{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое частичный франчайзинг и кому он выгоден

Рынок франшиз в ближайшее время ждут масштабные перемены.

С развитием облачных решений можно собрать собственную франшизу, как пазл — по кусочкам от разных компаний, и это открывает для бизнеса новые большие возможности. Как шеринг-экономика приходит во франчайзинг и что такое частичная «франшизация» объяснил изданию Buybrand.ru региональный директор платформы автоматизации для ресторанов Absolut POS в России и Беларуси Алексей Смирнов.

В эпоху пост-пандемии в мире растет спрос на гибкий подход к франчайзингу — возможность что-то менять, дополнять в имеющейся франшизе либо даже покупать ее не целиком, а частично. Разберемся, в каких случаях частичная франшиза — подходящее решение для франчайзи и для брендодержателя в индустрии общепита.

Спрос на гибкость

Покупая стандартную франшизу, предприниматель получает готовую концепцию бизнеса, но вместе с ней — “связанные руки”. Франшиза диктует все стандарты работы заведения, не давая возможности пересматривать цены, добавлять позиции в меню, адаптировать программы лояльности и т. д. Франчайзинговые соглашения могут предусматривать штрафы, если предприниматель нарушает определенные положения, а также возможность расторгнуть договор с франчайзи и потребовать денежную компенсацию.

Ещё один важный момент: стоимость франшизы в секторе общественного питания колеблется от 200 тысяч до десятков миллионов рублей, при этом далеко не всегда предпринимателю нужны все компоненты франшизы. Особенно, когда речь идет об ААА-брендах с известным именем и сильной маркетинговой поддержкой, которая может “не взлететь” в вашем регионе.

Эти нюансы и рождают спрос на так называемые гибкие франшизы: когда предприниматель может приобрести права не на весь пакет, а на отдельные технологические компоненты развитого бизнеса. Главный смысл и ценность франшизы — это автоматизация получения дохода с минимумом издержек в операционном управлении. По данным наших опросов участников ресторанного рынка, при выборе франшизы на первом месте для предпринимателей стоит бизнес-модель, операционные процессы и опробованные технические решения, а уже потом — узнаваемый бренд.

Шеринг-экономика приходит во франчайзинг

Современные облачные технологии позволяют компаниям “шерить” свои наиболее успешные бизнес-процессы, а предпринимателям приобретать франшизы по кусочкам — отдельным сегментам бизнеса. Например, у ресторана есть собственный бренд и меню, но он может купить автоматизацию процессов у более успешного заведения. По этому же принципу можно строить обмен технологическими картами или настройками маркетинговых акций.

Проблема большинства франшиз на рынке — в отсутствии глобального ноу-хау, которое делает бизнес рабочим и эффективным. Де-факто успешность бизнеса франчайзи во многом опирается на персонал и сервис, который он способен организовать на месте. В этом случае для франчайзи может быть не столь выгодно покупать франшизу целиком. Облачные технологии позволяют купить отдельно самые разные участки бизнеса, например:

  • пакет брендинга с концепцией, не представленной в своем регионе;
  • готовый подбор поставщиков и динамику закупочных и отпускных цен на будущий проект;
  • подписку на техкарты;
  • готовые операционные процессы: чек-листы открытия, ведения и закрытия смен, разговорные и продажные скрипты;
  • технологические решения и облачные программные продукты для учета и управления всеми процессами в заведении.

Франшиза завтрашнего дня

На фоне спроса на гибкие инструменты в скором времени начнут появляться онлайн-платформы, где одни предприниматели могут открыто демонстрировать свои бизнес-процессы, чтобы другие могли оценить подход и приобрести тот или иной элемент. Похожий путь выбрала Dodo Brands, которая предельно прозрачно показывает бизнес-процессы для привлечения франчайзи, чтобы потенциальные покупатели франшизы видели, как работает бизнес и при необходимости могли перенять этот опыт. Потенциал для дистрибуции отдельной маркетинговой или технологической части франшизы есть у таких крупных сетевых проектов как IL Patio или Cofix, а также небольших, но технологически развитых игроков с не очень узнаваемым брендом — например, белорусской сети баров Smokkin.

Частичная «франшизация” смещает принцип отношений между франчайзером и франчайзи в сторону win-win. Рестораны и кафе, которые наладили успешные и эффективные бизнес-процессы, с помощью их "шеринга" могут масштабировать свой доход. Те предприниматели, кому полная франшиза дорога в прямом смысле слова, легче купят недостающий технологический участок бизнеса. Особенно это может пригодиться, например, поварам или барменам, которые хотят открыть свое заведение и хорошо разбираются только в одном сегменте – кухне или баре. С помощью покупки готовых решений для бизнеса — учетных, аналитических и маркетинговых — предприниматель может выделить больше сил на развитие бизнеса как такового, реализацию своей мечты – открытия ресторана, кафе или бара.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда