{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Корпоративная культура: что такое, необходимость, виды, функции, формирование и внедрение

Корпоративная культура организации

Бизнес требует тщательной проработки не только рабочих процессов, но и корректного взаимодействия сотрудников. В решении такой задачи поможет корпоративная культура, это проверено на личном опыте. Рассмотрим, почему каждой компании необходимо уделять особое внимание развитию организационной культуры.

Что такое корпоративная культура

В социологии понятие корпоративной культуры обозначает свод правил, которые определяют поведение сотрудников компании и регулируют отношения между ними. Сюда входит набор ценностей, норм и поведенческих практик, определяющих стиль работы и взаимоотношения внутри организации. В этих правилах отражаются принципы, миссия и стратегия компании. В результате корпоративная среда оказывает влияние на эффективность командной работы, привлекательность компании для сотрудников и ее отношение к инновациям, клиентам и обществу в целом.

В структуру корпоративной культуры входят производственные стандарты, традиции, моральные ценности, формы общения. Главная задача — объединить людей вокруг определенных целей, сформировать психологический микроклимат в коллективе. В масштабе целого предприятия цель — максимальная клиентоориентированность, а в масштабе филиала — повышение показателей по продажам.

Сплочённый коллектив – залог успеха компании

Чем меньше компания, тем легче выстроить единые взгляды. Когда предприятие растет, увеличивается число работников, во внутрикорпоративной культуре тоже происходят изменения. Это неизбежно и нормально — развитие отражается на всех взаимосвязанных факторах бизнеса.

Сущность корпоративной культуры отражается в ее свойствах:

· Уникальность. У каждого предприятия свои правила, что является его отличительной чертой. Различные направления бизнеса, своя специфика работы и структура руководства обуславливают формирование неповторимого набора ценностей.

· Адаптация. Развитие профессиональной корпоративной среды — это динамический процесс. Сформировавшаяся культура имеет свойство меняться, когда компания сталкивается с финансовыми вызовами или государственными кризисами, которые требуют поиска новых способов организации труда. Культура приспосабливается к новым условиям, чтобы компания могла и дальше достигать своих целей.

· Доступность. Важно, чтобы правила были понятны, и люди осознавали, каких норм надо придерживаться, как выстраивать общение и зачем это надо. Доступность — залог быстрого формирования единого мышления и увеличения производительности труда.

· Ориентированность на успех. Чем более высокий уровень культуры, тем выше эффективность и качество работы, тем больше шансов привлечь новых специалистов и укрепить репутацию фирмы на рынке.

Для чего компании нужна корпоративная культура: функции, цели и задачи

Обозначим, какими могут быть функции, задачи и цели корпоративной культуры, чтобы понять, нужна ли она на предприятии, надо ли ее развивать.

Сначала предлагаем разобраться, зачем нужна корпоративная культура компании, то есть каковы ее функции.

1. Обеспечение единства и целостности организации. Корпоративная культура служит инструментом для координации и сотрудничества между отделами. Она обеспечивает четкое руководство и эффективную коммуникацию, согласование процессов и процедур, устанавливает единые стандарты и помогает выработать общее понимание цели.

2. Формирование и поддержание общей философии. В функции корпоративной культуры входит установление убеждений и принципов, по которым организация принимает решения. Это включает определение миссии, разработку кодекса поведения сотрудников, укрепление этих убеждений через обучение персонала и активное общение.

3. Регулирование поведения и отношений между сотрудниками. Создание правил, которые контролируют и поддерживают положительное взаимодействие между людьми. Установление норм уважительного общения.

4. Создание благоприятной атмосферы для работы и развития сотрудников. Эта функция корпоративной культуры подразумевает денежные премии, предоставление возможностей для обучения и развития навыков, выражение признания за вклад конкретных людей в общее дело и их личные достижения.

5. Привлечение и удержание талантливых сотрудников. Одна из важнейших функций корпоративной культуры — создание репутации привлекательного работодателя. Это достигается применением эффективных стратегий найма, предоставлением условий для профессионального роста, созданием на рабочем месте атмосферы, которая способствует вовлеченности.

Далее следует понять, для чего нужна корпоративная культура с точки зрения целеполагания, какие устремления она поддерживает. Основных целей три.

1. Увеличение производительности и эффективности организации. Единые правила стимулируют сотрудников к более активной работе в достижении целей компании. У людей рождается чувство принадлежности к общему большому делу, формируется комфортная рабочая среда, в которой сотрудники ощущают свою ценность и значимость.

2. Укрепление конкурентных позиций на рынке. Благодаря уникальной и узнаваемой внутрикорпоративной культуре компания получает преимущество перед своими конкурентами, что увеличивает ее долю рынка и прибыльность.

3. Рост удовлетворенности клиентов и партнеров. Когда сотрудники находятся в позитивном и мотивированном состоянии, они более внимательно относятся к производству товаров, стараются качественно обслуживать клиентов и строят прочные отношения с партнерами. Это повышает уровень лояльности целевой аудитории, способствует повторным сделкам и помогает укрепить связи с поставщиками и другими заинтересованными сторонами бизнеса.

Высокая мотивация сотрудников способствует успешному проведению сделок

Из целей вытекают задачи корпоративной культуры:

· Создание и поддержание имиджа. Формируется положительный образ предприятия, восприятие организации как надежного и профессионального партнера или поставщика услуг/товаров.

· Повышение мотивации. Через развитие корпоративного духа и стимулирование сотрудников растет их желание работать лучше и достигать еще более высоких результатов.

· Идентификация. Каждый сотрудник ощущает себя членом команды, что помогает создать чувство принадлежности и укрепить смысловую связь с целями и ценностями организации.

· Адаптация. Новые сотрудники быстрее привыкают к организационным процессам и ценностям, что снижает текучесть кадров и обеспечивает более стабильную рабочую силу.

· Социально-управленческая задача. Четкая иерархическая структура, где определены нормы коммуникации между начальником и подчиненными, способствует эффективному управлению и сотрудничеству в коллективе.

· Системообразование. Корпоративная культура упорядочивает бизнес-процессы и создает четкие рамки работы, способствуя повышению производительности и эффективности бизнеса.

· Маркетинг. Через позиционирование на рынке корпоративная культура дополняет стратегию маркетинга и помогает фирме выделиться среди конкурентов и привлечь внимание клиентов.

Что входит в корпоративную культуру: структура и элементы

Приведем основные элементы корпоративной культуры компании.

1. Ценности. Ими определяются поступки и решения, задаются цели, миссия, традиции. Ценности как важные элементы корпоративной культуры должны быть ясно и последовательно доведены до всех заинтересованных сторон и отразиться в политике компании.

2. Правила и нормы поведения. Основные компоненты, которые регулируют взаимодействие начальников и сотрудников, работников друг с другом, клиентами и партнерами. Правильно выстроенная культура общения — залог этичного поведения, уважения и самосовершенствования. В менеджменте корпоративная культура основана на общих убеждениях.

3. Традиции фирмы. Это главный инструмент, который придает уникальность правилам общения в организации. Традиции формируются на протяжении длительного времени и помогают создать чувство общности у сотрудников. Благодаря этому людям легче достигать баланса между работой и личной жизнью.

Традиции включают в себя:

- регулярные мероприятия, цель которых — сплочение коллектива (тимбилдинг);

- праздничные корпоративы;

- общественные работы;

- торжественные собрания, на которых вручают премии, подарки, грамоты, дипломы;

- оформление реальных и виртуальных досок почета.

4. Стиль общения. Отражение внутренней атмосферы, отношения людей к работе и коллегам. Налаживание позитивного, дружеского стиля коммуникации помогает найти баланс между работой и личными интересами. Здоровая эмоциональная атмосфера повышает производительность труда и удовлетворенность работников.

5. Идентификация. Связывание торговых знаков с продуктами компании: товарами или услугами. Удачные эффектные логотипы способствуют росту продаж, повышают лояльность клиентов и создают положительную репутацию, а сотрудники с удовольствием ощущают свою причастность к фирме.

Веселое командное мероприятие с пользой для природы и коллектива 

Типы и модели корпоративной культуры

Различают несколько типов корпоративной культуры организации. Каждая разновидность интересна, обладает уникальными характеристиками и признаками. Самая известная классификация включает в себя семейный, командный, ролевой и рыночный типы.

Семейная корпоративная культура

Этот вид корпоративной культуры в организациях весьма распространен. Подход основан на ценностях и принципах, существующих в семейных отношениях.

На чем базируется:

· Симпатия и поддержка. Компания создает доверительные отношения между сотрудниками, при которых люди помогают друг другу.

· Баланс работы и личной жизни. Руководство выстраивает гибкий график, предоставляет возможность выполнять обязанности удаленно и оказывает поддержку в сфере здоровья.

· Уважение. Поощряется открытая и эффективная коммуникация между людьми. Внимательное отношение к мнению каждого сотрудника считается важной частью этой модели корпоративной культуры.

· Лояльность и забота. Создается атмосфера, при которой сотрудники чувствуют себя частью «большой семьи».

· Развитие и обучение. Работникам обеспечивают возможности для личностного и профессионального развития (в основном речь здесь может идти о составлении групповых программ обучения и менторстве).

Когда коллектив – одна большая семья

Командная корпоративная культура

Командная организационная модель — яркий пример правил общения, которые складываются в молодом коллективе, стартап-среде, организациях с проектной ориентацией.

Основные ценности:

· творческий подход — команда стимулирует и поощряет инновационное мышление и свободу выражения идей;

· полет мысли — поиск новых и нестандартных подходов к решению задач;

· совместная работа и равноправие — сотрудничество и обсуждение на равных, без четкой иерархии, без парадигмы начальник–подчиненный.

Обмен информацией и способ коммуникации:

· открытое общение на равных;

· каждый член коллектива может вносить свои идеи и предложения по модернизации и способу ведения дел;

· обратная связь — ключевой элемент коммуникации.

Командная модель как инструмент управления персоналом ориентирована на сотрудничество. Люди работают вместе для достижения коллективного успеха.

Преимущества этого типа:

· стимулирование креативности и свободы мысли у сотрудников;

· возможность экспериментов и творчества;

· создание динамичного коллектива, способного работать сообща.

Творческий процесс командного принятия решений

Ролевая корпоративная культура

Основные черты ролевой модели: рациональность, стабильность и практичность. Логическое мышление и расчетливость превыше всего. Это помогает соблюдать формальности и эффективно выполнять поставленные задачи. Во главе угла — создание устойчивого и надежного рабочего окружения, где правила и процессы постоянны и предсказуемы. Акцент делается на прагматичном подходе к работе, который ориентирован на конкретные результаты и достижение поставленных целей.

В модели присутствует строгая иерархическая структура с ясно определенными ролями и обязанностями каждого члена коллектива. Должностные инструкции детально описывают, что и как должно быть выполнено, очерчивая рамки работы.

Коммуникации имеют определенные формальности. Разрабатываются протоколы и правила общения. Важные составляющие бизнес-процесса: уставы, своды правил, графики и дресс-коды для создания деловой атмосферы.

Ролевая модель востребована в крупных фирмах, где необходимо эффективно координировать работу тысячи сотрудников. Благодаря формальному и строго регламентированному подходу, она позволяет большой организации действовать как слаженный механизм.

Преимущества:

· высокая эффективность;

· стабильность на рынке.

Недостаток: неспособность быстро приспосабливаться к изменившимся условиям бизнес-ниши.

Деловой стиль общения на каждой сделке

Рыночная корпоративная культура

Основное, что подразумевается под рыночной моделью:

· воля к победе — сотрудники замотивированы на успехи в конкурентной среде, стремятся быть лучшими;

· фокус на прибыли;

· важная задача — масштабирование бизнес-процессов и расширение доли рынка.

Результаты работы измеряются и оцениваются с помощью конкретных целей и показателей. Команда стремится быть ведущей и авторитетной в своей отрасли, выделяться на рынке и удерживать лидирующие позиции. Коллектив дорожит репутацией и заботится о ее укреплении, чтобы привлекать клиентов и партнеров. Сотрудники и компания в целом готовы принимать риски, связанные с бизнесом, для достижения целей. В фирме ценятся энергичные и предприимчивые люди, обладающие острым деловым умом и умением быстро принимать правильные решения.

Особенности:

· гибкая иерархия с фокусом на эффективность (организуется таким образом, чтобы не мешать достижению результата);

· успешные, результативные сотрудники могут обладать большей властью и возможностями, чем формальные начальники, если успех приносит большую прибыль компании.

Главное для бизнеса – высокие финансовые результаты и выгодное партнерство

Корпоративные субкультуры

Что представляет собой субкультура? Как в жизни, так и в бизнес-среде — это объединение людей по интересам. Если общие ценности не удовлетворяют потребности сотрудников, то они начинают создавать собственные ориентиры. Чаще всего такие группы возникают по должностным признакам. Например, среди руководителей, в менеджменте, в среде специалистов по работе с клиентами.

Субкультуры бывают негативными и позитивными. Первые создают отрицательную рабочую атмосферу. Так бывает, когда недовольные положением дел, зарплатой или нововведениями люди объединяются в группы. Позитивные субкультуры, напротив, повышают производительность. Сотрудники отождествляют себя с ценностями корпорации, они настроены на продолжение активной работы. Даже высказывание недовольства приносит пользу: руководитель, получая обратную связь, понимает, в каком направлении менять стиль сотрудничества.

Принципы формирования корпоративной культуры

Принципы корпоративной культуры организации выстраиваются годами. Это сложный, непрерывный процесс, требующий стратегического подхода. Методы формирования всегда различны: либо сумбурное развитие, результат которого нельзя предсказать, либо поэтапное выстраивание отношений внутри коллектива, основная цель которого — процветание компании.

Основные принципы формирования корпоративной культуры:

· обозначение четкой цели — она должна вдохновлять сотрудников и соответствовать ценностям организации;

· личный пример — это совокупность поведения, действий, стиля общения лидеров;

· коммуникация — система не выстроится без открытого общения руководителей с подчиненными;

· учет общих ценностей при найме новых сотрудников;

· постоянное развитие — обучающие программы для сотрудников поднимают мотивацию и вовлеченность;

· корректирование — культура не может быть статичной, она должна меняться в соответствии с новыми обстоятельствами на рынке, в стране, в бизнесе.

Создание и внедрение корпоративной культуры

Создание и внедрение корпоративной культуры — процесс, включающий разработку и интеграцию ценностей, норм, принципов и общих установок, которые определяют поведение и отношения сотрудников внутри организации.

Действовать нужно поэтапно.

1. Определить ценности и миссию организации, которые лягут в основу корпоративной культуры.

2. На основании ценностей разработать нормы и правила, которые станут общими для всех сотрудников.

3. Вовлечь в процесс работников через презентации, семинары, тренинги и другие мероприятия.

4. Поощрять соблюдение корпоративной этики, предупреждать отклонения от общепринятых норм.

5. Регулярно обновлять и пересматривать основные принципы и положения сформированной культуры.

Тренинги необходимы для повышения квалификации сотрудников

Советы экспертов

AlexGrim как команда специалистов, которая с 2012 года организует мероприятия, развивающие корпоративную культуру, предлагает экспертные советы, применимые на практике.

· Идите своим путем, не примеряйте чужие ценности на свой бизнес.

· Обращайте внимание на поведение ключевых сотрудников. Используйте их уникальный опыт в решении общих вопросов.

· Назначайте ответственных за организационные вопросы, нанимайте HR- и офис-менеджеров и не поручайте их дела рядовым сотрудникам.

· Измеряйте уровень лояльности работников, спрашивайте их, как можно улучшить условия труда.

· Делайте людям сюрпризы, проявляйте заботу.

· Развивайте традиции: организуйте тимбилдинги, праздники, социальные активности, поощряйте отличившихся. Такие мероприятия помогают сформировать сильную команду, повысить уровень доверия и наладить взаимосвязь между коллегами, даже если у вас большой коллектив.

Например, самые креативные мероприятия, которые устраивала для компаний наша команда в 2023 году, — тимбилдинг «Разрушители легенд» и тимбилдинг «Фестиваль Фудтраков». И в первой, и во второй активности сотрудники слаженно решали непростые задачи, учились договариваться, распределять обязанности и работать сообща, чтобы достичь цели. А в конце дружно праздновали победу!

Тимбилдинг «Разрушители легенд»

Примеры компаний, чей успех во многом обусловлен корпоративной культурой

Определение корпоративной культуры организации, развитие и поддержание этого направления помогли многим крупным компаниям добиться успеха на рынке. Приведем три примера.

1. Яндекс. Крупная корпорация, которая делает акцент на качестве жизни и удовлетворенности своих сотрудников. Что входит в корпоративную культуру: адаптация новичков, отсутствие жесткого графика, комфортное рабочее место и ежемесячная фиксированная сумма на питание. Помимо этого, компания всегда поддерживает коллег в желании развиваться, проводит тренинги и семинары. В офисе есть творческие кружки, в честь праздников устраиваются мастер-классы, корпоративы и другие полезные активности.

2. Сбер. С помощью применения дистанционного труда и гибкого графика достигается баланс между работой и жизнью. Выгодные условия для сотрудников на пользование многими продуктами банка дают больше возможностей для приобретения недвижимости. Также в Сбере выплачивают компенсацию за оплату отдыха и лечения, оформляют ДМС не только для сотрудников, но и для их родных.

3. «Газпром-Медиа Холдинг». Бизнес-завтраки с генеральным директором и Telegram-канал для получения обратной связи. Хорошая материальная мотивация, корпоративные подарки сотрудникам, поддержание инициативы волонтерства, возможность гибридного графика.

Каждая из этих организаций уделяет особое внимание заботе о сотрудниках, так как это один из самых ценных ресурсов любой компании. Креативные специалисты AlexGrim, со своей стороны, помогают коллективам сближаться и проводить время вместе весело и с пользой.

Методы и приемы реализации корпоративной культуры в организации

Действенные приемы, которые эффективно сработают и в небольшом магазине, и в крупной корпорации:

· размещение информации о ценностях компании на стендах, в статьях СМИ, брошюрах;

· выступления руководителей с рассказами о корпоративных ценностях;

· заведение и поддержание особых традиций;

· вдохновение на работу через тренинги, обучающие семинары;

· прозрачная система мотивации;

· обучение лидерству, прививание настроя на успех;

· адаптация новичков, поддержка и ознакомление с правилами компании;

· разные форматы тимбилдинга, спортивные и другие мероприятия для сплочения коллектива.

Распространенные ошибки и проблемы в развитии корпоративной культуры

Проблемы корпоративной культуры неминуемы, если:

· правила и нормы насаждаются, вводятся штрафы, бизнес строится на страхе, есть культ руководства;

· привлечение внешних специалистов без понимания ими основных ценностей компании.

Резюме

Внедрение и совершенствование корпоративной культуры важны, ведь она способствует созданию позитивной среды, в которой сотрудники чувствуют себя ценными, мотивированными и вовлеченными, что приводит к повышению производительности и удовлетворенности работой. Общие ценности помогают привлекать и удерживать талантливых специалистов, способствуют командной работе, сотрудничеству и инновациям, продвигают организацию к достижению целей и повышают ее конкурентные преимущества.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда