«И кнут и пряник»: что ждет маркетплейсы в 2023 году?
Несмотря на все экономические сложности, постигшие Россию в 2022 году, сфера электронной коммерции внутри страны продолжает набирать обороты. Проблемы с логистикой, вынужденная смена поставщиков, выезд участников рынка из страны — все это значительно влияет на изменения в сфере и вносит свои коррективы в будущее площадок.
Сегодня мы решили проанализировать положение дел и выделить главные тенденции отечественных маркетплейсов на ближайшее время. Прогнозы — неблагодарное дело, но тщательный анализ настоящего позволяет немного заглянуть в будущее.
КРИЗИС НЕ ПРОЙДЕТ
На фоне ухода из России крупных западных ритейлеров отечественные маркетплейсы бросили силы на разработку антикризисных мер для селлеров.
Например, Ozon ввел бесплатное хранение для некоторых видов товара, а Яндекс.маркет ускорил выплаты своим продавцам. Сохранится ли «антикризисная» тенденция в 2023 году будет зависеть от условий рынка, но что-то нам подсказывает, что необходимость в ней никуда не исчезнет. Хотя, конечно, верим в лучшее.
⠀
(НЕ)ПОДДЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
Из-за внедрения параллельного импорта, до весны 2023 года в стране может вырасти количество поддельного товара. Но случится ли это на самом деле — нельзя сказать наверняка.
Федеральная таможенная служба уверяет, что роста контрафакта произойдет, так как все импортеры проходят этапы контроля и проверок. Однако представители рынка и эксперты с этим не согласны, поскольку без участия правообладателя тяжело установить оригинальность товара.
Одним словом, ждем возвращения легендарного Abibas на витрины.
⠀
НАЙДУТ, НАКАЖУТ
С 1 марта 2023 года все маркетплейсы будут нести ответственность за реализацию немаркированного товара и контрафакта на своих площадках (как и другие участники рынка). Ранее они избегали прямой ответственности, поскольку являлись всего лишь агрегаторами информации.
В этом есть отдельный плюс для потребителей, поскольку в банках можно запросить чарджбэк — отмену покупки и возврат потраченных средств.
⠀
СОХРАНИТЬ, ЧТО ЕСТЬ
Работа маркетплейсов крайне зависима от IT-инфраструктуры. По данным АНО «Информационная культура», с февраля 2022 года Россию покинуло более 100 тысяч айтишников. 31% специалистов уже переехали в другую страну или планируют релокацию в течение года, сообщает Forbes.
По этой причине главные маркетплейсы свернули планы по развитию и сосредоточились на поддержке уже существующих инструментов. Как говорится: лучше синица в руках...
⠀
МОНОПОЛИИ НЕ БУДЕТ
В следующем году конкуренция в пятерке лучших российских маркетплейсов будет заметно расти, однако никакого «импортозамещенного» аналога Amazon в России в точно не появится.Чтобы стать гигантом подобного масштаба, нужны большие инвестиции. Слишком большие.
Наоборот, есть высокая вероятность того, что из-за наложенных санкций инвесторы существенно сократят объем инвестиций. Российские маркетплейсы — не исключение.
⠀
ВОСТОК, HELLO!
Во внешней экономической деятельности намечается позитивный тренд: открываются новые коридоры международной торговли по направлению стран ШОС и БРИКС.
Сейчас санкционные товары «едут» через другие страны, например, Грузию. Оплата также проходит через банки дружественных стран или через международные торговые дома (ОАЭ, Турция, Китай).
⠀
АЛИ, BYE-BYE!
Торговый гигант AliExpress «заморозился» и начал сворачивать свое присутствие в России. Маркетплейс активно сокращает персонал, теряет партнёров и поставщиков, останавливает все маркетинговые кампании.
Основная причина застоя — сопротивление параллельному импорту. К слову, пока AliExpress крутит носом, импортозамещение активно осваивают Ozon и Wildberries, что наверняка укрепит их позиции на рынке в 2023 году .
⠀
⠀
Спасибо, что дочитали до конца! Предлагаем онлайн-экспертам VC пофантазировать вместе с нами и предсказать тенденции маркетплейсов на 2023 год в комментариях к этой статье.
⠀
А если вам интересны темы бизнеса, бухгалтерии, налогов — подпишитесь на сообщество Чёрной Бухгалтерии во ВКонтакте! Там регулярно выходят публикации, в которых мы объясняем эти и другие сложные темы на доступном языке :)