{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Что не так с российским светодизайном

Про бюджет на световой консалтинг, маркетинговые ловушки и о том, как светодизайнеру не стать менеджером по продаже светильников — в интервью Павла Павлюка, основателя бюро Light Architects Orchestra, ведущего российского архитектора по свету и члена жюри Евразийской премии «Золотой Фотон».

Павел Павлюк – основатель бюро Light Architects Orchestra. В числе реализованных проектов: гостиница «Москва», отель «Метрополь», Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы, фабрика «Большевик», Политехнический музей, парк и филармония «Зарядье», Садовые кварталы, Домников Плаза, Golden Gate.

Световой дизайн архитектуры и пространства − одно из важнейших направлений в создании городской среды. Мегаполисы выделяют на проекты серьезные бюджеты, и профильный бизнес борется за право их реализации. При этом роль светодизайна, который призван быть одним из способов создания комфортного и привлекательного светового пространства, сводится едва ли не к функции торговли светильниками и рекламной упаковки контракта.

— Павел, сегодня много говорится про «умные города». Наверняка, инновации открывают много возможностей для светодизайнеров или есть проблемы?

— Да, концепция смарт-сити, в том числе, когда светильник – это уже не просто светильник, а некий элемент общей городской нейросети, сейчас в тренде. Мы живем в эпоху интернет-вещей, и даже стоя у картины в музее, которую освещает с виду обычный светильник, посетитель может попасть в алгоритмы, которые считают, в каких соцсетях у него есть аккаунты и на что обратить его внимание, что ему предложить … В этом смысле Москва не отстает, как и другие крупные города России. И в принципе, это про комфорт.

Но стоит посмотреть на ситуацию чуть более шире, заглянуть в регионы, как мы увидим, что в некоторых местечках даже незатейливая стойка со светодиодом и возможностью подзарядить телефон – уже прорыв городского уровня. В регионах зачастую светодиодных светильников и вовсе нет в уличном освещении. Хорошо, если какие-то улицы хоть как-то освещаются при помощи натриевых ламп – тех самых, с рыжим светом, которые использовали еще в 80-х годах прошлого века.

В таком контексте говорить об «умном городе», конечно, сложно. Ведь он возможен только там, где люди удовлетворяют свои базовые потребности: сначала – безопасность и комфорт, а уже потом – получают приятные впечатления. Но для многих регионов, увы, острыми остаются вопросы по закрытию именно базовых потребностей.

Отраслевую проблему вижу в том, что российский светодизайн зачастую подчинен лишь идее продажи светильников. Он настолько бывает погружен в эту задачу, что является, по сути, инструментом для поставки лампочек. В этом – прям специфика рынка в нашей стране.

И один из вызовов, которые надо решать: как нам уйти от мотивации продаж, когда менеджеры и светодизайнеры стремятся вместить большое количество, порой, ненужных светильников в свои дизайн-проекты, низводя их роль до предлога продать побольше оборудования.

Я не теряю надежды, что коллеги сумеют соскочить с этой «иглы». Светодизайн не должен быть способом продажи осветительного оборудования. Не количество купленных светильников двигает проект, а архитектурная идея, учитывающая многие контексты и нюансы восприятия света.

— Вам известны инструменты, способные изменить ситуацию, чтобы идея дизайна двигала себя сама?

— Очень хороший вопрос. Я много общаюсь с коллегами – с дизайнерами, архитекторами, девелоперами и инвесторами. Но слышу одно и то же, что наши люди не готовы сейчас платить за проекты. При этом все, кто так говорит, либо сидят на комиссиях от фабрик, либо сами являются фабрикой и пытаются продать свое оборудование. Вот и предлагают для этого «бесплатные» дизайн-проекты.

Такая особенность – именно у российского бизнеса. Я могу об этом судить, поскольку есть большой опыт работы с крупными зарубежными архитектурными компаниями, в том числе с европейскими и американскими бюро по световому дизайну. Ни разу не встречал, чтобы их заказчики таким образом ставили вопрос – мол, сначала сделайте нам бесплатно проект, а уж затем мы у вас купим светильники. Равнозначно тому, чтобы прийти к архитектору и сказать: «Сделай мне проект бесплатно, а я тогда у тебя кирпичи куплю».

В отличие от нашей отрасли, иностранцы готовы платить за творческие разработки, в их бюджетах на строительство есть такая статья расходов, как световой консалтинг.

Поэтому, отвечая на вопрос, как изменить ситуацию, вероятно, задам встречный: а мы уважаем свою профессию или готовы мириться с тем, что наша работа обесценивается? Ведь именно это происходит, когда мы даем бесплатные решения или считаем, что светодизайн служит лишь способом продажи светильников.

Я знаю примеры светотехнических компаний, которые жалуются, что выпускают в неделю по нескольку десятков эскизов, но ни один из них заказчику не нравится. Так может и не надо столько эскизов создавать? Предложите один, сделайте его максимально хорошо и продайте. Хотя бы за рубль. Возьмите на себя ответственность за эту работу, вместо того, чтобы перекладывать ее на заказчикаи обесценивать свой труд.

Каверза еще и в том, что, как правило, при таком подходе у светодизайнера не бывает развития, ведь желание расти отсутствует, если твои эскизы никому не нужны.

— Поскольку от «умного города» мы перешли к вопросам бизнеса, а любой бизнес опирается на стратегические решения, которые помогают зарабатывать, то вопрос, чем так плох «дизайн-проект в подарок» в качестве рекламного хода?

— Современный бизнес понимает, что за каждым профессиональным шагом скрывается большой объем вложений, начиная от обучения специалиста, погружением его в профессию и заканчивая постоянным повышением квалификации. Для этого профессионал не только много работает и проходит дополнительное обучение. Но и путешествует, расширяет кругозор, повышает насмотренность. Вкладывается в свои знания. И тут не нужен калькулятор, чтобы понимать, что его работа является большей ценностью, чем может показаться на первый взгляд.

А все эти предложения из серии «дизайн-проект в подарок» – не более, чем маркетинговое лукавство. Поскольку для всех сторон очевидно, что бюджет на дизайн, как правило, зашит в смету. Стоимость проекта учтена и включена в стоимость поставки светильников или монтажных работ. Это такой «секрет Полишинеля», который нередко еще и оборачивается обоюдным недовольством: заказчик получает не то, что хотел, а подрядчик пеняет: «А чего вы хотели за бесплатно»? Заметьте, в этой ситуации никто из сторон не берет на себя ответственность за принятые решения. И такие ситуации встречаются сплошь и рядом, как при реализации масштабных проектов на рынке, так и во время ремонта обычной квартиры или офиса.

— Недаром ремонт сравнивают с пожаром. А есть рабочие приемы, рекомендации, как конструктивно выстраивать взаимоотношения с заказчиком во время реализации проекта?

— Во-первых, как я уже сказал и еще раз подчеркну, нельзя допускать обесценивание труда. Не только труда светодизайнера, но и всей команды, потому что светодизайн – это часть общего процесса. В котором свет может стать важным союзником, помощником. Выясните, какой бюджет готов потратить клиент на реализацию проекта освещения и оцените свою работу в рамках этого бюджета - например, возьмите 5-10%. В таком случае для клиента итоговая цена не меняется, он как рассчитывал потратить условный миллион, так и потратит его. И в этой ситуации каждая сторона берет на себя ответственность: исполнитель – за качество проекта, покупатель – за свой выбор.

Во-вторых, никогда не исходите лишь из принципа экономии на светодизайне, когда светильники – подешевле, решения – попроще … Важно ответить на вопрос: сэкономить, чтобы – что? Получить парк, в котором вечером никто не будет гулять из страха свернуть себе шею?

Если посмотреть на ситуацию глазами девелопера, то с одной стороны, стремление сэкономить понятно – ему надо уложиться в проектный бюджет. Но что происходит, когда он не платит автору проекта, вынуждая работать профессионала бесплатно? Лишает себя возможности получить более ценный продукт. Не вкладывается и не растит достойного партнера.

Используйте проверенное качественное оборудование, достигайте экономии не за счет низкой цены светильников, а за счет грамотных, выверенных до мелочей, световых решений, в которых не будет места ни одному лишнему светильнику. Так вы уложитесь в отведенный бюджет и не будете краснеть после реализации, объясняя, что это заказчик был «не в себе», а вы тут вообще ни при чем.

— И все-таки, помимо проблем в отрасли, о которых вы рассказали, можно ли отметить позитивные события в российском светодизайне?

— В качестве примера могу привести проект по освещению центральных улиц в Красноярске, реализованный нами совместно с красноярскими партнерами в рамках программы развития светоцветовой среды. Его можно считать аккордным для объединения исторического центра города: так называемый район «Стрелки» соединили вантовым мостом с Большим концертным залом и Музейным центром в Красноярске – и вот эти три архитектурных объекта, подобно артистам, каждые выходные играют светомузыкальное представление!

Кстати, в Красноярске это стало первой именно стационарной световой инсталляцией, которую не нужно привозить по особому случаю. Теперь там регулярно проходят фестивали, создаются различные световые шоу. А в будни это просто красивый и очень комфортный свет. Тот случай, когда проект посвящен архитектуре, а не количеству лампочек в контракте.

Проект по освещению знаменитой «Стрелки» в Красноярске.

Этим примером хочу показать, что светодизайн – не только про создание привлекательной световой среды. Место сразу же обросло инфраструктурой: появились кафешки, развернулась сфера услуг, пошел трафик людей. То есть эта часть города зажила совсем по-другому. Вот и получается, что на первый взгляд, инвестировали в световой проект, а по факту – в экономику города.

— В связи с этим вопрос про ожидания от премии «Золотой Фотон», ведь где же как не на таких площадках демонстрировать творческий размах. К чему готовитесь, как представитель жюри? Будут ли прорывы?

— Во-первых, хочу поблагодарить организаторов, поскольку хорошо, что такая премия вообще у нас существует, несмотря на специфику нашего непростого рынка. «Золотой Фотон» − действительно значимое событие, поскольку, как верно подмечено, открывает прекрасные возможности для участников отрасли проявить себя и похвастаться новинками, а также оглядеться и оценить свои плюсы и минусы.

Я нахожусь в жюри этой премии уже несколько лет, и каждый сезон у нас разгораются жаркие споры при выборе победителей. К тому же учреждаются новые номинации. И, конечно, нельзя не отметить, что изменился подход участников: если раньше присылали какие-то картинки и фотографии, сопровождая комментариями вроде того – вот, мол, наш объект, нам кажется, что он хороший, поэтому рассчитываем на премию. То сейчас заявки подаются в профессиональном оформлении, с подробными пояснительными записками, в которых много внимания уделяется сути продукта – истории его создания, какая задача стояла перед авторами, описываются проектные решения и их реализация.

Члены жюри, в свою очередь, оценивают не только красоту, нравится или нет, а смотрят на результат работы, которая была проделана командой или конкретными светодизайнерами. Вспоминая прошлую премию «Золотой Фотон», могу назвать ряд волнительных тем. Впечатлили сразу несколько проектов, и мы никак не могли договориться насчет победителя. Были дебаты.

Мне запомнился проект по фасадному освещению Кёнигсбергского кафедрального собора на острове Канта в Калининграде (категория – освещение фасадов зданий и сооружений). С одной стороны, авторы использовали понятные приемы в подсветке, никаких особенных ноу-хау. Но с другой, у ребят получилось совместить все – и технологию, и контекст, и цель, и отразить миссию объекта. Реализация произвела огромное впечатление даже по тому материалу, который мы видели на фото и видео. Причем, на них же была заметна и реакция, которую вызывало освещение у прохожих – на их лицах читался восторг.

Проект по художественной подсветке Кенигсбергского кафедрального собора на острове Канта в Калининград стал победителем Евразийской премии «Золотой Фотон» в 2021 (компания BLACK RAYS).

Если привести пример интерьерного света, то тоже довольно простыми приемами был реализован дизайн-проект экспозиции «Вселенная «Калевала» в Музее изобразительных искусств Карелии. Проектировщиками выступили питерские дизайнеры Анастасия Дубровская и Андрей Скрицкий – у них получилось воплотить настоящую сказку! По музею хочется гулять, рассматривать экспонаты. И это опять не про светильники, а про концепцию, про рассказанную зрителю захватывающую историю. Проект участвовал в категории «Внутреннее освещение музейно-выставочных пространств» и победил в номинации «Проект года 2021».

Проект по освещению постоянной экспозиции «Вселенная Калевала» Музея изобразительного искусства в Петрозаводске, победивший в Евразийской Премии «Золотой Фотон» в 2021 году. 

Считаю, что в этом желании – найти необычный подход даже при привычных материалах и инструментах – и есть ключевая роль светодизайнера, когда он задумывается о продукте и о конечном результате.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда