В чем сила, брат? Сила в слове! Как научится говорить так, чтобы вас слушали и слышали
Риторика - универсальный инструмент для повышения доверия целевой аудитории к оратору. Не имеет принципиального значения, чем вы занимаетесь: консультируете, убеждаете, учите или продаете. Умение общаться и доносить ваши мысли до собеседника – ключ к вашему успеху. В этой заметке я поделюсь с вами полезными мыслями.
Знаете ли вы людей, которые могли обойтись без общения? Я нет.
Современные реалии таковы, что без успешной самопрезентации, причем именно публичной, трудно достигнуть успеха. Умение быть хорошим оратором, увлекающим своей идеей других, всегда приносит прибыль, выгодно выделяет вас среди конкурентов и дает преимущество перед оппонентами.
Риторика – древнейшая из наук. И, как говорится, все лучшее- хорошо забытое старое. Именно изучение риторики открывает путь как к успешной самопрезентации, так и к тому, чтобы вас и ваши утверждения были услышаны и реализованы с первого раза.
Расскажу свою историю. Мне было 21, когда я заканчивал юридический факультет и устроился работать в Комитет по культурному наследию при правительстве города Москвы в отдел, где следили за памятниками архитектуры. Работа заключалась в том, чтобы представлять, читай отстаивать, интересы города Москвы в судах различных инстанций.
На первый суд я пришел напуганным. Страшно выступать в первый раз. Дело выиграл. Дали еще три. И тут чутье мне подсказало, что успех выступлений в суде не только в знании прав и законов, а в ораторском мастерстве. И я пошел учиться.
Спустя полгода интенсивных занятий моя скованность исчезла, выступления в суде стали приносить мне искреннюю радость. Я стал забирать все имеющиеся дела себе, коллеги были не против. Ходила шутка: “Москомнаследие всегда право и никогда не проигрывает” - и я не проигрывал.
Через два года меня повысили до советника- высшей исполнительной должности. Был ли я рад? И да, и нет. Карьера-то уперлась в потолок, а солидного оклада я не заметил.
Однажды вечером, я пришел на площадку, где все желающие могли выступить. Я тоже попробовал. Стоя перед небольшой аудиторией, я рассказал о преимуществах знания ораторского искусства. И тут случилось удивительное - из 30 слушателей на персональное обучение ко мне записалось 10. Даже несмотря на комиссию, которую я должен был отдавать организаторам за возможность выступать и проводить обучение на их площадках, доходы от преподавания сильно превышали мои предыдущие оклады.
Так-то я и оставил юридическую карьеру и за несколько лет дорос до эксперта №1 продающих вебинаров, открыл свою онлайн школу, участвовал в запуске Бизнес Молодости, написал 3 книги и стал наставником топовых представителей российского онлайн бизнеса услуг. Но если бы кто-то сказал мне, 21-летнему юристу, стоящему в суде на своем первом деле с дрожью в груди, что через 4 года ты будешь успешно выступать перед тысячной аудиторией – я бы рассмеялся в глаза.
К чему я это? К тому, что успешное выступление может помочь в разы увеличить ваши шансы на успех. Спикер, презентующий свой проект или продукт со сцены или импровизированной сцены, всегда артист. Он может применять различные метафоры, шутить, проводить с публикой игры, задавать риторические вопросы, использовать другие приемы, что будет неуместно, например, в личном диалоге при встрече тет-а-тет.
Все самые известные люди: политики, бизнесмены, представители шоу-бизнеса — владеют навыком публичных выступлений в совершенстве. Я думаю, что для вас это не секрет.
С помощью профессиональных публичных выступлений можно продавать не только идею, не только мысль, не только позиционировать себя как личности, но продвигать услуги и продукты своей компании. С другой стороны, выступать пытаются все и хотят взять исключительно харизмой, но, не зная принципов, которые существуют в технологии продаж со сцены, спикеры допускают множество ошибок, что только отталкивает от них потенциального покупателя. А нюансов здесь может быть очень много: начиная от умения управлять группой и искусства отвечать на сложные вопросы и заканчивая механизмами вовлечения и способами нейтрализации «сложных» зрителей.
Так как же развивать риторику для публичных выступлений?
Во-первых, учитесь искусству выражения мыслей у лучших. Смотреть видео заметки в сети, разумеется, похвально, но беспристрастная оценка со стороны сократит ваш путь к цели. Самое ценное, что есть у человека в жизни- его время. Часы, недели, годы, потраченные впустую, вам никто никогда не вернет. Ваша задача- найти оратора, чье выступление вам импонирует, и внедрить его советы в жизнь. Не стоит жить по принципу «через тернии к звездам». Уверяю вас, есть более «безболезненный» путь.
Во-вторых, применяйте полученные знания на практике незамедлительно. Откладывать «лучшую жизнь» на потом – привычка рожденных в странах бывшего СССР. Жизнь- то, что с вами происходит здесь и сейчас. Лучшее, что вы можете для себя сделать- оттачивать ваши новые навыки на практике.
В-третьих, анализируйте свои выступления. Записывайте свои речи на видео и критически оценивайте себя. Важно не только что вы говорите, а то, как вы произносите вашу речь, как ведет себя ваше тело в момент выступления. Язык тела должен соответствовать тому посылу, который вы вкладываете в ваши слова.
Уверен, что мои советы помогут вам улучшить ваши навыки ораторского мастерства, ведь говорить мы все умеем, но слышат ли вас ваши собеседники – большой вопрос.