{"id":13563,"url":"\/distributions\/13563\/click?bit=1&hash=7a1c2765d377f463a7849b32148c496d0d86e5839a4216a090578d9381a4c980","title":"\u041a\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0414\u041c\u0421 \u0432\u044b\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0437\u044a\u0435\u0445\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043f\u043e \u043c\u0438\u0440\u0443","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игорь Ямпольский

Топ-5 шагов внедрения ERP-системы

С чего начинается внедрение ERP-системы? С чего вообще все начинается – в жизни, в бизнесе, в принятии любых решений? С осознания необходимости перемен, с поиска (сознательного или интуитивного) альтернативы той реальности, в которой вы оказались.

Шаг первый. Принимаем решение

Да, именно так: процесс внедрения ERP-системы начинается с вашего осознания:

· что бизнес растет и его атрибутами должно стать качественно иное сопровождение (в том числе ИТ-сопровождение),

· или, элементарно, установленное в прошлом десятилетии, тем более в прошлом веке ПО уже не отвечает требованиям современного производства.

Лиха беда начало. Так или иначе, внедрение ERP-системы начинается именно с вашего управленческого решения о необходимости изменений.

Следующим шагом, по нашему мнению, должно стать создание проектной группы из числа заинтересованных в переменах топ-менеджеров предприятия, которые в процессе работы над проектом станут частью мозгового центра. Чуть позднее в группу будут включены представители компании-подрядчика. Обозначаем зоны компетенции и ответственности каждого участника проектной группы, документально фиксируем все организационные моменты (периодичность встреч, система принятия решений и пр.). И вот теперь…

Шаг второй. Что написано пером…

Приступаем к созданию технического задания, работа над которым начинается с определения целей, задач проекта. И – это важно! — детального обследования всех бизнес-процессов на предприятии, существующих ИТ-ресурсов – для выработки оптимальных решений по созданию схемы внедрения, а возможно, и реинжиниринга отдельных подразделений. Кроме того, итогом обследования станет исчерпывающий перечень требований к проекту, в первом приближении создана архитектура ИТ-решений, определены необходимые программные продукты. Стоит отметить, что далеко не всегда внедрение ERP-системы сопровождается полной заменой существующего на предприятии программного обеспечения. Это как раз одно из преимуществ нашего ПО – способность к интеграции с некоторыми уже установленными программными продуктами.

Из нашего опыта. Однако не у всех заказчиков этап диагностики бизнеса вызывает восторг. В общем, это объяснимо: бизнес любит тишину. Ну, что ж, исполнитель может согласиться работать практически вслепую. Но тогда не обессудьте: в процессе внедрения и наладки ERP-системы возможны неожиданности, которые усложнят реализацию проекта и увеличат время ввода системы в эксплуатацию.

Так как ERP-система – программный продукт не из дешевых, заказчику будут предложены несколько вариантов ее внедрения и, соответственно, содержания и последовательности работы над техническим заданием.

Во-первых, техзадание может предусматривать автоматизацию всего контура предприятия – это весьма объемный документ, на составление которого уйдут месяцы и, естественно, его стоимость выше, чем проект автоматизации лишь некоторых избранных бизнес-процессов. Зато в результате внедрения будет оцифрован практически весь ваш бизнес.

Однако возможно и частичное внедрение ERP-системы — для наиболее ответственных, по мнению заказчика, участков на предприятии, например, финансовой сферы, логистики или производства. Автоматизируем их и только их.

Но есть еще понятие «дискретное» — то есть последовательное внедрение ERP-системы: завершив или еще до завершения работы с избранными модулями, начинаем готовить техзадание для автоматизации следующих участков. Преимущество этого подхода – реалистичность. И, кроме того, поэтапное внедрение позволит заказчику видеть результат уже на промежуточных стадиях.

В любом случае, выбор наиболее рационального для предприятия варианта, а также выбор приоритетных направлений для автоматизации – на усмотрение проектной группы и руководителей заказчика.

Шаг третий. Кадры решают всё!

На этапе создания проектной группы мы не случайно обратили ваше внимание, что в ее составе должны быть заинтересованные в переменах специалисты. Потому что именно они станут главной движущей силой в процессе внедрения ERP-системы – ее пропагандистами и агитаторами.

Вот их, а также конечных пользователей программного обеспечения мы начинаем готовить к работе в новых условиях еще до этапа внедрения и тестирования системы. Процессу обучения специалистов предприятий-заказчиков компания «Компас» придает стратегически важное значение. Потому что, во-первых, руками именно этих специалистов в новое ПО будут перекачиваться существующие базы данных. А во-вторых, они станут соучастниками внедрения на этапе тестирования опытной и затем промышленной эксплуатации.

Из нашего опыта. Наличие у заказчика грамотного и энергичного ответственного за внедрение ERP-системы — важнейшее условие успешного внедрения. При отсутствии такого специалиста заказчик будет вынужден по всем мелким вопросам использовать консультантов, что для него, в конечном итоге, невыгодно – хотя бы потому, что каждая консультация требует определенного финансирования. По нашему мнению, специалисты по внедрению компании-исполнителя должны привлекаться только в ключевых вопросах и только в тех случаях, когда ответственный от заказчика не может самостоятельно справится с задачей.

Нами разработаны типовые курсы обучения, хотя по желанию заказчика могут быть составлены и специализированные программы, пользовательские инструкции. По окончании слушатели получают сертификат или иной документ, подтверждающий их готовность к работе в ERP-системе Компас.

Шаг четвертый. Настройка системы

Итак — «первая примерка» программного обеспечения: инсталляция, настройка параметров допуска, рабочих мест конечных пользователей, адаптация существующих баз данных к новой системе, их частичная перекачка, первые функциональные тестирования. При необходимости разрабатываются инструкции по эксплуатации для каждого функционального рабочего места.

Из нашего опыта. На практике перекачка данных (различных справочников, количественных показателей и прочее) должна выполняться как можно раньше: зачастую обучение пользователей на реальных данных проходит эффективнее.

И только когда все обнаруженные в процессе тестирования и наладки шероховатости будут сглажены или устранены мы делаем…

Шаг пятый. Опытно-промышленная эксплуатация – всё включено!

И наконец, в систему заливаются все работающие базы данных, проводится окончательная проверка их интеграции и «сосуществования», соответствия проведенных настроек к требованиям, зафиксированным в техзадании.

Из нашего опыта. Необходимо отметить, что на предыдущем и на этапе опытно-промышленной эксплуатации мы уделяем особое внимание адаптации до сих пор существовавших баз данных к ERP-системе компас — эта процедура индивидуальна для каждого предприятия, так как сильно зависит от ранее установленных на рабочих компьютерах программных приложений. И если информация заказчика уже удовлетворяет требованиям ERP-системы – ее перекачка займет от одного до трех дней.

Опытная эксплуатация предполагает подведение итогов по прошествии месяца или квартала – в зависимости от утвержденного на старте календарного плана. По ее завершении начинается промышленная эксплуатация ERP-системы– но по-прежнему под наблюдением компании-разработчика, так как на этом этапе очень важно оперативно и правильно скоординировать работу всех модулей.

Согласно статистике, весь процесс – от создания технического задания до ввода системы в промышленную эксплуатацию – займет несколько месяцев, в зависимости от сложности и масштабности нашего с вами проекта.

И самый последний этап – поддержка ERP-системы компас в рабочем состоянии, ее своевременное обновление, проведение необходимых изменений. На этом этапе мы передаем заказчику инструментальные средства настройки – «мастера компаса», с их использованием всю актуализацию системы заказчик сможет проводить самостоятельно.

Какие возможности предоставит вам наш «мастер»:

· производить изменения в структуре хранения данных,

· преобразовывать табличные, экранные формы;

· пользоваться конструктором формул,

· самостоятельно настраивать существующие и создавать новые печатные формы,

· реализовывать новые запросы, бизнес — процедуры, создавать собственные отчеты,

· администрировать меню и настраивать права доступа,

· производить обновление версий.

Привыкайте – вы уже в новой реальности.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null