{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как запустить стартап и не ошибиться?

Короткий ответ — никак.

Система idocs перешла из стартапа в компанию благодаря опыту, полученному через ошибки. Но начинающему предпринимателю после первых же неудач может показаться, что продолжать действовать бессмысленно. Делимся нашим опытом из проб и ошибок. Ознакомившись с ними, Вы сохраняете главный ресурс — время. Рассказывает CEO idocs — Гаухар Зайтбекова.

Гаухар Зайтбекова

Знайте что Вы строите и для кого.

Одна из главных причин крушения стартапов — это создание ненужного продукта. Перед запуском важно определить целевую аудиторию, ее проблемы и какую пользу принесет продукт.

Когда вы знаете свою аудиторию, ваш товар находит отклик у клиентов, повышает их лояльность и конверсию. В конце концов, изучив свою аудиторию, вы не будете тратить время и финансы на никому ненужный продукт. К такому заключению мы пришли после неуспешного запуска первого продукта.

В 2014 году мы с партнерами создали сервис для поиска специалистов, своего рода медиатор между фрилансерами и заказчиками. Аналоговая услуга была популярна в Америке, но казахстанский рынок работал совсем иначе. В Казахстане эффективно функционировал метод рекомендации. Люди больше доверяли оценкам знакомых, чем абстрактным специалистам с сайта. Сервис оказался невостребованным из-за того, что мы не исследовали рынок.

Этот провал вывел нас на создание нового эффективного продукта. Когда мы предлагали клиентам первый неудачный продукт, они отвечали, что им необходим электронный документооборот, а не онлайн-поиск специалистов. Тем самым, обратная связь клиентов привела нас к созданию idocs.

Не бойтесь провалов.

Будьте готовы к изменениям на 180 градусов после провалов. Часто у компании есть только одна важная проблема, которую можно решить изменив только один аспект компании. Но у idocs поворотный момент был радикальным.

После неудачного запуска первого сервиса мы поняли, что у клиентов есть потребность в другой услуге — электронном документообороте. Мы кардинально поменяли бизнес-стратегию, несмотря на усилия и ресурсы вложенные в разработку первого продукта.

Идея ничего не стоит без воплощения.

А реализация идеи без хорошей команды невозможна. Ловушка излишнего оптимизма в стартапе — это ожидание, что один специалист или новая функция взорвут продажи. К сожалению, такой панацеи не существует. В IT тяжело построить продукт в одиночку, потому что продукт развивается благодаря обмену идеями, спору, дискуссии. Также важно помнить, что один правильно выбранный специалист может привести с собой команду профессионалов. Так было в idocs.

В 2016 году когда пришло время обновлять, улучшать сервис, группа разработчиков разошлась, а IT-компания без разработчиков — коллапс. Мы в панике начали искать новых сотрудников и наняли специалиста на позицию технического директора. Сотрудник оказался находкой. Он привел с собой надежную команду, которая до сих пор с нами.

В стартапе, как в спорте, нельзя упускать химию команды.

Не нужно недооценивать требования к капиталу.

Большинство предпринимателей терпят неудачу, потому что не могут оценить финансовые аспекты своих стартапов. Многие предприниматели думают, что можно добиться большего с меньшими затратами. Сводя к минимуму денежные расходы, они не учитывают финансовую подушку и среднее количество денег, которое компания сжигает в месяц (burn rate).

Руководители стартапов обычно планируют наилучший сценарий, предполагая, что за запуском продукта последует приток заказов. Многие стартаперы на энтузиазме ожидают, что финансирование завершится в первоначально запланированное время.

Важно помнить, что амбиции, лидерские способности, оригинальная идея — не главные составляющие предпринимательства, нужна еще и финансовая грамотность. Именно она важнее денег, потому что в большинстве случаев средства безграмотно тратятся на провальные проекты. Финансово-квалифицированный предприниматель с большей вероятностью примет верное решение на основании экономических принципов.

Последнее, но не менее важное —

Не игнорируйте силу маркетинга.

Наша ошибка в том, что мы наняли целый штат в отдел продаж без готового продукта. Мы пренебрегали услугами маркетинга и, как следствие, нам потребовалось очень много времени на привлечение клиента. Технический продукт с сильной командой программистов без маркетинга не будет узнаваемым. Поэтому запускайте маркетинг параллельно с разработкой продукта. Не нужно ждать идеального продукта, чтобы начать о нем рассказывать, ведь технический продукт подразумевает перманентное улучшение, у него нет финальной версии. Маркетинг нужно вести параллельно с разработкой продукта.

Мы перечислили пять ошибок из личного опыта, но их было намного больше. В предпринимательстве, как в жизни, ошибки неизбежны, главное — делать выводы и продолжать путь. Помните, решение никогда не совершать никаких ошибок — очень серьезная ошибка.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда