Страх или тревога?

Что представляет из себя природа эмоции, в причине которой лежат базовые человеческие инстинкты, а следствием которой является весь существующий в нынешнем виде мир? Действительно, инстинкт самосохранения, сексуальный инстинкт и инстинкт власти подарили нам всё то, что мы на данный момент имеем: от смартфона, который у вас в руках ежедневно, до архитектурных конструкций перекрытий в доме, где вы проживаете, от дорогостоящей одежды, приобретенной на неделе высокой моды в Милане, до селективной парфюмерии. Поскольку человек является существом социальным, а «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», люди чувствуют потребность нравиться друг другу, чтобы получать необходимое для существования ощущение безопасности и приглушать страх потенциальной смерти. Спекуляция на данном феномене человеческого естества очень грамотно интегрировалась в построенное сейчас общество потребления, основанное на одной единственной цели - получении прибыли.

Будь то революция на немецкие деньги или красный террор, будь то зверское убийство семьи Романовых или взятие пьяными матросами Зимнего дворца, будь то разрушение единой и неделимой России или расстрелы служителей православной церкви, будь то голод тридцать второго года или двадцать шесть миллионов репрессированных, объединяет эти и многочисленные другие тезисы одна единственная цель - обличение (выдумывание) преступлений в отношении человечества и, как следствие, повержение аудитории в самую выраженную форму страха - ужас. Равно как легко манипулировать общественным сознанием, заблудшим в религиях и сектах, так же просто им управлять, переодически раззадоривая инстинкт самосохранения фактами (или фальсификатами) ушедшего прошлого, которое «слава богу, было побеждено и ни в коем случае не должно возродиться». И в этом случае правящий класс уже пытается снять своё собственное беспокойство потери даже если не жизни, то власти и финансового благополучия, тождественным первой.

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком», - рассуждал Заратустра. Никогда не импонировало мне ницшеанство по причине высокой степени идеализированности и логических неурядиц, однако данная цитата Фридриха Вильгельма крайне точно описывает отношение животной природы человеческих инстинктов на одной стороне, торжества материалистического последовательного разума сознательной личности на другой и непосредственно человека в моменты выбора на своем жизненном пути в образе каната над этой самой пропастью. Соответственно, на одной стороне правит страх, как мы уже выяснили, обусловленный инстинктами, на противоположной стороне же роль двигателя психологических и социальных процессов выполняет не что иное, как тревога. Эти два чувства (по всем законам диалектической логики) имеют как общие, так и противоположные черты. К объединяющим их характеристикам можно отнести отображение восприятия угрозы или отсутствие чувства безопасности. О различиях: тревога - скорее предчувствие, а страх - чувство опасности; тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику; тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх, как воспоминание об опасности, имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт; тревога в большей степени рациональный (когнитивный) феномен, а страх же - иррациональный (эмоциональный); тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы. И здесь мы неизбежно упрёмся в то, что страх по своей сути достаточно тупое и тормозящее чувство, эмоция реакции на событие, которое уже произошло, перманентное состояние неспособности человеческого сознания поступать осмысленно и последовательно.

Как часто вы слышали о том, что человек испытывает оцепенение в момент, когда видит рядом с собой змею в её естественной среде обитания? Мне доводилось. Этот пример является репрезентативной иллюстрацией работы животной природы человека. А теперь поговорим о другом конце «ницшеанского каната» - о человеке осознанном. Что же может избавить нас от оцепенения в приведённом случае? В этом моменте мы соприкасаемся с такими терминами, как «информация» и «знание». Если кратко, их различие в том, что информация является голым фактом, обличающим данную действительность, она абстрактна, в нашем случае пример информации звучал бы приблизительно так: «в метре от нас ползет змея». Знание же качественно отличается тем, что оно неизбежно влечет за собой цепочку причинно-следственных связей, например: «эта змея имеет тёмный окрас и жёлтые отметины на голове, следовательно, перед нами уж, опасаться нечего». В случае же идентификации ядовитой змеи, знающий человек начнет вспоминать правила поведения в данной ситуации, описанные в книге по выживанию, которую он несомненно прочёл перед походом (или же проклянет проводника, забывшего сумку с противоядиями, вспоминая, где ближайшая клиника). Стоит заметить, что данная реакция не гарантирована (ввиду диалектики психологии), но с большой вероятностью она многократно увеличит ваши шансы на успешный исход ситуации. Так выглядит трансформация страха животной природы человека в тревогу разумной осознанной личности. Поистине, только знание может избавить человека от страха. Однако здесь необходима ремарка: важно именно научное знание, потому как абсолютное знание о том, что, к примеру, потенциальная змея «по законам божьим» не должна оказаться ядовитой и агрессивной, так как вы хорошо себя вели в этом году и уступили место старушке в автобусе, спасёт жизнь едва ли.

Вот и выходит, что, как только получаешь объективные знания, более почему-то не страшат тебя «документы Сиссона», сфабрикованные Фердинандом Оссендовским, и в чушь о немецких деньгах на революцию ты поверишь вряд ли. Разобравшись, кто утопил Сибирь в крови и воззвал к «доблестной» интервенции, язык больше не повернется заговорить о красном терроре. Узнав, что постановление исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было принято без ведома Ленина, у тебя не возникнет сомнений, что никакого участия Владимир Ильич в расправе с Романовыми не принимал. Больше не станешь называть революционеров «пьяными матросами», поняв, что эти же самые люди во время Великой Отечественной войны отдавали свои жизни за социалистическую Родину в первых рядах на фронте… И многие-многие другие фальсификаты никогда не впечатлят тебя до старого доброго промозглого ужаса от слова «коммунизм».Безусловно, стоит предупредить, что получение знаний, необходимых каждому разумному человеку, может привести к отторжению 99% контента instagram, youtube, tik-tok. В какой-то момент вы ощутите недомогание в области лобной доли головного мозга при виде очередного дудя, каца, гордона. Вас начнет неизбежно тошнить при прочтении блогов невзорова, варламова, лебедева и ресурсов медузы. Все эти и многочисленные другие трансформации вашей системы ценностей произойдут от осознания количества лжи, пропаганды и потреблядства вокруг. Конечно же, данные преобразования неминуемо увенчаются чувством некоего беспокойства о том самом обещанном будущем со «свободным рынком» и «здоровой конкуренцией», чувством волнения за будущее своих детей и массивах фальсифицированной информации, обрушивающейся на их неокрепшие умы. С данной эмоцией расстаться будет не так просто, потому как у осознанной любознательной личности с критическим взглядом на мир она не появляется необоснованно, она конкретна, и её сутью является предчувствие опасности - тревога.

Источники:
А.И. Захаров - «Происхождение детских неврозов и психотерапия».
М. Васильченко - «Базовые инстинкты человека».

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null