{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Электрические микромобили в новой реальности современной России

Сегодняшние цены на автомобили заставляют пуститься в расчеты. Покупая автомобиль, мы платим за каждый килограмм из его 1,5 тонн стали и пластика. Заправляясь, мы продолжаем оплачивать постоянную транспортировку этого веса вместе с нами. Как электромобили помогают избежать неоправданных расходов и что ждёт рынок электротранспорта в России рассказывает Андрей Таршин, директор по аналитике Change Mobility Together (Центр технологического консалтинга)

Электромобиль Renault Twizy

Мировая статистика показывает, что больше 60% городских поездок совершаются на расстояние меньше 8 км, и едет, чаще всего, один пассажир. При этом, средняя скорость такой поездки днем в центре Москвы составит 30 километров в час, сообщает столичный департамент транспорта.

Отсечь всё лишнее

Если оставить только компактный кузов весом до 400 кг, двухместный, но комфортный салон, легкий электродвигатель и небольшую батарею, получится электромобиль категории L, или микромобиль. Технический регламент Таможенного союза определяет такие транспортные средства как «квадрициклы»: четырехколёсное транспортное средство, ненагруженная масса которого, без учета массы аккумуляторов, не превышает 350 кг для категории L6 или 400 кг для категории L7. При этом мощность двигателя в режиме длительной нагрузки ограничивается, соответственно, 4 кВт (что эквивалентно 50 см3) или 15 кВт. Категория L6 также не должна превышать скорость в 50 км/ч.

Стоимость такого мини-автомобиля в нынешних условиях составит значительно меньше миллиона рублей, и его возможностей будет достаточно для небольших поездок внутри города: например, доставки «последней мили» или кикшеринга. Такие электрокары займут ныне пустующую нишу между «средствами индивидуальной мобильности» (скутерами, велосипедами) и автомобилями категории М. Они будут, с одной стороны, значительно комфортнее скутеров (попробуйте поездить на них зимой), а с другой – маневренней, экономичней и в целом доступнее обычных автомобилей.

Производить такой транспорт тоже проще и быстрее. Сроки на постановку подобной модели в серию можно оценить в 18 месяцев от идеи до старта производства против 45 – 60 месяцев на новую модель в традиционном автопроме. Затраты на разработку и создание производства также кратно меньше – в том числе благодаря упрощенной сертификации. Кроме того, их можно выпускать малыми сериями, не теряя в эффективности производства, что в свою очередь повышает возможности кастомизации, а значит и привлекательность для потребителей.

Citroen Ami, Франция

Насколько безопасны электромобили?

Рассмотрим статистику МВД. Во-первых, мы сразу можем исключить наиболее опасные по показателю тяжести ДТП (в пять раз выше, чем в городах) федеральные, региональные и межмуниципальные трассы: микромобили для них не предназначены. Во-вторых, по этому же показателю, с явным отрывом лидируют такие причины нарушения ПДД, как превышение скорости, нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения. Тут, своего рода, предохранителем выступает сама конструкция микромобиля с ограниченной мощностью двигателя и скоростью. Поэтому можно предположить, что их массовое внедрение весьма улучшило бы статистику дорожных происшествий. Наконец, до четверти ДТП по стране и до трети в крупных городах – это наезды на пешеходов. И здесь небольшой вес и скорость электрокара тоже повлияют в лучшую сторону. А что же с безопасностью водителя? Как показывают тесты, она обеспечивается конструкцией микромобиля, но, конечно, с учетом эксплуатации в условиях современной городской среды.

Спрос на практичный транспорт

Надо заметить, что микрокары давно заняли прочное место в автопроме. Достаточно вспомнить модель «Изетта» Баварского моторного завода или рекордсмена Книги Гиннеса – «самый маленький серийный автомобиль» Peel P50, который весил всего 59 кг. Запрос на более экономичные – и соответственно, маленькие – машины, как правило, повышается в сложные времена. Так было после Второй мировой войны, когда появились «легенды» VW «Жук» и Citroen 2CV. Так было и после: вспомним не менее легендарные Mini, Fiat500 (известный у нас под иным брендом) и другие модели.

Аналитики предсказывают, что рынок микромобильности, к которому относится и транспорт категории L, будет каждый год увеличиваться на 17% и достигнет 214 млрд долларов к 2030 году. Объем инвестиций в рынок оценивался McKinsey в 7 млрд долл. в 2015-2019 годах. Преодолев пандемийный спад, уже в 2021 году инвестиции поднялись до отметки в 2,9 млрд долл., и рост продолжается. Свою лепту внес и COVID: по данным Google Trends в 2019 году запросы на «микромобильность» стали приходить примерно в 3 раза чаще и с тех пор остаются на том же высоком уровне.

Но причины повышения интереса к микрокарам не только в реакции на кризис, а в целом в системной трансформации мобильности, вызванной урбанизацией, «уберизацией», распространением шеринга и доставки, цифровизацией транспорта, новыми технологиями производства, борьбой за снижение углеродного следа, активностью венчурного капитала. Показательно, что сменивший прописку на Мюнхен ex-Франкфуртский автосалон обновил и тематику: теперь это «IAA Mobility», а выставка охватывает не только автотранспорт, но и все сферы мобильности.

Все эти факторы действуют и в России, и может быть, даже в большей степени, так как возможности для вложения венчурного капитала ограничены и нужно искать ниши внутри России. Рост городов, шеринговых сервисов и спроса на более практичный, экологичный и экономичный транспорт как раз и создают эти ниши. И здесь маленькие, но комфортные городские электрокары становятся практически безальтернативными для того, чтобы успеть полноценно занять нишу городской мобильности в ближайшие два года – до того, как это сделают зарубежные производители.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Класс! Люблю электрички! Особенно маленькие!
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Идея на поверхности конечно, сам уже больше года над этим думаю
Кто первый такое сделает и запустит каршеринг, тот выкинет с рынка всех включая Яндекс, просто ценой
Плюс это шикарный транспорт для курьеров, можно прям абонементы продавать компаниям у которых есть курьеры

только не думаю, что под категорию получится попасть, во-первых это скорость, средняя 30км в час это включая светофоры и пробки, а так машина все-таки должна двигаться с потоком это 60-80 км/ч, если у нее нет выделенной полосы, иначе это будет очень много негатива от водителей, а значит плохая репутация как вида транспорта в целом и соответствующие последствия

плюс в идеале нужно что бы машина ездила весь день и заряжалась ночью, насколько я помню статку каршерингов они в среднем проезжают 150-200 км день, значит батарея должна быть с учетом веса машины 15-20 квч

и не забываем про печку и кондиционер
можно бы посмотреть на китайцев, кроме рено, у них такие тачки распространены, но они все уродливые пипец

Ответить
Развернуть ветку
Change Mobility Together
Автор

Спасибо за обратную связь, при разработке проекта, безусловно, нужно учитывать все реалии нашей страны, особенности развития зарядной инфраструктуры и конечно сценарии использования электромобиля под разные городские задачи!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пиван Петрович
Но за пределами МКАД

Сабж как раз для использования в пределах МКАДа и крупных городов. В первую очередь, внутри МКАДа.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.

это вы нам должны были сказать, а не из комментов выгребать, разве нет?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mikhail Che

у вас в команде конструкторов есть хороший маркетолог?
поверьте, продукты должны разрабатывать не конструктора, иначе получится что-то круто работающее, но никому не нужное

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.
продукты должны разрабатывать не конструктора

их там и нет
и маркетологов тоже

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrew F.

очередные решатели непоставленных задач? электро-УАЗ на свинце уже в серию запустили ваши коллеги?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ваничев

весь городской поток нужно ограничивать рамками 50км/ч. это одновременно и в несколько раз безопаснее и позволяет достичь большей пропускной способности улиц

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Georgiev

По моему мнению нужно быть полным додиком что бы на таких машинах ездить, уж лучше пешком ходить. У нас в России другой менталитет.

Ответить
Развернуть ветку
Пиван Петрович
У нас в России другой менталитет.

Не знаю как у вас в России, но у нас в России менталитет вполне позволяет ездить на тех же самокатах, хотя казалось бы. Раньше даже позволял ездить на Оке, когда это было актуально.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пиван Петрович

Отсюда вывод: 11 из 25 самых продаваемых автомобилей за 2021 год — не кроссоверы. :)

А вообще, это я к тому, что сабж и не предполагается как конкурент условному Спортажу и не нужно смотреть на топы продаж.

А предполагается как дешёвая машинка для каршеринга и служб доставки. Насколько действительно такая ниша возможна — с дивана уже сказать сложно, оставлю это нормальным аналитикам и маркетологам. Зато могу сказать точно, что в B2C-розницу такой транспорт точно не пойдёт банально из-за стоимости как у вменяемого подержанного автомобиля.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пиван Петрович

Возможно. Причём, я больше за слишком сдыхающую батарейку боюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Bovin

по сути это такие же электросамокаты, но в форме авто

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Vitaliev

скорее это класс трициклов

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Vitaliev

то есть квадрициклов, а не трициклов

Ответить
Развернуть ветку
Скрытый Потанцевал

а что знаменитый завод СМЗ, у них наверняка есть наработки по микроавтомобилям, если сохранить ручное управление особенно, такой рынок сейчас формируется огромный

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.

посмотрел сайт по ссылке
неведомое "колесное шасси" уровня гаражных поделок, пяток контрактов с бюджетопилами...вы вообще кто?

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда