{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Agile-трансформация. Иван Самолов и Алексей Пименов в подкасте

Каждую неделю в новом подкасте «Цифровая трансформация» Иван Самолов (консультант по управлению) приглашает эксперта, чтобы обсудить цифровые технологии и стратегии. Сегодняшний выпуск посвящен теме Agile. Гость: Алексей Пименов (RealResult)

Ниже представлены основные тезисы из подкаста.

Про Waterfall

Это, конечно, краеугольная шутка всего сообщества, поскольку Waterfall не существовал. Если существовал – пришлите книжку по Waterfall’у о том, как он внедряется.

Там история, скорее всего, чуть-чуть в другом. Был замечательный человек – Винстон Ройс. Он предложил модель работы, которая подразумевала некоторую итеративность в своей работе. И образно говоря, это выглядело как несколько листов бумаги, где на одной стороне было написано что-то похожее на каскадную модель, а на другой стороне – как это делается с итеративными петлями. И многие люди прочли только первую часть, но не прочли, где он описывает что необходимо, и стали это у себя использовать.

Agile и Agility

Где-то году в 2016-м появился другой термин, у которого тоже есть автор – Эван Лейборн, — который называется «Business Agility». То есть «гибкость в бизнесе». Буквально в определении зашита фраза: «Ability of company to respond to change» — «способность организации реагировать на изменения». И часто этот термин стали ассоциировать с Agile.

Это очень сильно разные вещи. Потому что, если мы рассматриваем гибкость бизнеса, то это способность организации, например, в долгосрочном периоде делать вещи, которые необходимы клиенту. И при возникновении каких-то серьёзных изменений рынка мутировать во что-то другое, и опять попадать в это состояние. Это уже даже не «Business Agility», а появившийся на Западе термин «Fit for purpose organizations». То есть организации, у которых есть предназначение – «Purpose». И они в него попадают – «Fit for purpose».

Об agile-проблемах организации

К 2019 году мозги всех топ-менеджеров компаний, затеявших трансформацию, уже были сломаны. Отмазка о том, что наш гендиректор не обладает системным мышлением, кажется, в 2020 году, уже не канает.

И мы опять начинаем упираться в истории про масштабирование вещей. Ведь смотри, что сейчас наделали организации? Они научились формировать самоорганизующиеся команды, прививать agile-культуру на уровне линейного персонала, делать эффективные команды. Но заказчик всё равно всё ещё долго ждёт, и получает он не то, что надо. Часто это связано с тем, что нужно налаживать кросс-командные взаимодействия.

Чем занимаются IBM?

Они занимаются профессиональными услугами – можно так сказать. Но если мы отмотаем лет 10 назад: «Чем занимается IBM?» Мне бы сказали, что серверами. Если отмотаем лет 20 назад, то мне бы сказали, что персональными компьютерами. Отмотает 25-30 лет назад – мне бы сказали, что IBM занимается печатными устройствами. А ещё давно, когда компания называлась CTR, они занимались то ли печатными, то ли телетайпными машинками.

Три «И» в профессии скрам-мастера

Как и в любой истории массовой, есть подтверждение такой идеи, как «Три И». Вначале пришли Инноваторы. Они принесли что-то новое. Потом пришли Имитаторы, которые попытались улучшить то, что сделали инноваторы, но только ухудшили это. А потом пришли идиоты.

И здесь эта опасность прихода идиотов всегда, как бы, есть, потому что порог входа в профессию скрам-мастера, в профессию agile-коуча, я считаю, достаточно низкий.

Проблема внедрения Agile

Проблема выглядит так: когда приходит консультант, под него делается определённый проект, и под него набираются, часто, самые энтузиасты. То есть люди, у которых «тормоз на инновации» отсутствует. И очень часто бывает, что при наличии грамотного внешнего консультанта и вот этих людей, которые готовы ему в рот смотреть и делать как он говорит. Плюс если грамотный product-менеджер находится, то пилотный проект успешен.

Потом пытаемся этот успех масштабировать, запускаются вторые-третьи волны. И получаются новые зелёные специалисты по Agile. Дальше компания понимает, что много денег вкладывает во внешних консультантов. Они от них отказываются – они же своих вырастили.

И эти специалисты начинают запускать следующие волны трансформации. Но к этому моменту энтузиасты, обычно, заканчиваются. И они начинают сталкиваться с серьёзными ребятами, которые тяжело воспринимают изменения, уходят в подполье, строят «потёмкинскую деревню», симулируют бурную деятельность, иногда даже саботируют изменения.

Смотрите полную версию подкаста Ивана Самолова «Цифровая трансформация»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда