● роста доходов населения

роста цен, в том числе за счет неэффективных способов производства и товарного дефицита

3. Отрасль находится на начальном этапе цифровой трансформации

Если цифровые игроки уже заняли большую часть рынка, новички вряд ли смогут составить им конкуренцию. Такими рынками уже стали автомобильный, где на примере Tesla можно наблюдать трансформацию автомобилей в цифровые системы; киноиндустрию, в которой изменили не только способ просмотра фильмов, но и способы их производства с помощью VR и нейросетей-сценаристов и т. д.

Сегодня, на мой взгляд, именно индустрии образования, питания и здравоохранения находятся в начале цифровой трансформации. Вот о них и поговорим подробнее и в цифрах.

Здравоохранение

Цифровая трансформация индустрии находится в самом начале пути:

Процесс цифровой трансформации в отрасли усложняется за счет ограничений законодательства, недоверия людей к медицинским решениям, принятым ИИ, и многофакторности при принятии лечебных решений.

С другой стороны, на рынке здравоохранения высокая окупаемость инвестиций. Есть потребность в сокращении растущих затрат на здравоохранение и спрос на цифровые решения. Например, проекты в MedTech, такие как современные приложения для контроля показателей здоровья или цифровые лаборатории с возможностью сдать анализы на дому. Это особенно актуально в условиях роста цен на медицинские услуги, глобального старения, роста численности населения.

Глобальная база капитала по сравнению с рынком образования и здравоохранения

Образование

● объемный рынок

● трансформация уже идет, но пока на начальной стадии:

Образование сильно недооцифровано, на него приходится менее 4% мировых расходов на технологии

У детей во всем мире снижается мотивация и интерес к учебному процессу. EdTech открывает дополнительные возможности его стимулировать, так как учитывает интерес детей к новым формам обучения. В будущем это приведет к повышению квалификации людей, и росту производительности и доходов.

Пример — игровые технологии. Это понятная для ребенка среда. Если ему предложить игру, в которую зашиты образовательные технологии, процесс пойдет более эффективно. Это позволяет удерживать внимание, делает образовательный продукт интересным, полезным и востребованным.

Расширению сферы EdTech будут способствовать и другие факторы: увеличение количества учащихся в связи с ростом населения, рост тарифов на услуги в образовательной сфере, мировые тенденции к переходу обучения в онлайн.

Расходы на EdTech вырастут почти вдвое в ближайшие годы

Так или иначе, ожидается, что в ближайшие годы произойдет переход к гораздо более широкому внедрению онлайн-образования

Судя по объемам общего рынка образования, рост EdTech может быть в разы выше в том случае, если традиционные игроки не будут предпринимать усилия по цифровой трансформации своего бизнеса.

Питание

По прогнозам, к 2050 году из-за роста численности населения с одной стороны, и повышения благосостояния с другой, спрос на продовольствие увеличится до 70%. В первую очередь, на белковую пищу. Пандемия ускоряет процессы на рынке FoodNet (его составной частью станет FoodTech).

● к 2035-му размер мирового рынка «умной еды» может составить 3,5 трлн долларов и Россия может занять 5-15% этого рынка

● индустрия стоит на пороге глобальной трансформации как продуктовой, так и технологической:

➢ как и в других отраслях, идет персонификация: клиентов, брендов, а главное — тренд на здоровое персональное питание

➢ меняется технологический уклад

➢ тренд на ESG: набирают популярность полезные для людей продукты, которые произведены органически, без вреда окружающей среде.

Структура FoodTech-рынка

Все это говорит о том, что спрос на них будет расти еще и потому, что качественные продукты способствуют увеличению продолжительности жизни, а новые технологии — снижению выбросов. Государство начнет стимулировать производство таких продуктов. Так сейчас происходит с электромобилями. Поэтому нынешние условия — благоприятная почва для создания цифровых проектов в индустрии питания.

Подводя итог всему вышеописанному, хочу поделиться своим мнением. Стартовать с новым бизнесом в тех отраслях, где уже произошла трансформация, нецелесообразно. Цифровые игроки уже заняли доминирующую позицию, и, естественно, создадут серьезную конкуренцию. Стоит серьезно подумать, просчитать все риски, прежде чем входить в этот рынок.

Если бы я сейчас начинал бизнес, я искал те отрасли, где есть поле для предпринимательства. В первую очередь, это индустрии, находящиеся в начале цифровой трансформации. Такие, как здравоохранение, питание, образование. Здесь самые высокие перспективы, как для создания цифровых продуктов, так и новых глобальных компаний

Михаил Воробьев
Co-founder акселератора Mabius и стартапов Lifetime+ и ФудСовет, сооснователь холдинга «Эр-Телеком»
0
1 комментарий
TUES team

Было очень интересно и полезно почитать, спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда