{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как самостоятельно заказать партию товара из-за границы и не прогореть: не повторяйте мои ошибки

Небольшой рассказ о моем опыте начинающего предпринимателя, который решил окунуться в e-com и нишу self-care. Как я решил сделать качественно и классно, при этом сэкономить, а в итоге сильно переплатив. Не повторяйте моих ошибок и дважды продумайте ваши шаги.

Опыт будет полезен всем, кто только начинает заниматься товаркой или e-com (и не только) , и думает о том, чтобы заказать партию того или иного товара или упаковки для своих продуктов из-за границы, например, с известных оптовых маркетплейсов.

Об авторе и моя краткая история

Всю свою сознательную жизнь я работал в IT, отвечал за качество (тестирование), а позже занимался менеджментом диджитал продуктов и стартапов. Но в какой-то момент так сошлись звёзды, что я решил попробовать совершенно новую для себя сферу: e-com и товарный бизнес в сфере self-care (!). Но мой прошлый опыт, конечно, очень помог при построении сайта и настройках интеграций.

Всё началось с того, что пару лет назад мы с партнёром задумались, что мы всегда отдаём предпочтение зарубежным self-care брендам, и поймали себя на мысли: почему бы не попробовать сделать классный бренд, которым хотелось бы гордиться, и продуктами которого мы бы сами пользовались, и он был бы создан в России? Так появился LEAV.

Какие трудности возникли передо мной, человеком, который всю жизнь работал в корпорациях или на кого-то? Требовалось разобраться буквально во всём: как открыть юр. лицо и выбрать налогообложение, как выбрать название и успешно зарегистрировать товарный знак, разработать сайт с нуля, проработать концепцию и сами продукты, разобраться с законодательными требованиями для упаковок, найти подходящих подрядчиков, тару, упаковку и ещё много-много чего, список можно продолжать очень долго.

Конечно, большинство дел и забот можно делегировать, и за деньги снять с себя часть геморроя (ответственности и контроля впридачу), но, к сожалению, многие подрядчики не могут предоставить такой уровень качества услуг, какого мы от них ожидаем, и качества конечного продукта (как внешнее, так и внутреннее содержание), которого хотим достигнуть. На счет этого всего есть отдельные истории, возможно, расскажу об этом позже.

Почему я решил сделать заказ упаковки за границей?

Одна из наших ценностей – это стараться быть как можно более экологичными, и скажу вам, соответствовать этому, особенно если это малый бизнес, оказалось не так просто, как я думал. Для одного из наших продуктов мы решили использовать стеклянную тару без этикеток-наклеек и алюминиевые крышки. Почему? Во-первых, темное стекло — это лучшая упаковка для жидкостей и всяких косметических штучек, а алюминий – прекрасно перерабатываемый материал, во-вторых, стекло без этикеток-наклеек имеет гораздо больший шанс быть переработанным, особенно в России, потому что, (как оказалось) чтобы переработать стеклянную тару, в большинстве случаев стекло надо очистить и “отмыть” от этикеток специальными методами и не всегда это удаётся.

Если нет этикетки, то как нанести необходимую и тем более обязательную информацию? Существует несколько способов, один из них – это нанесение методом шелкографии прямо на стекло. И это, кстати гораздо красивее и эстетичнее, на мой вкус, чем приклеенные этикетки. Вот тут и начались сложности. Как оказалось, на предметах цилиндрической формы далеко не все могут печатать на всей поверхности, да и в целом сфера гравировки и печати на стекле и различных нестандартных поверхностях, как оказалось, в России плоха развита. Точнее как, развита относительно нормально, и, конечно, вы с легкостью найдёте в гугле ребят, которые сделают вам любую гравировку или печать на любой поверхности в тот же день, на один или несколько предметов. Но если вы захотите отпечатать партию (даже на предоставляемой вами продукции) ценник будет совершенно космический. Основная их ниша – это сувенирная продукция и сезонные подарки для корпоративных клиентов, где заказчики особо не задумываются о стоимости или же имеют большой бюджет.

Мне удалось найти несколько производств, которые согласились взяться за задачу нанести наши «этикетки» методом шелкографии и подготовить образцы. Но результат оказался если не плачевным, то точно посредственным, что меня не устраивало: печать оказалась неаккуратной, иногда даже кривой, на нескольких образцах краска в некоторых местах оказалась смазана. А пропечатать тонкие линии и элементы вообще оказалось непосильной задачей. Волосы вставали дыбом при мысли о том, какой результат может получиться, если заказать целую партию.

Прикладываю фото нескольких образцов от нескольких производств, для понимания того, какого качества они сделали печать:

Стало понятно, что в России практически невозможно найти подходящую стеклянную тару в нужном количестве, а ещё и качественно сделать на ней печать, и при этом по адекватным ценам для небольших партий (важно: это не относится к суперпроизводствам с тиражами сотни тысяч штук – в этом случае можно сделать всё, что угодно).

Отбор поставщиков и заказ: советы и предостережения

Я решил посерфить всем известные оптовые зарубежные маркетплейсы. После пары дней поисков удалось найти нужную тару (даже с крышечками в комплекте) по более чем классным ценам. Я сразу же связался с представителями, засыпав их вопросами про минимальный заказ, печать, доставку и тому подобное. В течение нескольких последующих дней отсеялись большинство заводов по тем или иным причинам.

Кстати, отдельный спорт – это переписка с китайцами, тут нужно закладывать примерно в три-четыре раза больше времени, чем на аналогичную переписку на родном языке или с европейцами, чтобы донести то, что вы хотите, и убедиться, что вас правильно поняли, и выяснить всё, что вам необходимо, при этом отбиваясь от совершенно ненужной вам информации и предложений, которые будут сыпаться, так как представитель заинтересован вам продать хоть что-то, неважно что.

Владение английским также критично, но в большинстве чатов есть автопереводы, но не думаю, что это хорошая идея. При всем этом, не стоит забывать про большую разницу в часовых поясах, что также сказывается на скорости ответов, особенно если вы находитесь в европейской части.

Далее, был составлен шорт-лист из двух предприятий, согласованы макеты для печати и заказаны семплы. Здесь я рекомендую не экономить и брать самую быструю доставку, и лучше авиатранспортом, иначе груз может идти невероятно долго и непонятно в каком виде вы его получите. В большинстве случаев заводы отправляют образцы продукции совершенно бесплатно, берут только за доставку. Экспресс доставка небольших коробочек с 10 образцами небольших стеклянных бутылочек самолетом мне обходилась в 80-150 долларов.

После получения образцов, наступило настоящее облегчение и даже радость, так как качество продукции и печати было на высоте. Выбрали наиболее удачный вариант, а цена на партию была довольно сладкой.

После получения расчета доставки до Москвы было принято однозначное решение, что надо делать заказ, так как в РФ ничего близко похожего найти/сделать так и не удалось. Был выставлен счет за товар и доставку до Москвы и беспрепятственно оплачен.

Заказ на зарубежных маркетплейсах лучше размещать через своего менеджера, с которым вы переписываетесь, чтобы избежать каких-либо ошибок или неточностей с их стороны.

Стоит отдать должное, что процесс заказа и оплаты максимально простой, можно оплатить моментально с корпоративной карты. Кстати, можно и обычной картой оплатить, но для таможни будет удобнее предоставить платежку из банка. Но если вы всё же оплатили обычной картой, то ищите страничку c подробностями заказа (trade assurance order details) где присутствует информация о платеже, экспортируете страничку в PDF и этого в большинстве случаев будет достаточно.

Важно: китайцы часто предлагают занизить стоимость в коносаменте (bill of lading) и инвойсе, чтобы вам платить меньше налогов и сборов, но делать этого не стоит, потому что если таможня запросит документы об оплате и там будет другая сумма, то это приведет к проблемам и дополнительному геморрою.

Заказ сделан, товар отправлен, что дальше?

После заказа начинается самое интересное :) Теперь предстоит найти компанию-таможенного брокера, которая будет заниматься оформлением, если, конечно, вы не решите делать это сами – заранее желаю вам удачи в таком случае! Обязательно сделайте себе заранее электронную цифровую подпись (которая на флешке-токене) в налоговой или через удостоверяющий центр, если у вас её нет – она необходима для подписания таможенных документов.

Также, в зависимости от типа ввозимых товаров вам может понадобится декларация соответствия таможенного союза, нужно внимательно гуглить, либо брокер вам с этим подскажет.

