{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Дети — новая нефть?

Ученые давно изучают связь между динамикой рождаемости в стране и состоянием экономики: в современном мире люди охотнее заводят детей, когда экономика на подъеме. Исследователи из ВШЭ увидели закономерность между ценами на нефть и рождаемостью: в России в периоды с более высокой стоимостью «черного золота» появляется больше детей. Сейчас экономике России грозит спад, а цены на нефть растут. Что же будет с рождаемостью?

Дети как «товар» длительного пользования

Факторы, влияющие на рождаемость, традиционно изучают демографы. Они связывают рост рождаемости с тем, какая когорта (или поколение) подошла к возрасту деторождения — малочисленная или многочисленная. Сейчас, например, к рождению приходит малочисленное поколение 90-х годов. Другое объяснение, почему рождаемость снижается, — так называемый демографический переход, который характерен не только для России, но и для других стран. Выросла продолжительность жизни, люди больше времени уделяют образованию и карьере, а не потребностям, связанным с безопасностью и выживанием. Это привело к тому, что рожать первого ребенка стали в более зрелом возрасте. До сих пор считалось, что в России снижение рождаемости связано именно с этими двумя факторами.

Экономисты обратились к изучению этого вопроса лишь в 60-х годах ХХ века. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Гэри Беккер построил теорию, обосновывающую колебания рождаемости. Он утверждал, что дети — это «товар» длительного пользования, и, когда родители принимают решение о рождении детей, они на самом деле оценивают полезность, которую они от этого получат: например, дети будут радовать их своими успехами и достижениями или содержать их в старости. Также семьи оценивают издержки, которые они понесут из-за решения завести детей, и их «альтернативную стоимость». Суть в том, что родителям приходится перераспределять свое время между работой, досугом и детьми.

Экономисты обычно изучают связь рождаемости с темпом роста ВВП, реальных зарплат и уровнем безработицы, а также финансовые стимулы, среди них — материнский капитал. Программа была введена в России в 2007 году и стала одной из самых резонансных экономических мер по стимулированию рождаемости. В первые годы она показала свою эффективность. Однако этому, как отмечают исследователи, благоприятствовала и демографическая ситуация в целом: в детородный возраст вступило многочисленное поколение. Но с 2015 года, несмотря на меры государственной поддержки, рождаемость в России снова падает. По мнению экспертов, на это повлияло множество событий: экономический кризис, санкции, эпидемия коронавирусной инфекции. В настоящее время уровень рождаемости находится на отметке начала 2000-х годов.

До сих пор динамику рождаемости изучали в основном в описательном виде (строили графики и сравнивали тенденции), а эмпирических исследований, которые бы тестировали связь рождаемости с экономическими показателями с помощью модельных расчетов на макроуровне (стране в целом), в России не было. Чтобы заполнить этот пробел, студенты и преподаватели онлайн-магистратуры «Экономический анализ» факультета экономических наук НИУ ВШЭ провели «Исследование динамики рождаемости в России: эконометрический подход» (поддержано грантом Российского научного фонда No. 22-28-00952, вебинар с презентацией состоялся 1 июня).

«Наша группа была создана для того, чтобы изучать демографические вопросы под экономическим углом, — рассказывает автор работы, д.э.н., руководитель онлайн-магистратуры «Экономический анализ» Елена Вакуленко. — Основная цель, которую мы перед собой поставили, — посмотреть, что влияет на динамику рождаемости в России, связано ли это с экономической обстановкой в стране или же это сугубо демографические факторы».

Цена на нефть растет. При чем тут дети?

«Когда мы начали изучать связь рождаемости с экономическими показателями, возник вопрос: а какие экономические показатели нужно брать, чтобы изучать связь между рождаемостью и экономикой?» — рассказала Елена Вакуленко. Как уже говорилось, экономисты брали характеристики, которые отражают либо экономический рост в стране, либо показатели рынка труда. «Мы решили пойти своим путем, — продолжает Елена Вакуленко. — Известна высокая зависимость нашей экономики от цен на нефть. Поэтому мы решили взять непосредственно нефтяные цены. Оказалось, что модели с ценой на нефть имеют самую высокую объясняющую силу. Есть положительная корреляция с ценами на нефть. И это показалось очень интересным. При этом мы учитывали и когортные эффекты, о которых говорили демографы».

Затем экономисты из ВШЭ решили посмотреть, что ждет рождаемость в будущем. Для расчетов они использовали прогнозные цены на нефть и показатели экономики, опубликованные Минэкономразвития, а также прогнозы по численности женщин репродуктивного возраста Росстата.

ВЫНОС: Минэкономразвития ожидает в России экономический спад при высоких ценах на нефть. В базовом сценарии безработица в 2022–23 годах будет держаться на уровне 6,7% (такой она в последний раз была в России после кризиса 2008 года). Падение ВВП ведомство прогнозирует на 7,8% в 2022 году, затем еще на 0,7% в 2023-м (по сравнению с 2022-м), а в 2024 ожидается рост на 3,2%. При этом цены на нефть останутся достаточно высокими. Если в 2020 году они были на уровне 41 доллара за баррель, то в 2021-м — 69, в 2022-м — 80, то в 2023-м прогнозируют цену на нефть на уровне 71,4 доллара за баррель.

«Когда мы вставили экономические прогнозы Минэкономразвития в свои модели рождаемости, то оказалось, что при таких достаточно высоких ценах на нефть, как сейчас, у нас прогнозируется небольшой рост рождаемости, — делится открытием Елена Вакуленко. — В частности, если мы посмотрим на суммарный коэффициент рождаемости, который показывает, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода, то в 2021–2022 годах он у нас примерно 1,5, а к 2025 году наши модели прогнозируют суммарный коэффициент рождаемости 1,57».

Однако, если в модели рождаемости использовать показатели, которые характеризуют саму экономику (темп роста ВВП, уровень безработицы), то расчеты покажут ожидаемый спад рождаемости: «К 2025 году, по нашему прогнозу, суммарный коэффициент рождаемости будет 1,4, это падение на 5% по сравнению с 2021-м, — продолжает Елена Вакуленко. — Росстат, кстати, такой же прогноз дает».

Елена Вакуленко подчеркивает, что в случае корректировки прогнозов Минэкономразвития и Росстата изменятся и выводы, сделанные группой исследователей. К тому же в настоящий момент сложно прогнозировать динамику рождаемости, поскольку высока доля неопределенности из-за текущей геополитической обстановки.

Она также отмечает, что модели «не учитывают нерыночные механизмы, которые сейчас действуют». «В частности, мы видим, что рост цен на нефть в нынешних условиях не означает рост для нашей экономики, потому что есть ограничения, связанные с экспортом российского сырья, добычей полезных ископаемых. По сути, мы достигли потолка в ресурсной экономике. Она давно не давала нам прежних темпов роста, нам нужно строить новую модель, не сырьевую».

По ее словам, рождаемость — хороший индикатор перемен: будущие родители оценивают свои экономические возможности по содержанию ребенка. «В России до последних, санкционных, лет рождаемость очень хорошо объяснялась темпами роста экономики, которые, в свою очередь, обеспечивались за счет высоких цен на нефть. В текущих реалиях это уже не работает: скорее всего будет снижение рождаемости, связанное с падением экономики, хотя цена на нефть прогнозируется на высоком уровне», — объясняет Елена Вакуленко.

***

Онлайн-магистратура «Экономический анализ» НИУ ВШЭ запущена в 2021 году. Программа готовит экономистов-аналитиков, которые разрабатывают стратегии развития от компании до целого государства, рассчитывают инвестиционную привлекательность стартапов, анализируют фондовые рынки и делают прогнозы, разбираются в трендах цифровой экономики и выступают консультантами-экспертами для разных сфер бизнеса.

Получить очное образование в вузе № 1 в России по версии Forbes можно онлайн из любой точки мира. Формат предоставляет возможность пользоваться всеми привилегиями студента НИУ ВШЭ: войти в сообщество выпускников и открыть доступ к актуальным информационным ресурсам.

Комиссия принимает документы до 15 августа. Чтобы увидеть программу и узнать, какая скидка на обучение доступна абитуриентам, переходите по ссылке и оставьте свои данные.

Елена Вакуленко — доктор экономических наук, академический руководитель программы «Экономический анализ» факультета экономических наук НИУ ВШЭ.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда