{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Справедливо ли наказывать по ст. 228 УК РФ без определения количества «чистого» наркотического вещества в смеси?

Данным Федеральным законом, принятым в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, установлено, что препарат — это смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (статья 1); в отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные устанавливаемым в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них (пункт 4 статьи 2); в зависимости от применяемых государством мер контроля наркотические средства и психотропные вещества вносятся в соответствующие списки (пункт 1 статьи 2); указанный Перечень утверждается Правительством Российской Федерации.

В Список I включены наименования наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации (Список I Единой конвенции о наркотических средствах).

В настоящее время, приравнивание смеси, в состав которой входит одно или несколько наркотических средств и психотропных веществ, включенных в данный список, к наркотическим средствам и психотропным веществам, подлежащим контролю в Российской Федерации, — независимо от содержащегося в ней количества чистого вещества — основано на полном запрете оборота в Российской Федерации этих средств и веществ, как представляющих наибольшую опасность для здоровья и благополучия человека.

Фактически, этот неоднозначный и спорный вопрос законодательно урегулирован.

В частности, в названном Постановлении указано, что если наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в список I (или в списки II и III, если средство, вещество выделено сноской), входит в состав смеси (препарата), содержащей одно наркотическое средство или психотропное вещество, его размер определяется весом всей смеси (абз. 3 п. 4 Постановления N 14). Таким образом, размер наркотического средства или психотропного вещества определяется по весу всей смеси (с учетом веса нейтральных веществ) применительно ко всем средствам и веществам из списка I, а также к таким наркотическим средствам, как карфентанил, кокаин, тропакокаин и гаммабутиролактон (так как они выделены сноской).

Условием применения данного правила является возможность использования такой смеси для немедицинского потребления (абз. 5 п. 4 Постановления N 14). То есть смесь должна быть способна оказать свойственное входящему в нее наркотическому средству или психотропному веществу психоактивное воздействие на человека; вся смесь может использоваться в качестве наркотического средства или психотропного вещества.

Соответственно, и в судебной практике по уголовным делам устоялось положение, что смесь наркотического вещества с нейтральным, или только психотропного вещества с нейтральным, определяется весом всей смеси, без определения точного размера запрещенного вещества в составе смеси.

Например, вес всей изъятой смеси с кокаином составляет 2 грамма. Чистого кокаина в смеси 0,4г (меньше, чем необходимо для уголовной ответственности), остальные 1,6г. составляет некое нейтральное вещество. Несмотря на то, что уголовная ответственность за хранение кокаина наступает за вес свыше 0,5 грамма, лицо всё же будет привлечено к ответственности по ч.1 ст.228 УК РФ, с указанием в обвинении, что вес смеси наркотического вещества составляет 2 грамма, и является значительным размером, что предусматривает уже уголовную, а не административную ответственность.

В практическом применении, положения, изложенные в постановлении Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002, в соответствии с которыми все смеси, в состав которых входят наркотические средства Списка 1 независимо от их количества, также относятся к наркотическим средствам – ведут к тому, что органы следствия не требуют от экспертов и не предоставляют в суд сведения о содержании в смеси «чистого» наркотического вещества, в виду чего суд лишён возможности учитывать количество наркотического вещества, свойства, степень воздействия на организм человека, применительно к конкретному случаю.

Представляется очевидным, что при отождествлении масс (размеров) смеси, содержащей наркотическое средство и чистого наркотического средства, меры контроля для этих двух сравниваемых веществ никогда не могут быть аналогичными. Смесь при меньшем содержании (размере) наркотического средства, в таком случае, является «более контролируемым» и менее «сильным» наркотическим средством, нежели абсолютно чистое наркотическое средство. На деле получается, что злоумышленник, продавший 2 грамма «чистого» наркотика, будет наказан менее строго, чем человек, у которого изъяли 1 килограмм сахарной пудры, содержащей минимум наркотического средства, но определенной экспертом и затем следствием как смесь, содержащая наркотическое средство.

Существующая правовая неопределённость, создаёт искажённое представление о положении с незаконным оборотом наркотиков, препятствует формированию объективной статистики, а главное - ведёт к назначению подсудимым наказания без учёта степени общественной опасности преступления. Однако, в соответствии со ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания, и не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Общественная опасность — материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. В соответствии с Конституцией РФ, объекты уголовно-правовой охраны четко названы в ст. 2 УК РФ, и на первое место поставлена личность человека. Совершенно очевидно, что по таковым категориям дел, степень общественной опасности, и соответственно тяжесть квалификации, зависят от фактического количества наркотического средства, которым располагал подсудимый, и не без учета фактической же возможности употребить это наркотическое вещество, что в случае наличия его в смеси с неким нейтральным веществом бывает сомнительным, и требующим проверки, что, разумеется, не производится.

В итоге, в настоящее время, в силу существующего законодательного регулирования, суды, вопреки ч. 3 ст . 60 УК РФ, лишены возможности назначить наказание с учётом степени общественной опасности преступления.

С защитительной, «адвокатской» точки зрения, это является существенной правовой проблемой.

Граждане РФ неоднократно и безуспешно обращались в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их конституционных прав, в связи со сложившейся практикой привлечения к уголовной ответственности за вес всей смеси, содержащей наркотическое средство, т.е. без вычета из веса смеси количества нейтрального наполнителя. При этом заявители обжаловали положения пункта 2 примечаний к ст. 228 УК РФ, постановление Правительства РФ «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ» и пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».Заявители справедливо указывали, Оспариваемые нормы права и разъяснения ППВС РФ, в своем системном единстве, позволяют привлекать к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, включенных в Список 1, в смеси с нейтральным наполнителем, определяя размер общим весом всей смеси, а не количественным содержанием наркотически активного вещества, входящего в ее состав.

Вместе с тем, в юридическом сообществе существует убеждение в правильности существующего подхода. В ответ на критику правила определения размера наркотического средства из списка I по весу всей смеси, ряд специалистов ссылается на позицию Конституционного Суда РФ, который отмечает, что это правило основано на полном запрете оборота в Российской Федерации наркотических средств, включенных в список I как представляющих наибольшую опасность для здоровья и благополучия человека. Также ими отмечается, что правовая позиция КС РФ соответствует положениям Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (далее - Единая конвенция) и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, следуя которым, во-первых, каждое государство, в том числе Российская Федерация, обязано принимать в пределах своей территории любые необходимые меры контроля в отношении наркотических средств, включенных в список I Единой конвенции, учитывая их особо опасные свойства. Во-вторых, смеси (твердые или жидкие препараты), которые содержат наркотическое средство, включенное в список I, подлежат тем же мерам контроля, что и содержащиеся в них наркотические средства, и должны контролироваться не менее строго, чем входящее в состав смеси наркотическое средство.

КС РФ также отмечает, что приравнивание смеси, в состав которой входит одно или несколько наркотических средств, включенных в список I Единой конвенции, к наркотическим средствам, подлежащим контролю в Российской Федерации, - независимо от содержащегося в смеси количества чистого вещества - осуществляется и в соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также с п. 4 Постановления N 14.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. № 290-ОП, рассмотрев вопрос соответствия Конституции РФ приравнивания смеси, в состав которой входит одно или несколько наркотических средств и психотропных веществ, включенных в данный список, к наркотическим средствам и психотропным веществам, подлежащим контролю в Российской Федерации, — независимо от содержащегося в ней количества чистого вещества и признав такое приравнивание законным, так же, указал, что «Суды общей юрисдикции при разрешении данной категории уголовных дел, в том числе с учетом оспариваемого положения, должны учитывать количество, свойства, степень воздействия на организм человека того или иного наркотического средства, а также другие обстоятельства конкретного уголовного дела». Однако, дальнейшего законодательного и практического развития эта малозамеченная позиция КС не нашла, и суды при рассмотрении дел никакую «степень воздействия на организм человека» ту или иную «чистоту» смеси в действительности не учитывают.

Восполнение пробелов в уголовное законодательство является прерогативой законодателя. Принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний, будучи неотъемлемым элементом верховенства права, выступает как в законотворческой, так и в правоприменительной деятельности в качестве необходимой гарантии обеспечения эффективной защиты от произвольных преследования, осуждения и наказания. При этом уголовная ответственность может считаться законно установленной и отвечающей требованиям ст. 55 Конституции лишь при условии, что она адекватна общественной опасности преступления и что уголовный закон ясно и четко определяет признаки этого преступления, отграничивая его от иных противоправных и тем более от законных деяний. (Из Постановления КС РФ от 27.05.2008 N 8-П ).

Таким образом, представляется разумным ввести обязанность на стадии предварительного расследования, во всех случаях определять содержание «чистого» вещества во всех смесях с содержанием веществ из Списка 1, с тем, чтобы суд, в дальнейшем имел возможность оценить общественную опасность, с учётом всех обстоятельств уголовного дела. В отношении препаратов Списка 1, если количество «чистого» вещества в смеси не превышает значительный размер, представляется обоснованным закрепить прерогативу назначения подсудимому наказания, не связанного с лишением свободы.

Статья подготовлена по материалам интернет-ресурса www.cpk42.com

*Текст подготовил адвокат МАС Евгений Горбунов

Специалисты МАС готовы оказать правовую помощь по комплексному ведению уголовного дела при обвинении по ст. 228, 228.1 УК РФ. Чем раньше Вы обратитесь к опытному адвокату, который специализируется на делах по наркотикам, тем больше шансов на благоприятный исход уголовного дела.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда