Бизнес-симуляторы для оценки, обучения и вовлечения сотрудников
Бизнес-игра и бизнес-симулятор — очень похожие термины, часто подменяющие друг друга. На самом деле это два разных формата, которые имеют свои отличия и уникальные черты. В чем же разница?
Что такое бизнес-игры?
Бизнес-игра — широкое понятие. Напишите запрос «бизнес-игра» в Яндексе – и вы получите совершенно разные результаты, начиная от развлекательных флеш-анимаций и настольных игр и заканчивая полноценными программами обучения для корпоративного сектора. Предлагаются бизнес-игры в коробочном формате, в виде кейсовых ситуаций, трансформационных игр или тренинговых мероприятиях под руководством модератора. Их задача – моделирование какой-либо ситуации или среды для отработки навыков. Формат может сильно отличаться – будь участники хоть инопланетянами, главное, чтобы был диалог, роли, конфликты и неопределённость.
Бизнес-игры прочно вошли не только в систему корпоративного обучения, вовлечения персонала и оценки, но и в жизнь каждого человека. Все это разнообразие может портить репутацию игр, первоначально задуманных и спроектированных как инструмент развития бизнес-навыков. Такие игры разрабатываются экспертами в своей области в команде с игропрактиками, направлены на глубокую проработку определённых навыков и могут использоваться большое количество раз, будучи каждый раз адаптированы под запрос участников.
Чем бизнес-игра отличается от бизнес-симуляции?
Бизнес-симуляция – это более детальная модель мира. Главное отличие симуляции от бизнес-игры в том, что моделируются условия, максимально приближенные к реальности: например, отдел, производственное подразделение, компания или государство. Используется комплексный подход.
Здесь вы не будете играть роль космического пришельца или морского пирата, вам достанется роль самого себя или реально существующие должности в бизнесе, которые предстоит отработать.
В России бизнес-симуляции активно используются совсем недолго – всего около 20 лет. Они приобрели известность в начале 2000-х, когда стали одним из инструментов корпоративного обучения. Важная характеристика симуляции – это гибкость: возможность адаптации под потребности конкретной компании, например, создание подходящего рынка, или изменение содержания под предметную область, с которой работают сотрудники.
Сегодня интерактивный бизнес-симулятор управления компанией – это инструмент, в котором:
моделируются реальные бизнес-процессы компаний;
участники получают роли действующего топ-менеджмента;
условия игры проработаны в соответствии с запросом бизнеса;
- участники находятся в безопасной среде, позволяющей смоделировать их поведение на практике.
Фабрика
Мы – компания BSGames – используем в своей работе бизнес-симулятор «Фабрика». Это инструмент для различных бизнес-потребностей: с его помощью можно не только отработать навыки управления руководителей и специалистов, но также организовать оценку или даже edutaiment-time, повысив вовлечённость сотрудников.
Технически симуляция – это сайт, который можно открыть с любого устройства: ноутбука, планшета или смартфона. Поэтому игру можно провести как в традиционном очном формате – когда вся команда собирается за одним столом и совместно принимает решение, находясь физически в одном зале со всеми командами, так и онлайн – когда участники работают через личный кабинет, видят свою команду и своих конкурентов на одном общем рынке, а для связи используют любой подходящий сервис для конференций с ведущим и сессионными залами.
Симулятор легко адаптируется под потребности компании, начиная от простых вещей – например, перекраска игры в корпоративную стилистику, заканчивая моделированием реального сценария на рынке и изменением механики.
Какие основные проблемы может решить проведение игровой симуляции управления компанией?
Оценка
Обычно ассессмент персонала проводится на базе тестов, деловых игр или решения кейсов, что не несет в себе практической пользы и провоцирует участников демонстрировать социально одобряемое поведение. Находясь в игровом процессе, который моделирует реальную работу сотрудника, человек начинает испытывать естественные эмоции, которые асессоры могут оценить здесь и сейчас.
Кроме личностных характеристик бизнес-симулятор позволяет оценивать и фактические результаты команд, которые зависят от их аналитических способностей и умений. На их основе возможно провести рефлексию – ещё один критерий, по которому можно оценить образ мышления сотрудника компании. Всё вместе представляет собой интегральную оценку каждого участника, которую возможно использовать для построения рейтинга и формирования кадрового резерва.
Кооперация
В рамках проведения стратегической сессии, на корпоративном форуме, командообразующем мероприятии или вечерних посиделках в офисе можно разнообразить офисную рутину, удивить сотрудников чем-то технологичным и свежим, проведя игру на основе бизнес-симуляции.
Симуляция предполагает гибкую ролевую систему – участники сами решат, как распределить роли и обязанности внутри команды. Это побуждает инициативность и позволяет показать себя в различных аспектах: кому-то нравится быть тимлидом, кто-то любит работу с данными, кто-то анализировать конкурентов – в процессе бизнес-симуляции каждому дается возможность проявить себя.
Обучение
Участники игры проходят полноценный путь руководителя компании и принимают важные решения из различных областей бизнеса: от привлечения финансов и инвестиций до закупки материалов и выхода на рынок. В зависимости от уровня участников и запроса компании сложность симуляции можно настроить. Рынок может быть растущим или кризисным, планирование финансов – упрощенное или с усложнениями, а ассортимент продукции — шире или уже. Это позволяет сосредоточиться на наиболее важных образовательных аспектах, полезных для участников.
Заключение
Не секрет, что геймификация является безусловным трендом последних нескольких лет и в корпоративной среде, а такие бизнес-симуляторы как «Фабрика» позволяют максимизировать эффект инновационного подхода к HR-брендингу. Безусловная «win-win» стратегия создается путем соединения IT и HR аспектов менеджмента – такой подход не оставляет кого-то проигравшим и исключает стресс из рабочих задач персонала компании. Вместо монотонных тестов на профпригодность сотрудники играют, коммуницируют, налаживают отношения и улучшают климат в организации.
Тенденция на обучение, оценку и командообразование сотрудников в компаниях безусловно позитивна. И даже если отвлечься от профессиональных аспектов, наши неспокойные времена просто требуют толику позитива и азарта в рутинной трудовой деятельности.
Интересное чтиво, приятно осознавать, что в современном мире существуют увлекательные и интересные альтернативы пресловутым корпоративам. И все же, не совсем понятна роль самого ПО/сайта - заменяет ли он ведущего мероприятия?
Добрый день!
Наша платформа позволяет проводить мероприятия как с участием, так и без участия ведущего. Ведущий может использовать игру как инструмент для обучения, командообразования и оценки)