Каким для e-commerce Казахстана и России оказался 2022 год?
Всем привет! Моя имя Ксения Бондал, я работаю в ИТ-компании Relog. Поговорим о том, с какими предпочтениями и поведением покупателей столкнулись в уходящем году игроки e-come двух стран – Казахстана и России.
По сути они являются факторами спроса, в условиях которых работали компании электронной торговли в 2022 году. Нашим экспертом при подготовке публикации стала менеджер по работе с розничными сетями компании Nielsen Айжан Исаева. Nielsen одна из самых авторитетных исследовательских глобальных компаний, которой в этом году исполнится 100 лет.
Источниками данных для статьи стали сразу исследования Nielsen в Казахстане и России, проведенных в этом году и посвященных покупательским e-come-трендам в обеих странах.
Электронная коммерция Казахстана 2022
Вместе с тем, если раньше регулярные крупные закупки в интернете делали 19% людей, то в этом году этот показатель вырос до 30%, свои запасы стали пополнять через e-come 28% людей, вместо 19% в 2021-ом.
При этом в топ-5 интернет-магазинов входят Magnum Go, Wildberries.ru, Kaspi.Supermarket, Flip.kz, Arbuz.kz.
Электронная коммерция России 2022
В России ситуация отличается от той, что в Казахстане. Например, 73% покупателей сравнивают цены на большинство продуктов в онлайне и офлайне и 48% считают, что в интернете могут найти товары по более низким ценам, чем в магазинах.
В то же время 15 из 20 топ SKU в онлайне дешевле на 6%, 12 из 20 SKU дешевле на 5%, добавила она.
Покупатели постарше и семьи в основном покупают онлайн в прок на неделю, средний чек составляет 2-4 тысячи рублей. Так же они делают небольшие покупки 2-3 раза в неделю на 700-1000 рублей, могут совершать и спонтанные покупки - хотят что-то приготовить, для чего им нужны определенные ингредиентов на 500-700 рублей, пояснила эксперт.
«Интересный тренд в России: онлайн-покупки для пожилых родственников или в дачный период», - отметила она.
Значительная доля бюджета – покупка для приготовления в домашних условиях. Праздничный шопинг на 3-5 тысяч рублей
Среди онлайн-ретейлеров России самый сильный индекс капитала (рассчитывается исходя из предпочтительной рекомендации, готовности платить премиальную цену и готовности добираться) у Ozon, Wildberries.ru, «Сбер Маркет», «Яндекс.Маркет» и Vprok.ru
По продуктам питания динамика составила 344%, домашняя мебель и декор – 246%, автопринадлежности – 234%, товары категории DYI- 188%, для сада и растения – 177%, продукты питания длительного хранения – 126%, компьютерная и телекомтехника – 102%, для ухода за собой – 99%, детские игрушки – 81%, по уходу за младенцами – 60%.