Скажу сразу, что найти адекватного таможенного брокера довольно сложно (извините, если вы с этим связаны), разброс цен серьезный, и большинство из них общаются так, что отпадает желание продолжать общение, помимо этого используют профессиональные словечки и сленг и если вы новичок и переспрашиваете что-то, то реакция обычно негативная, если вопрос просто не проигнорируют.

Также, нужно иметь в виду, что в зависимости от условий контракта, доставка до конечного пункта от склада таможни может производиться вашими силами.

Кстати, если товар доставляется морем, то отследить его непросто. В зависимости от перевозчика, это может быть, например, трек-номер контейнера, который обновляется нечасто. Не опирайтесь на примерные обещанные сроки прибытия, закладывайте ещё время!

Прибытие моего груза в порт и появление новых действующих лиц

Я заказал доставку морем. В этом случае за некоторое время до прибытия груза с вами связываются экспедиторы, о существовании которых я узнал только в этот момент. Это такие ребята, которые отвечают за перемещение и разгрузку контейнера, за перемещение вашего груза в портах и временное хранение там, подготовку локальных транспортных документов и тому подобное и самое главное – берут за всё это и за каждое своё движение нехилые деньги. Да, эти действия в большинстве случаев нужно оплачивать отдельно, они не входят в стоимость доставки, и при этом цены на все услуги довольно высокие. Выбрать другую компанию или отказаться от их услуг нельзя. Как я понимаю, они прикреплены к перевозчику контейнеров, которого выбрать тоже вряд ли получится. Поэтому вы и ваш груз становитесь в прямом смысле заложниками контракта с ними. Прикладываю вырезку из приложения к договору с расценками:

Так получилось, что пока наш груз был в пути, началась спецоперация, и при перевалке контейнера в Бельгийском порту он был задержан европейской таможней аж на два месяца. И да, за это нужно было заплатить :) Инвойсы за это оказались для меня настоящим шок-контентом. Стоимость их услуг была примерно такой же, как стоимость всей партии товара! Ладно, никуда не денешься, форс-мажорные обстоятельства – пришлось оплатить. Но самое интересное, что счет был выставлен в долларах и компания зарегистрирована в Великобритании и рубли они не принимают. Я пользовался банком, который попал под санкции, и его отключили от SWIFT, поэтому пришлось в срочном порядке открывать счета в другом банке.

Эта же компания оперирует в Санкт-Петербургском порту и так же выставляет счета в валюте, при этом груз не выпускают до получения оплаты всех счетов, включая временное хранение в порту, которое стоило по их прайсу 50 долларов в день за кубометр (!), при этом если значение объема не целое, то идет округление в большую сторону до целого значения. В моём случае 1.7 кубов превратились в 2, и ценник за хранение уже был 100 долларов в сутки, и это был всего лишь один паллет! По документам в нашем контейнере были гораздо более объемные партии, и сколько их владельцам пришлом заплатить за услуги этой компании, боюсь представить – волосы становятся дыбом.

В стоимость хранения в порту были заложены дополнительные дни простоя – то есть примерное время, которое может пройти пока деньги “идут”. Да, за выходные тоже придется платить, порт не работает и забрать груз не получится.

В текущей ситуации перевести деньги юр. лицу заграницу и чтобы они дошли быстро и вообще дошли – очень непростая задача. Если перевод отклоняет банк-корреспондент и деньги возвращают (да, такое тоже было) – всё происходит по-новой и нужно оплачивать уже бóльшую сумму за хранение. Я считаю, что это настоящая мафия, которая пользуются положением и совершенно не стесняется “доить” предпринимателей и компании, вне зависимости от их размера.

Финал и мои рекомендации

Резюмируя, могу сказать, что суммарно за услуги экспедиторов сверху я заплатил стоимость как минимум двукратно превышающую стоимость самих товаров, а также отдельно оплачивал транспортировку из порта до своего склада, таможенные пошлины и услуги таможенного брокера. Заказ был сделан в январе, и только в июне товары оказались на складе.

Я хочу предупредить начинающих предпринимателей и тех, кто хочет самостоятельно заказать партию товара доставкой морем и особенно тех, кого соблазняют цены на оптовых маркетплейсах и цены на доставку морем: смело умножайте цены в раза в 3, чтобы включить все вышеперечисленные расходы и примерно понимать, во сколько вам обойдется партия.

Главная рекомендация: при возможности выбирайте доставку авто- или авиатранспортом.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда