{"id":13757,"url":"\/distributions\/13757\/click?bit=1&hash=85e177a78f9c0f6a33dfc3cb3cb9e2f35050b4e76776665fd219e827f5291f0a","title":"\u041f\u043b\u0430\u0442\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u0439 \u043d\u0430 1 \u043c\u043b\u0440\u0434 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439 \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Прямая связь высшего образования с экономикой страны. Зачем нам развивать наши вузы?

Западную систему образования с возможностью выбора всегда приравнивают к САМО-образованию. Это когда студент на факультете английской литературы берет Биохимию и Актерство в качестве общих предметов, которые будут засчитаны в диплом. При этом 80% обучения он проводит в библиотеке и на практикумах. Начальная и высшая система образования в России линейная, то есть программы прописаны Минобром исходя из деятельности факультета. Любая дополнительная дисциплина не по выбору, а реально свободно выбранная студентом в дипломе не засчитается хотя бы потому, что ему не дадут ее выбрать. Студенту с лингвистики никогда не позволят пройти предмет Уголовного права на юрфаке.

Поэтому только у нас существует методика получения Дополнительного Высшего Профессионального образования. Это когда человек с лингвистики хочет стать например преподавателем, тогда он имеет право поступить на факультет дополнительного обучения при вузе. Все примеры даю на лингвистах, так как сама через это прошла 🙂

В этом и разница между западным и российско и азиатским строем обучения. В тот момент, когда первые выстраивают нелинейный путь к получению диплома, мы идем по четко сформированной программе без возможности засчитать сторонние дисциплины.

Поэтому не исчезает дилемма о том, на сколько Российское образование глубже изучает саму суть предмета или же дает много не нужной (теоритической) информации без дальнейшего применения. Что вы об этом думаете будет интересно почитать в комментариях.

Я не берусь судить, какая из систем высшего образования лучше. Они просто разные. Более того с привычной призмой обучения в России, когда всю сознательную часть школьной жизни готовишься к выпускным, а далее поступаешь в вуз, где к сожалению, присутствует такое же отношение преподавателей как и в школе — бегать за студентом, чтобы тот досдал предмет, просто неприемлемо в западной культуре. Возникает вопрос о мотивированности студента, к этому вернемся позже.

Наглядно в цифрах

В РФ высшее образование (диплом бакалавра — раньше специалитет — первую ступеньку образования) в стране имеют 34,9%, удивлены? В то время как в США всего 21%, в Германии 22%, в Финляндии 29%. Наш диплом доступнее с финансовой точки зрения. Если рассматривать среднюю стоимость не рейтинговых вузов США для местного населения, то за 4 года бакалавриата студент должен потратить от 6 000 000 рублей. Это с учетом того, что все крЕдиты (прописанные по программе предметы + те, что выбрал сам студент) он укладывает ровно в 4 года. Бывает, что студенты учатся «неспеша» и 5 и 7 лет. Но это банально невыгодно, ведь финансирование от родителей получает лишь малый процент молодежи и только тот, который имеет ресурсы поступить в престижные вузы (Йель, Гарвард итд). А в таких местах за диплом уже необходимо будет отдать больше 10 млн рублей.

Все расчеты по нынешнему курсу и без учета стипендий*

Как можно понять, сумма для местного населения Штатов неподъемная, отсюда кредиты на образование под огромные 16-22%, которые без шуток люди выплачивают до конца своей жизни. Далее попадаем напрямую в экономический сектор и непомерный процент кредитования по образованию, который занимает 2 место! после ипотечного, составляет около 9% ВВП страны.

Азиаты платят до 600 000 руб. в год. В РФ средний счетчик за диплом 175 000 рублей в год. Европейцам в плане оплаты за обучение повезло больше — обучение в гос. вузах на языке страны является бесплатным, за исключением оплаты налога на образование от 20 000 до 90 000 руб. в год.

Здесь переходим к мотивированности

1. В РФ 57% выпускников школ продолжают обучение в Вузах, за что я всегда безмерно уважала наше академическое пространство, в отличие от западных коллег. Конечно вопрос доступности не последний, но переходим к другому экономическому показателю — % трудоустройства. Здесь стоит опять же затронуть школьный строй обучения — у нас это 11 классов, выпускникам по 17-18 лет. В то время, когда в США и Европе выпускникам школ минимум 19-20 лет из-за 12-13 летней системы обучения. Куда может пойти российский подросток после выпуска из школы если он не выбирает техникум или вуз? Абсолютно никуда.

Накинем к американским выпускникам еще так называемый Gap Year (промежуток (необязательно год) в течение которого они не сразу поступают в вузы, а путешествуют или ищут вдохновения чем они хотят заниматься) . Кстати, парадоксально, что они уже в школах пробуют множество предметов от дизайна до робототехники и все равно не понимают, что хотят изучать. То средний возраст поступающих студентов 23-25 лет, это те люди, которые сами различными способами добыли деньги на обучение и подошли к выбору профессии максимально ответственно. Будут ли они учиться так, что преподавателям необходимо будет за ними бегать? Нет. Если ты не подходишь к вопросу образования серьезно — тебя исключают или ты сам забираешь документы. Более того, возможностей устроится на некарьерную работу без диплома — продажи, сервис, муниципальное — в разы выше, чем в России.

2. В России больше половины поступающих студентов начинают учебу «из-под палки» ради «магически-хорошо-устроенного будущего». Без видимого карьерного пути, идем дальше…

Еще добавлю о том, что западный студент может «выкинуть» из своей программы обучения предмет, который ему не нужен или с которым он не справляется, при этом увеличить свой GPA (средний балл аттестата/диплома) и скажем не тратить время на высшую математику, изучая Африканские племена и Фарси. Благодаря чему, с точки зрения психологии, становятся успешными студентами и со здоровой ментальностью продвигаются дальше по академическому пути.

Про применение диплома

За что я ратую не первый год в изменении нашей системы высшего образования так это за создание на базе каждого вуза базы работодателей, обучаемого центра, где студентам помимо теории будут давать ультранеобходимые практические навыки, которые понадобятся всем — не важно кто ты физик или педагог — ведение финансов, основы предпринимательства, умение презентовать себя, навык ведения переговоров, психологию отношений, базовое знание законодательства и другие мягкие навыки.

Чтобы в штате каждого учреждения были такие золотые кадры как академические консультанты, которые могли бы помочь выстроить личную программу студенту, который не успевает, обговорить с ним выбор будущего работодателя.

За то, чтобы дважды в год вуз проводил на своем кампусе выставку работодателей для каждого факультета, где бы студенты старших курсов могли проходить интервью с потенциальными работодателями и знать, что после выпуска их ждут. Только представьте, как бы изменилась мотивированность каждого студента, который поступая на факультет будет видеть списки выпускников, работающих в крупных компаниях его региона.

Если кратко, чтобы бизнес и образование шли в ногу и развивались прямопропорционально. Ведь если бы мы начали это несколько лет назад, уже сейчас у нас была бы молодая подготовленная работоспособная прослойка населения, готовая к любым изменениям, а главное к поддержке собственной страны и ее экономического роста.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null