(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94490477, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94490477, 'hit', window.location.href);

Франшиза, которую нельзя покупать

Такая франшиза не принесет денег, зато проблем будет хоть отбавляй. Артём Гарден, партнёр Юридической группы “Совет” — о “красных флажках” в мире франчайзинга.

Артём Гарден, партнёр Юридической группы “Совет”

Количество франшиз в России из года в год растет: даже несмотря на то, что в 2022 году множество франчайзинговых сетей, в основном международных, свернули свою деятельность, динамика остается положительной. Среди самых популярных сфер - услуги, общественное питание, торговля, производство и др. При этом, по-прежнему высок риск натолкнуться на недобросовестных франчайзеров, пользующихся доверием начинающих предпринимателей.

По словам экспертов, количество “плохих” франшиз на рынке может достигать 40-50%. Это нежизнеспособные проекты, которые в лучшем случае не принесут прибыли, а в худшем — вовлекут незадачливого франчайзи в незаконную деятельность.

Как понять, кому можно доверять? Рассказываем о признаках, по которым можно вычислить опасную франшизу.

Количество франшиз в России на начало 2023 года

Товарный знак

Самое страшное, что может случиться с франчайзи, — это покупка фальшивой франшизы. Да, на рынке существуют мошенники, которые выдают себя за представителей известных франшиз. Они могут показать красивую презентацию, свидетельство о регистрации товарного знака, но попросят оплатить паушальный взнос на подставное лицо - и пропадут с деньгами.

Чтобы подстраховаться от подобных инцидентов, рекомендуем обратиться к профессионалам, чтобы они подтвердили, что товарный знак действительно принадлежит лицу, которое заявлено получателем денежных средств. Или же самостоятельно проверить это в открытых официальных реестрах.

Также встречаются франчайзеры, которые с небольшими изменениями копируют другие франшизы. Они предлагают передать права не на зарегистрированный товарный знак, а на некий логотип. При этом, логотип оказывается буквально копией товарного знака действующего франчайзера. Например, такая история приключилась с франшизной сетью “Ничего Лишнего”. Под товарным знаком компании незаконно открывались торговые точки, не имеющие отношения к сети лазерной эпиляции. Такая ситуация может нанести ущерб репутации правообладателя товарного знака и повлечь за собой финансовые потери.

Франчайзи, открывший бизнес по такой франшизе, будет отвечать перед правообладателем за незаконное использование товарного знака. Ответственность за такое нарушение – компенсация в размере до 5 000 000 рублей. И никто не станет разбираться, является ли франчайзи жертвой мошенников.

Передаваемый логотип также стоит проверить на возможное сходство с чужими товарными знаками. В этом могут помочь юристы, практикующие в сфере интеллектуального права.

Паушальный взнос и роялти

Возможный показатель плохой франшизы, который заметен сразу, — это отсутствие роялти. Потенциально это может означать, что франчайзер не заинтересован в росте прибыли своих партнеров, а может и вообще в нее не верит. Нерабочая бизнес-схема с кучей подводных камней, плохое оборудование и некомпетентность управляющей компании — все это не будет волновать франчайзера, поскольку паушальный взнос он уже получил и дальнейшее развитие партнеров его не интересует.

Чтобы защитить себя от возможных рисков, стоит изучить историю судебных дел франчайзера. Сделать это возможно через сайты судов. Например, по названию компании или ИНН можно найти информацию на сайте арбитражных судов. Также стоит проверить судебные дела на сайтах районных судов. Найти сайт можно в любой поисковой системе, введя “суд N района N”. Уточнить конкретный район можно также в поисковой системе, введя адрес регистрации/юридический адрес франчайзера. Помимо этого, стоит пообщаться с франчайзи сети, чтобы составить объективное впечатление об уровне поддержки со стороны франшизы.

Конечно, существуют франчайзинговые сети, в которых отсутствие роялти обусловлено какими-то бизнес-процессами. И вот это как раз нужно выяснить и проверить, чтобы не натолкнуться на франшизу-однодневку, которая была создана только для зарабатывания на паушальных взносах.

Встречаются франшизы и с такими условиями: в сети нет роялти, а паушальный взнос — символическая сумма. В чем выгода франчайзера? Он использует франчайзи как канал сбыта для каких-либо товаров. Такая модель имеет право на существование, но стоит внимательно изучить все детали. Франчайзеру стоит задать ряд резонных вопросов:

  • Как производится эта продукция?
  • Где она производится и каким образом ввозится на территорию страны?
  • В порядке ли вся разрешительная документация?
  • Кто является фактическим продавцом?

Продажа контрафактной продукции может привести к уголовной ответственности по статье 180 УК РФ, она предусматривает лишение свободы на срок до двух лет.

А если угораздило, например, включиться в схему продажи фальсифицированной медицинской продукции, то статья 238.1 УК РФ предусматривает лишение свободы уже на срок от трех до пяти лет.

Прозрачность и актуальность информации

Франшиза — это всегда про рабочую, отлаженную бизнес-схему, которая при следовании инструкциям принесет выгоду. Поэтому каждый франчайзер в красках расписывает, насколько успешен бизнес и идеально организована работа. Но если он совсем не говорит о рисках, скрывает свой неудачный опыт, то безоговорочно доверять ему нельзя. Непрозрачность — это “красный флаг” в любой франшизе.

Кроме сокрытия информации, франчайзеры иногда прибегают к ее умышленному искажению. Например, отправляют финансовую модель самого успешного предприятия сети, открытого в крупном городе на самой проходимой улице. При этом умалчивают, что такое количество посетителей в условном городе на 100 000 жителей попросту невозможно.

Искажения могут касаться и общего количества проданных франшиз (например, вам не скажут, что большая часть торговых точек уже закрылась). Поэтому только на слово верить франчайзеру не стоит, лучше самостоятельно проверить показатели или запросить дополнительную информацию. И, конечно, любые несостыковки — повод задуматься о добросовестности франшизы и ее обладателя.

Последнее, что выдает плохую франшизу, — это неактуальность информации и небрежность расчетов. При грамотном подходе все экономические показатели должны постоянно пересчитываться в соответствии с изменениями на рынке: ростом или снижением реальных цен на товары, услуги или производство; конкуренцией; расширением франчайзинговой сети и т.п. Если франчайзер не отслеживает изменения на рынке и не адаптирует свою бизнес-модель под требования потребителей, сотрудничество рискует быть безуспешным.

Договор с франчайзером - это крепкий брак на несколько лет, и если на старте перспективы вызывают сомнения, то лучше не торопиться с заключением сделки. Пообщайтесь с конкурентами франчайзера, пообщайтесь с его франчайзи, изучите рынок поглубже - возможно вы получите ценную информацию для принятия решения.

Выше были перечислены основные признаки недобросовестной франшизы, на которые мы рекомендуем обратить внимание. Как видите, все они сводятся к одному принципу: то, что слишком просто, быстро и выгодно, — должно вызвать подозрения.

Чтобы не прогадать при выборе франшизы, нужно скрупулезно изучить все документы, запросить информацию от реальных франчайзи, изучить открытые реестры Роспатента и картотеки судебных дел. И обратитесь к юристам, практикующим в сфере интеллектуальной собственности - они станут вашими навигаторами в океане незнакомой информации.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда