Баланс белого в интерьерной съемке
На основе своего многолетнего опыта архитектурной и интерьерной съемки я разработал краткое руководство по правильной настройке баланса белого, который позволит даже новичкам в интерьерной фотографии добиться хороших результатов. Предлагаю рассмотреть представленный подход, который зарекомендовал себя за многие годы успешного сотрудничества с ведущими агентствами недвижимости.
Многим начинающим фотографам знакома ситуация, когда отснятый кадр получается со слишком значительным смещением в синюю или желтую часть спектра. Происходит это потому, что, получив базовые знания по настройке трех основных параметров съемки — размера диафрагмы, выдержки и светочувствительности, начинающие фотографы часто пренебрегают не менее важным параметром съемки — балансом белого.
Баланс белого или цветовая температура — это информация, которую получает матрица фотокамеры при замере экспозиции. А помогают ей в этом нейтральные цвета в кадре — черный, серый и белый.
Задать параметры цветовой температуры можно двумя способами:
- В настройках фотоаппарата.
- При последующей обработке фотографии в графическом редакторе.
Предварительная настройка баланса белого в фотоаппарате.
Современные DSLR камеры содержат несколько вариантов настройки баланса белого в зависимости от внешнего освещения (дневной свет, тень, облачно и т. д.), а так же опцию точной настройки цветовой температуры.
Начинающим фотографам я не рекомендую использовать ручную настройку параметра, поскольку она имеет ряд недостатков:
- трата драгоценного времени — на больших объектах может потребоваться частая смена параметра в зависимости от освещения в каждом помещении;
- человеческий фактор — при отсутствии достаточного опыта велика вероятность допустить ошибку в точной настройке.
При съемках интерьера можно воспользоваться автоматической настройкой баланса белого (AWB). Функция отлично отрабатывает при наличии в кадре нейтральных цветов, например белых стен или потолка.
Но что делать, если интерьер не содержит нейтральных цветов? В таких случаях автоматическая настройка может дать сбой, и мы увидим существенное смещение в синий или желтый оттенки. На помощь тут может прийти “серая карта”, либо любой другой аксессуар для настройки баланса белого. Лично я использую SpyderCube, содержащий информацию о белом, сером и черном цветах.
Алгоритм работы с таким инструментом, следующий:
- Первым делом, в каждом помещении делается референтный снимок с аксессуаром для настройки баланса белого в кадре. Этот снимок будет использоваться в качестве эталонного.
- Далее информация по цветовой температуре и оттенку с референсного снимка синхронизируется с остальными снимками помещения.
Однако, даже если объект съемки изобилует нейтральными цветами, не лишним будет более точно настроить цветовую температуру в графическом редакторе.
Настройка баланса белого в графическом редакторе.
Для предварительной обработки фотографии я использую Adobe Lightroom. С помощью инструмента “Пипетка” выбирается белый участок фотографии. Для замера нейтрально белого цвета в интерьерной съемке, как правило, служат поверхности стен или потолка. В случае использования аксессуара SpyderCube в настройках камеры можно задать референтный снимок в качестве эталонного.
Важно правильно выбрать самый белый участок снимка. Например, в данном кадре в зоне барной стойки присутствует источник света с теплым оттенком, который дает «неправильный» (не нейтральный) оттенок белого на потолке. Замер по этому участку потолка приведет к очень холодному тону всего кадра.
Дополнительная обработка кадра в Photoshop.
Как видно из примера выше, некоторые источники освещения в кадре дают паразитную желтую засветку на потолке в районе барной стойки, на полу и на диване. Поэтому дальнейшим этапом обработки будет окрашивание кадра в Photoshop.
Для этого нужно создать новый слой с заполнением Color, настроить кисть с параметрами “непрозрачность” — 100% и “нажатие” — 15–20%, далее, с помощью пипетки необходимо выбрать нужный оттенок и закрасить обрабатываемые участки кадра.
После всех манипуляций получается готовый снимок с правильным балансом белого и без паразитной засветки отдельных участков кадра.
Ниже приведены Примеры “до и после” для сравнения результата.
В заключение хочу дать несколько советов для выстраивания хорошего кадра, а также правильной и естественной цветопередачи.
- Перед съемкой подберите источники света одинаковой цветовой температуры, если только иное специально не предусмотрено дизайн-проектом помещения, а остальные выключите или, по возможности, устраните.
- Выключите или по возможности устраните источники света, расположенные за спиной фотографа.
- Снимайте в RAW, поскольку этот формат дает больше гибкости и возможностей при дальнейшей обработке, в том числе для точной настройки баланса белого.
- Калибруйте экран монитора перед работой в графическом редакторе.
Как и рекомендации, приведенные в основной части статьи, каждый из этих советов по-отдельности не является секретом для профессионала. Однако, как показывает мой большой творческий опыт, отсутствие комплексного подхода к использованию всех инструментов является большой проблемой не только для новичков. Комплексное применение для установки баланса белого всего доступного арсенала инструментов и методов, позволяющее получить интерьерные фотографии очень высокого качества, еще недавно не было общепринятым даже в профессиональной среде. Однако на сегодняшний день комплексный подход стал фактически «знаком качества» интерьерного фотографа.