{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Переопределить будущее научно-фантастического рассказа Прэтта Флетчера «Город живых мертвецов»

«I saw that it was indeed a man, but a dead one—all swathed and wound in silver wires which, as they drew near his body, drew into finer and finer wires till right over the skin they were spread out like silver spider webs, half-concealing his features».

«Город живых мертвецов» написан в 1930 году Прэттом Флетчером и Лоуренсом Мэннингом. Вызывает восхищение — способность авторов сделать такой прогноз развития (деградации) общества, который продолжает исполняться спустя 93 года.

Идеи рассказа

Рост производительности труда приводит к тому, что человеку достаточно трудиться всего полчаса в день (а потом и вовсе, было не нужно), чтобы обеспечить свои потребности. Тогда человек уделяет больше времени творчеству, но и тут его настигает прогресс — техника (по рассказу) вытесняет человека из творчества: например, изобрели машины, которые полностью заменили музыкантов, и воспроизводили любые заданные слова и ритмы. Сейчас (на протяжении нескольких лет) это делает искусственный интеллект.

Оставшиеся глубины и горы были покорены машинами. Исследованы все планеты Солнечной системы. Не осталось реальных дел, которыми можно было бы заниматься. Мужчины стали гоняться за различными побрякушками (считай машины, квартиры, одежда, телефоны и т. п.) .

Человеку не осталось ничего, кроме развлечений… Поначалу, создали механизированные театры, которые генерировали для зрителей в нужное время подходящие ароматы, привкусы, тактильные ощущения (температура, ветер) . По сути это образ 5D кинотеатров.

Механизированные «5D театры»

Ученые научились соединять нервы человека с нейроинтерфейсами различных протезов/имплантов. Слепые снова смогли видеть, глухие снова смогли слышать. Тогда родилась идея: если нейроинтерфейсы передают сигналы того, что происходит в реальности, то можно научиться передавать сигналы того, чего в реальности не происходит. Так людям стали транслировать грёзы, неотличимые от реальности, в которых можно быть кем угодно.

Фактически уже сейчас есть технологии, позволяющие видеть с помощью камер или управлять механизмами силой мысли. А благодаря эффекту нейропластичности мозга ученые обучают видеть с помощью языка, и заявляют о возможности наводить образы: «С ее помощью (речь про устройство) можно даже создать рекламу, которая транслировалась бы прямо в мозг человека. Например, во время роликов о газировке во рту ощущались бы пузырьки. В перспективе технологию можно также использовать с целью передачи мыслей и эмоций между людьми, уверены разработчики».

Конечно, не все идеи хороши (1930 год все-таки) :

  • Авторы предположили (или намеренно утрировали?) , что для погружение в грёзы, людям придется отказаться от органов чувств с помощью хирургии, и соединить себя с имплантами, навсегда отказавшись от реального мира, оставаясь неподвижными в специальных устройствах. Судя по достижениям современной науки и технологий, будет возможно дублировать работу систем (искусственных) восприятия нереальных образов и систем (естественных) восприятия реального мира, переключаясь между ними либо воспринимая одновременно обе, дополняя реальность без гаджетов, но с помощью вживленных имплантов.
  • Вместо пищи, таких людей кормили токами высокой и низкой частоты (не хотелось бы отведать) .

Для поддержания работы инфраструктуры, использовали геотермальную энергию.

Пересечения с «Хищные вещи века» Стругацкие

В повести «Хищные вещи века» (1964 г.) , Стругацкие описывают благополучный приморский город с приятным теплым климатом, где людям не приходится думать о том, как заработать деньги. Это приводит к тому, что они снова (как в предыдущем рассказе) не знают чем заняться, и посвящают себя развлечениям. Экстремальные приключения (кстати, с этого же началась деградация в «Городе живых мертвецов») . Облучение толп людей (названо Стругацкими «дрожка») волнами от специального устройства на площади, массово вводящая их в грёзы с приятными и реалистичными фантазиями. И, наконец, электронный наркотик — слег, который позволяет погрузиться в воображаемых мир, неотличимый от реальности, откуда не хочется возвращаться. Видна прямая аналогия с развитием общества в рассказе «Город живых мертвецов».

«Дрожка»

Переопределить будущее

Беззаботная жизнь, возможность погружаться в грезы — приводит к отказу от реальной жизни и реальных дел. Такой вывод можно сделать после прочтения. Но дело не только в этом, а еще и в том, что общество просто не успевает за изменениями. Технический уровень цивилизации растет быстро, а этический уровень за ним не успевает («Барьер Питерса» или «Антропотехнические ножницы»). Возможностей становится больше, но не становится больше понимания того, как разумно с ними обращаться. Актуализацией этики и воспитанием людей должно заниматься государство. Для этого оно должно работать на пользу большей (а не меньшей) , части общества, иначе выйдет так, что прогресс лишь создаст миллиарды умирающих безработных или уничтожит все живое.

Такое будущее рисует западная фантастика, и она справедлива для развития мира в капиталистической формации. И да, «Хищные вещи века» Стругацких написаны по западному типу (исходя из сути и духа произведения) , но это не делает его плохим.

Есть иное видение, в советской фантастике, например, в «Туманность Андромеды» Ефремова, где человечество сумело объединиться, построить разумные отношения друг с другом, миром и техносферой. Это справедливо для развития мира в коммунистической формации.

Приведите другие интересные примеры будущего из научной-фантастики или из прогнозов ученых.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда