{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Кредитор подал на банкротство? В 98% случаях имущество уйдет с торгов

Сегодня хочу поразмышлять и обсудить «Банкротство юридических лиц» в России. Какой характер имеет эта процедура, почему не работают оздоровительные процедуры, на что рассчитывать и к чему готовиться при получении заявления о признании вас банкротом.

На чем будут основаны мои суждения? На Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), судебной практике и на статистических данных по банкротству, подготовленными Федресурсом (fedresurs.ru). Обращу внимание, что все приведённые статистические данные основаны на официальных документах, которые публикуют арбитражные управляющие на сайте fedresurs.ru (данная обязанность закреплена в Законе о банкротстве).

Многие уже знают, что в банкротстве юридических лиц всего 5 процедур:

  • Наблюдение;
  • Финансовое оздоровление;
  • Внешнее управление;
  • Конкурсное производство;
  • Мировое соглашение.

Процедура наблюдения — это своего рода разведка и завязка, которая в 98% случаях ничем хорошим не заканчивается. Срок процедуры составляет 7 месяцев с даты подачи заявления о банкротстве (ст. 51 Закона о банкротстве), но как показывает практика, суды часто выходят за пределы данного срока.

Мировое соглашение, на мой взгляд, сложно назвать самостоятельной процедурой, это больше свод правил заключения, исполнения и расторжения мирового соглашения в процедурах банкротства.

Конкурсное производство — это та процедура, через которую распродают всё имущество должника. Кроме того, именно с введением данной процедуры директор должника обязан передать «ключи от предприятия» конкурсному управляющему. С момента введения конкурсного производства, конкурсный управляющий решает дальнейшую судьбу предприятия: он полностью, по своему усмотрению, распоряжается имуществом предприятия, может увольнять сотрудников, в том числе руководителя, оспаривать сделки от имени должника ( ст. 129 Закона о банкротстве).

Фин.оздоровление и внешнее управление — это те самые процедуры, которые по замыслу законотворцев, должны являться реабилитирующими, однако они не работают от слова совсем.

Немного цифр за 2021 год:

Сумма включенных требований кредиторов в делах о банкротстве - 5 094 926 329 340,93 рублей;

Сумма удовлетворённых требований - 196 181 786 348,81 рублей, что составляет 3,85% от заявленных.

Из года в год, процент удовлетворения требований кредиторов варьируется от 3 до 5%.

Что касается количества признанных банкротов - юридических лиц:

10 319 компаний признаны банкротами и открыто конкурсное производство.

Введено 157 процедур внешнего управления и лишь 22 процедуры финансового оздоровления, что составляет 1,7% от общего числа. Однако в статистических данных нет указания на то, какое количество из 179 процедур дальше провалилось в конкурсное производство.

Большую часть процедур в 2021 году традиционно инициировали конкурсные кредиторы – 72,4%, (77,1% в 2020). ФНС России выступила заявителем в 18,8% дел (было 13%), должники - в 8,2% дел (было 9,3%), работники - 0,6% дел (было 0,5%).

Должники начинают реже инициировать процедуру банкротства из-за страха перед субсидиарной ответственностью. В настоящее время кредиторы чуть ли не в каждой процедуре (наверное 99,9%) подают заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, т. к. процент удовлетворения требований кредиторов оставляет желать лучшего.

Кто такие контролирующие должника лица или КДЛ?

Под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (ч. 1 ст. 61.10 Закона о банкротстве).

КДЛ — это не только директор, учредитель, главный бухгалтер и т. п., на практике к КДЛ могут быть отнесены физические и/или юридические лица, которые (не имея статуса контролирующего лица) совместно участвовали в реализации мероприятий, приведших к неплатежеспособности должника (например, Определение ВС от 23.12.2019 года №305-ЭС19-13326).

В целях квалификации действий причинителей вреда как совместных могут быть учтены согласованность, скоординированность и направленность этих действий на реализацию общего для всех намерения, то есть может быть принято во внимание соучастие в любой форме, в том числе соисполнительство, пособничество и т.д. (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", абзац первый пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве").

Почему реабилитирующих процедур так ничтожно мало?

Для начало необходимо понять, что в большинстве случаях сначала вводится процедура наблюдения (исключение является банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника, банкротство специализированного общества и ипотечного агента, но об этом в другой раз), и вот в наблюдении, на первом собрании кредиторов, должник, на основании решения учредителей, может обратиться с ходатайством к кредиторам о введении финансового оздоровления, либо внешнего управления. При этом, при финансовом оздоровлении, должник должен предоставить обеспечение оплаты задолженности кредиторам, для случая, если план фин. оздоровления не сработает.

Так что же мешает активному применению реабилитирующих процедур? Основное — это время:

  • Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года (ч. 2. ст. 92 Закона о банкротстве).
  • Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на 6 месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 93 Закона о банкротстве).

Получается, что те долги, которые фирма (должник) копила 3-5 лет (а где-то этот показатель достигает и больше 5 лет), она должна отдать в течение 24 месяцев. Это просто непосильная задача, к которой добавляется и особенности бизнеса (не каждый управляющий может руководить, к примеру, нефтедобывающей компанией, или фирмой по производству фрезерных станков).

Что мы получаем в сухом остатке? Наблюдение, которое в 98% перерастёт в конкурсное производство, и мировое соглашение. А мировое соглашение возможно лишь тогда, когда ты можешь договориться с кредиторами, голоса которых составляют 50%+ от общих голосов кредиторов.

Думаю, что вышеназванных обстоятельств более чем достаточно, чтобы осознать неэффективность фин.оздоровления и внешнего управления в настоящих реалиях.

Резюмирую. Если вам предъявили требование о признании вас банкротом, оплатите. Конечно же это работает только тогда, когда вы хотите спасти предприятие, если нет, то... вариантов развития событий множество.

Будьте бдительны, повышайте уровень своих знаний и компетенций.

Подписывайтесь на мой телеграмм канал.

С Уважением, Владимир С.

Использованные материалы:

0
2 комментария
Кристиан Элефтериади

Полезный материал

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Снегирев
Автор

Благодарю.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда