{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как построить бизнес онлайн-образования в России? Адаптация к изменениям и тенденции развития

EdTech активно развивается в России с 2016. В последние два года на фоне пандемии сегмент показал взрывной характер динамических процессов. В 2021 году россияне впервые потратили на онлайн-образование больше, чем обучение в физических учреждениях. Сейчас рынок снова находится под давлением внешних факторов и замедляется по сравнению с прошлым кварталом, хотя все еще выше аналогичного периода прошлого года.

Автор: Виталий Крылов, совладелец и CEO международной образовательной платформы в lifestyle сегменте для женщин «Академия перемен»

Актуальные данные

Главным провокатором изменений на рынке последних лет стала пандемия и экономический кризис. На их фоне сфера онлайн-образования в России стала подвижной. Общий объем находится в состоянии роста. При этом уже просматривается некоторая потеря скорости относительно второго квартала 2022 года. Однако совокупный спрос на продукты и инфраструктуру остается примерно одинаковым.

Сегодня я выделяю следующие тренды российского онлайн рынка:

Компании выходят на международный уровень.

Здесь речь идет о масштабировании бизнеса с экспансией новых рынков.

Нехватка квалифицированных методистов, руководителей, педагогов.

Проблема системная и способна сильно отразиться на развитии всего сегмента. Я заметил, что бизнес отреагировал на это довольно быстро, и пока одна часть рынка пытается заменить недостающее своими представлениями о методологии, другая, более фундаментальная, инвестирует в образование и подготовку профессионалов создаваемой отрасли.

Крупные игроки начинают инвестировать в онлайн образование.
Это больше всего говорит о заметных перспективах в сегменте рынка. Такие игроки, как Mail.ru, Яндекс, Сбербанк вкладываются в собственные образовательные онлайн-проекты.

Рост интереса к не профессиональному обучению.
Сегмент lifestyle онлайн-образования увеличивается на 19% в год. Таким образом, на конкурентном поле происходит консолидация за счет передела крупными инвесторами и борьбы рекламных бюджетов.
Среди лидеров сегодня наиболее заметны ВК, который выкупил Skillbox, GeekBrains, Нетология, Фоксфорд, Skyeng и другие. Эти компании работают в сегменте быстрого освоения профессий и навыков. Считаю, что их популярность связана с неопределенностью в стране. Люди опасаются потерять доходы, вынуждены искать возможности в смежных или совершенно других профессиях, менять работу, чтобы оставаться интересными меняющемуся рынку. По этой причине сферы, где присутствует повышенный спрос, перегреты даже в условиях падения покупательской способности.

Проблема удержания аудитории

В 2021 году люди пресытились онлайн-образованием. Пока жители были на локдауне, пройти онлайн-обучение от начала до конца не являлось проблемой. Сегодня мы снова ходим в гости, ездим на дачи и видимся с друзьями, поэтому многие обучающиеся спустя две лекции бросают обучение, но онлайн-образование уже не исчезнет. Большинство ушло в онлайн, привыкло к нему и уже не собирается тратить время на дорогу.

Планирование входа

Совершенно новым игрокам в этих сегментах будет трудно. Большего внимания стоят ниши, которые не так популярны, но имеют очевидный потенциал быстрого восстановления.

Почему это все еще востребовано

Быстро, недорого, к тому же многие школы помогают с трудоустройством.

Кто-то всегда будет недоволен онлайн-образованием, но, к сожалению, будет вынужден им пользоваться. Однако личный опыт доказывает, что таких людей ожидается меньше мало. Большинство уже осознало, что онлайн-образование — часть нашей реальности, а отрезать реальность не имеет смысла. Зачем отделять электронную коммерцию от общего ритейла? Сегодня в бизнесе присутствуют и онлайн, и офлайн-составляющие, так происходит и в образовании. Во-первых, полностью перейти в офлайн-обучение уже невозможно по экономическим причинам: онлайн всегда дешевле. И, конечно, по логическим: никто не тратит время на дорогу и всегда есть возможность учиться в собственном темпе.

Сейчас методологи создают новые инструменты, благодаря которым онлайн-образование станет более эффективным и комфортным. Более того, на поле государства придут коммерческие игроки. Вспомните домашнее образование. Эта школа заменяет то, что дает государство. Общество, как бы ни сопротивлялось, всегда будет подстраиваться под технологии, поэтому уверен, что современный мир невозможен без EdTech.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда