{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Рынок AR 2021-2022: трансформация «дополненной реальности»

Технология «дополненной реальности» (AR) дозревала «постепенно». Первое носимое AR-устройство EyeTap появилось еще в 80-х годах XX века, и с тех пор энтузиасты и любители киберпанка со дня на день ожидали расцвета технологии. Однако «виртуальное» будущее все не наступало и не наступало. До недавнего времени «сырым» было все – «железо», ПО, специализированный AR-контент. Однако, кажется в ближайшее время, буквально в перспективе 3-5 лет, ситуация изменится.

По данным hype cycle Gartner (кривая зрелости технологии, графически представляющая стадии, через которые проходит технологическое новшество в ходе своего становления от концепции до широкого восстановления) от 2017 года, технологии AR должны выйти на «плато продуктивности» в 2022-2027 годах. «Пик чрезмерных ожиданий» технология прошла еще в 2010-2011 годах, тогда общественный ажиотаж вокруг нее приводил к чрезмерному энтузиазму и нереалистичным революционным ожиданиям.

В 2017 году «дополненная реальность» достигла низа «пропасти разочарования» по hype cycle Gartner – к ее массовому внедрению оказались не готовы как пользователи, так и законодательство. Вспомнить хотя бы историю с Google Glass и защитой персональных данных, когда компании, в том числе в ответ на претензии правозащитников пришлось сначала вносить коррективы в разработку, а потом и вовсе закрыть проект.

На пути к продуктивности

Как отмечается в отчетах Gartner за последние годы, AR постепенно набирает силу. В развитии технологии заинтересованы как нишевые игроки индустрии, так и производители смартфонов, создатели автомобилей, представители индустрии развлечений, сферы образования.

Разработки для профильного рынка активно ведут такие гранды, как Microsoft и Apple. Так, Apple хоть и перенесла выход AR-гарнитуры с конца 2022 на 2023 год, но от планов не отказалась. А вот Meta отказалась от выпуска первой версии AR-очков Project Nazare. Эта модель останется демонстрационным продуктом. Дальнейшие планы компания связывает с другой версией AR-очков.

Концепт «умных» очков анонсировал и Xiaomi. При этом обе компании продвигают AR-гарнитуры, как новый формфактор коммуникационных устройств.

Компания Snap в 2021 году выпустила свои первые очки дополненной реальности. Но, они пока не предназначены для продажи.

Amazon еще с 2015 года так же работает над собственными «умными очками»,которые будут оснащены Alexa – голосовым ассистентом, собственной разработкой американской компании.

Компания Qualcomm так же представила беспроводную версию своих очков дополненной реальности Smart Viewer. Это изделие эталонного дизайна, на основе которого различные производители смогут создавать свои собственные коммерческие продукты.

Интерес к дополненной реальности растет, даже те устройства, которые сейчас есть на рынке, несмотря на их ограниченную функциональность и дороговизну, пользуются спросом. Аналитики исследовательской компании IDC подсчитали, что по итогам 2021 года мировые продажи гарнитур «дополненной» и «виртуальной» (VR) реальностей выросли на 92,1% по сравнению с предыдущим годом, а поставки достигли 11,2 млн штук. Причем скорость продаж нарастает: четвертый квартал принес почти половину годового объема.

В сегменте коммерческого бизнеса преимущественно используются гарнитуры дополненной реальности. Бизнес также активно применяет проекционные экраны на лобовые стекла и другие технические системы. В потребительском AR преобладают смартфоны и планшеты.

AR для практических задач

Технология AR стремительно эволюционирует, ее развивают как производители «железа», так и разработчики программных решений. Фреймворки (структура, на базе которой можно создать конечный продукт) в ходе развития становятся все совершенней. Например, Google регулярно вносит изменения в ARCore – фреймворк для построения AR-решений в системах на Android. Apple идет аналогичным путем, обновляя и развивая платформу RealityKit 2 для iOS. Разумеется, идут обновления «движков» для AR от сторонних разработчиков, которых десятки. Некоторые решения достаточно развитые, например, портал для разработчиков Vuforia вносит обновления уже в десятую версию своего «движка».

Наибольшее количество новостей, связанных с созданием и внедрением AR-решений, приходится на сегменты ритейла, обучения, навигации, игр. Например, для изучения анатомии можно проецировать изображение систем организма – кровеносной, нервной, опорно-двигательной – в пространство AR. Так сделано в продукте HoloAnatomy, созданном для шлема Microsoft HoloLens 2. Он позволяет отслеживать движения рук, что упрощает взаимодействие с AR-моделью. Продукт разработан еще в 2019 году, но внедрен в Кейсовском университете Западного резервного района (частный американский исследовательский университет, Case Western Reserve University) только в 2021.

Google Maps не первый год добавляет для упрощения навигации в помещениях – аэропортах, вокзалах, торговых центрах, парках – AR-элементы, доступные в режиме LiveView.

В 2022 году Snapchat запустил новую функцию под названием «Пользовательские ориентиры» (Custom Landmarkers), которая позволяет создавать уникальные эффекты дополненной реальности для различных публичных мест.

Paul Mealy в феврале представила AR-прототип по переводу речи в субтитры для слабослышащих. Смартфон в режиме реального времени преобразует речь в текст и «привязывает» их к образу человека в гаджете. В будущем компания обещает представить аналогичное решение для AR-очков.

Немало релизов за последние два года в игровом сегменте. Так, MonkeRacing мотивирует пользователей больше двигаться. Динамическая физическая нагрузка в веселой игре – своеобразный ЗОЖ, создаваемый элементами в двух мирах. Nike и Snap разработали решение для бега в городских условиях.

Пройдет буквально несколько лет и «дополненная реальность» станет одной из самых массовых технологий, а AR-гарнитуры, по мере удешевления, распространятся повсеместно. В первую очередь AR позволит сделать революционный скачок на медиа-рынке: безгранично расширятся возможности рекламы, появятся новые форматы специализированного контента. «Дополненная реальность» изменит мир куда больше, чем это сделали смартфоны, и тогда мы узнаем, как выгладит кибер-панк изнутри, ну, по крайней мере, мы надеемся на это, что спустя 40 лет это наконец-то произойдет.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда