{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

К 40-летию Фолклендской войны: как Маргарет Тэтчер окончательно закрепилась в статусе "железной леди"

В этом году исполнилось сорок лет англо-аргентинской войне за Фолклендские (Мальвинские) острова. Изначально конфликт был обусловлен стремлением аргентинской хунты упрочить свое положение путем «маленькой, победоносной войны»: Фолклендские острова имеют стратегическое значение с точки зрения контроля над всей южной Атлантикой. Вялотекущий спор об их территориальной принадлежности велся довольно давно: острова были открыты англичанами в конце XVII века, в разные годы свой суверенитет над ними провозглашали Великобритания, Испания, Аргентина, Франция и США.

Момент для начала конфликта по мнению аргентинских генералов был выбран весьма удачно. Положение кабинета Маргарет Тэтчер было на тот момент довольно шатким, правительство «тори» было крайне непопулярным. Считавшие себя крутыми «мачо» аргентинские генералы считали, что Лондон ничего не решится противопоставить их решимости прибрать к рукам находящиеся у них под боком и расположенные почти в 13 тысячах километров от Великобритании небольшие куски суши.

Премьер-министр Соединенного Королевства Маргарет Тэтчер

Неожиданный захват аргентинскими «командос» Порт-Стэнли, осуществленный 2 апреля 1982 года, и провозглашение суверенитета Аргентины над островами поставили в крайне неприятное положение лидера западного мира – США. Перспектива вооруженного конфликта между ближайшим союзником и аргентинской хунтой не сулила им ничего хорошего. Попытка Соединенных Штатов урегулировать конфликт с помощью «челночной дипломатии» не увенчалась успехом (госсекретарь США Александр Хейг курсировал между Лондоном и Буэнос-Айресом пытаясь склонить противоборствующие стороны к компромиссу): пребывавшие в патриотическом угаре аргентинские военные не хотели идти на какие-либо уступки, правительство Тэтчер было полно решимости вернуть острова силой.

Аргентинские военные в Порт-Стэнли

Перед сложным выбором стояло и руководство Советского Союза. Несмотря на развязанную аргентинской хунтой незадолго до описываемых событий политику государственного террора, в ходе которой были физически уничтожены и брошены в тюрьмы десятки тысяч представителей левых партий, марксистов, коммунистов и им сочувствующих, было решено поддержать Аргентину в противовес Великобритании. Советская «машина пропаганды» вовсю «топила» за эту латиноамериканскую страну. Политические обозреватели в телепрограммах «Международная панорама» и «Сегодня в мире» всячески доказывали обоснованность претензий Аргентины на контроль над Фолклендами и поддерживали агрессора: одним из весомых аргументов была большая удаленность островов от берегов Англии. По-видимому, «кремлевским старцам» аргентинские генералы были по духу ближе правительства Тэтчер, даже несмотря на то, что в Британии в отличие от Аргентины левые и коммунисты действовали вполне легально, а их печатный орган – газету «Morning star» можно было купить как в Лондоне, так и в Москве. Кроме того, весьма заманчивой представлялась перспектива ослабления ближайшего союзника США на европейском континенте. Тем более неожиданным стало для советских людей дальнейшее развитие событий!

Однако, аргентинские военные недооценили решимость «железной леди» вернуть утраченное. Кроме того, аннексия Фолклендов ставила под вопрос будущее других заморских владений Британии от Гонконга в Китае до острова Питкэрн в Тихом океане, что не могло не волновать правительство в Лондоне. Внешнеполитическая обстановка оставалась весьма сложной: в самом разгаре находился конфликт в Северной Ирландии, на сентябрь 1982 года были запланированы англо-китайские переговоры о дальнейшей судьбе Гонконга, получившие впоследствии название «игры слов», давала себя знать и пресловутая «холодная война»: незадолго до описываемых событий в ответ на введение военного положения в Польше Великобритания ввела экономические санкции против Советского Союза. Большой вопрос как повели бы себя «китайские товарищи» и другие партнеры по переговорам если бы Великобритания дала слабину!

Уже 5 апреля 1982 года Великобритания направила в южную Атлантику крупное военно-морское соединение. В ходе конфликта выяснилось, что к военным действиям в суровых условиях южной Атлантики обе стороны оказались недостаточно готовы. Безусловно, вооруженные силы ее величества, принимавшие участие во всех значительных военных конфликтах XX века, обладали бОльшим боевым опытом, однако, и им пришлось столкнуться с серьезными трудностями: необходимость переброски значительного воинского контингента на столь удаленный театр военных действий выявила проблемы со взаимодействием различных родов войск, управлением, снабжением, логистикой и т.п. Аргентина в создавшихся условиях рассчитывала прежде всего на мощь своих военно-воздушных сил.

Однако, у обоих сторон конфликта были свои «козыри в рукавах». Британия, получив поддержку от лидера чилийской хунты Аугусто Пиночета, разместила подразделения SAS на чилийско-аргентинской границе, планируя неожиданное нападение на базу аргентинских военно-воздушных сил, а Аргентина направила диверсионную группу на юг Пиренейского полуострова, рассчитывая взорвать один из кораблей британского флота в бухте Гибралтара. К счастью, ни те, ни другие не были пущены в дело: британцы вынуждены были отказаться от рейда на аргентинскую территорию из-за технических и организационных проблем, а аргентинские диверсанты были задержаны испанской полицией.

Кроме Чили, у британцев появился еще один мощный союзник: после провала попытки мирного урегулирования конфликта США предоставили Великобритании право пользования авиабазой на острове Вознесения, а также дали доступ к своей разведывательной информации.

Глава аргентинской хунты Леопольдо Галтьери

Как было указано выше руководство Аргентины недооценило решимость британского правительства вернуть острова силой. Когда главу хунты генерала Лепольдо Галтьери уже после окончания войны спросили, на что он рассчитывал, объявляя Фолклендские острова территорией Аргентины, он заявил, что мы мол не думали, что Англия вознамериться всерьез воевать за какие-то свои дальние заморские владения. 1 мая 1982 года бомбардировщики Королевских ВВС "Вулкан" и истребители "Харриер" нанесли первый удар по аэродрому в Порт-Стэнли, ознаменовав собой начало боевых действия на островах. А уже 2 мая успешная атака британской атомной подлодкой аргентинского крейсера «Генерал Бельграно» (бывший американский крейсер «Феникс» времен II мировой войны), завершившаяся потоплением последнего и гибелью 323 аргентинских моряков, вызвала глубокое потрясение в аргентинском обществе. Все суда аргентинского военно-морского флота были возвращены на базы и больше участия в боевых действиях не принимали. Положение аргентинского воинского контингента на Фолклендах становилось все более незавидным. Ставка аргентинского руководства на военно-воздушные силы себя не оправдала. Несмотря на ряд успехов аргентинских летчиков (были серьезно повреждены и потоплены несколько британских кораблей, в том числе новейший эсминец «Щеффилд»), предотвратить высадку англичан на острова они были не в состоянии и уже 14 июня 1982 года аргентинский воинский контингент на Фолклендах вынужден был капитулировать.

Гибель крейсера «Генерал Бельграно»
Гибель британского фрегата «Antelope»
Британский эсминец HMS Sheffield после попадания в него ракеты аргентинских ВВС
Аргентинские солдаты в окопах
Британские солдаты на Фолклендах
Пленные аргентинские военные

Потери Великобритании в этой войне составили 258 человек, потери Аргентины – 649 человек.

Последствием вооруженного конфликта стало падение военной хунты и приход к власти гражданского правительства в Аргентине и рост популярности правительства консерваторов в Великобритании. Парламентские выборы 1983 года закончились победой «тори», что дало правительству Тэтчер карт-бланш на проведение дальнейших экономических реформ. Во всем мире победа в войне была воспринята как подтверждение возрастающей мощи Великобритании как ведущей военно-морской державы.

Этот вооруженный конфликт стоит особняком от других конфликтов второй половины XX века. Противостояние на этот раз проходило не по условной линии Восток-Запад, что было характерно для большинства конфликтов времен «холодной войны», а по линии Запад-Запад. Неожиданно выяснилось, что несмотря на продолжающееся противостояние двух сверхдержав, противоречия, существующие между западными странами, никуда не исчезают и могут неожиданно переходить в «горячую» фазу. Война за Фолкленды стала предвестником вооруженных конфликтов 90-х годов, происходивших уже после краха Восточного блока и распада Советского союза и проходивших уже по условной линии Восток-Восток, например, войн в бывшей Югославии.

И в качестве бонуса - композиция группы Sabaton "Back in Control":

0
3 комментария
Анна Макарова

Было интересно вспомнить обстоятельства конфликта, но каким же мелким и благополучно разрешившимся он выглядит в сравнении с жуткой современностью(

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кузнецов
Кроме того, аннексия Фолклендов ставила под вопрос будущее других заморских владений Британии от Гонконга в Китае до острова Питкэрн в Тихом океане

Ну Гонконг они все равно потеряли. Потеряют и Фолкленды.

Ответить
Развернуть ветку
Acerbys .

Статья ангажированна.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда