{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«И кнут и пряник»: что ждет маркетплейсы в 2023 году?

Несмотря на все экономические сложности, постигшие Россию в 2022 году, сфера электронной коммерции внутри страны продолжает набирать обороты. Проблемы с логистикой, вынужденная смена поставщиков, выезд участников рынка из страны — все это значительно влияет на изменения в сфере и вносит свои коррективы в будущее площадок.

Сегодня мы решили проанализировать положение дел и выделить главные тенденции отечественных маркетплейсов на ближайшее время. Прогнозы — неблагодарное дело, но тщательный анализ настоящего позволяет немного заглянуть в будущее.

Интересный факт: на долю пяти ведущих российских маркетплейсов приходится 9% от всей непродовольственной розницы внутри страны.

КРИЗИС НЕ ПРОЙДЕТ

На фоне ухода из России крупных западных ритейлеров отечественные маркетплейсы бросили силы на разработку антикризисных мер для селлеров.

Например, Ozon ввел бесплатное хранение для некоторых видов товара, а Яндекс.маркет ускорил выплаты своим продавцам. Сохранится ли «антикризисная» тенденция в 2023 году будет зависеть от условий рынка, но что-то нам подсказывает, что необходимость в ней никуда не исчезнет. Хотя, конечно, верим в лучшее.

(НЕ)ПОДДЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО

Из-за внедрения параллельного импорта, до весны 2023 года в стране может вырасти количество поддельного товара. Но случится ли это на самом деле — нельзя сказать наверняка.

Федеральная таможенная служба уверяет, что роста контрафакта произойдет, так как все импортеры проходят этапы контроля и проверок. Однако представители рынка и эксперты с этим не согласны, поскольку без участия правообладателя тяжело установить оригинальность товара.

Одним словом, ждем возвращения легендарного Abibas на витрины.

НАЙДУТ, НАКАЖУТ

С 1 марта 2023 года все маркетплейсы будут нести ответственность за реализацию немаркированного товара и контрафакта на своих площадках (как и другие участники рынка). Ранее они избегали прямой ответственности, поскольку являлись всего лишь агрегаторами информации.

В этом есть отдельный плюс для потребителей, поскольку в банках можно запросить чарджбэк — отмену покупки и возврат потраченных средств.

СОХРАНИТЬ, ЧТО ЕСТЬ

Работа маркетплейсов крайне зависима от IT-инфраструктуры. По данным АНО «Информационная культура», с февраля 2022 года Россию покинуло более 100 тысяч айтишников. 31% специалистов уже переехали в другую страну или планируют релокацию в течение года, сообщает Forbes.

По этой причине главные маркетплейсы свернули планы по развитию и сосредоточились на поддержке уже существующих инструментов. Как говорится: лучше синица в руках...

МОНОПОЛИИ НЕ БУДЕТ

В следующем году конкуренция в пятерке лучших российских маркетплейсов будет заметно расти, однако никакого «импортозамещенного» аналога Amazon в России в точно не появится.Чтобы стать гигантом подобного масштаба, нужны большие инвестиции. Слишком большие.

Наоборот, есть высокая вероятность того, что из-за наложенных санкций инвесторы существенно сократят объем инвестиций. Российские маркетплейсы — не исключение.

ВОСТОК, HELLO!

Во внешней экономической деятельности намечается позитивный тренд: открываются новые коридоры международной торговли по направлению стран ШОС и БРИКС.

Сейчас санкционные товары «едут» через другие страны, например, Грузию. Оплата также проходит через банки дружественных стран или через международные торговые дома (ОАЭ, Турция, Китай).

АЛИ, BYE-BYE!

Торговый гигант AliExpress «заморозился» и начал сворачивать свое присутствие в России. Маркетплейс активно сокращает персонал, теряет партнёров и поставщиков, останавливает все маркетинговые кампании.

Основная причина застоя — сопротивление параллельному импорту. К слову, пока AliExpress крутит носом, импортозамещение активно осваивают Ozon и Wildberries, что наверняка укрепит их позиции на рынке в 2023 году .

Спасибо, что дочитали до конца! Предлагаем онлайн-экспертам VC пофантазировать вместе с нами и предсказать тенденции маркетплейсов на 2023 год в комментариях к этой статье.

А если вам интересны темы бизнеса, бухгалтерии, налогов — подпишитесь на сообщество Чёрной Бухгалтерии во ВКонтакте! Там регулярно выходят публикации, в которых мы объясняем эти и другие сложные темы на доступном языке :)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда