{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ключевые правила переговоров с партнерами

Переговоры – жизненно важный этап любого партнерства. Несмотря на очевидную пользу, далеко не каждый участник соглашений прорабатывает все существенные пункты сотрудничества. Восполним данный пробел и перечислим ключевые правила переговоров с партнерами.

Определитесь с моделью партнерства

В первую очередь – подумайте, как именно вы хотите видеть будущее партнерство. Существует тройка основных моделей:

  • контрактная;
  • проектная;
  • совместная.

Контрактное партнерство – наиболее приближенная к стандартному договорному сотрудничеству модель. В данном формате вы не имеете общих целей с другой стороной соглашения, а просто тщательно прорабатываете условия договоров. Отличительная черта контрактного партнерства кроется в наличии стратегического интереса. Пусть вы и планируете работать отдельно друг от друга, но ваше сотрудничество приводит к увеличению дохода каждой стороны соглашения.

Проектное партнерство – соглашение об объединении усилий для реализации конкретного проекта. Предприниматели и бизнес по такому формату дополняют друг друга, делятся ресурсами и распределяют прибыль. В рамках проектного партнерства стороны действуют для достижения общей цели.

Совместное партнерство – полноценное коллективное ведение бизнеса. Здесь уже нет четкого различия между «мое» и «твое». Все вопросы решаются совместно, от распределения обязанностей до владения активами и ответственностью. Все, что есть в компании, принадлежит каждому участнику бизнеса.

Почему так важно заранее выбрать модель партнерства? Потому что это избавит от «головной боли» в будущем, которая касается решения стратегических вопросов. Если вы уже согласовали модель партнерства, то в будущем не возникнет конфликтов по общим целям, распределению обязанностей и активам. Кроме того, никто не мешает «переформатировать» существующие отношения в другую модель. Практика показывает, что многие стороны, сотрудничающие в контрактном формате, в будущем становятся очень успешными проектными и даже совместными партнерами.

На какие вопросы стоит ответить вне зависимости от выбранной модели?

Выбор модели партнерства упрощает будущую работу, но существуют вопросы, на которые стоит ответить независимо от выбранного формата сотрудничества:

  • Цель. Необходимо определить цели каждой из сторон.
  • Обязанности. У каждого участника соглашения должны быть свои полномочия.
  • Сроки. Соглашение о партнерстве может быть как срочным, так и бессрочным – это нужно обговорить.
  • Управление рисками. Рекомендуется заранее обсудить форс-мажорные обстоятельства и алгоритмы их решения, чтобы в будущем не поддаться панике и бессмысленным конфликтам.
  • Письменное закрепление. Конечная цель переговоров должна быть выражена на бумаге. Заключенное соглашение закрепит «правила игры», с которыми будут согласны все партнеры.

Указанная пятерка вопросов актуальна для любой партнерской модели. Во время переговоров в обязательном порядке стоит их учесть – они закладывают фундамент будущего делового сотрудничества.

Остановимся подробнее на необходимости письменного закрепления. Почему так важно оформление соглашения, а не устные обещания? Во-первых, время не щадит никого – из памяти будут стираться ваши переговоры. Во-вторых, это юридически более безопасно. В случае конфликта вы всегда можете продемонстрировать соглашение как доказательство. В-третьих, документальное оформление демонстрирует серьезность ваших намерений. Слова, которые перенесены на бумагу, становятся более ясными для каждой стороны в партнерстве.

Подходите ли вы друг другу?

Вне зависимости от давности и близости знакомства, потенциальные партнеры должны как можно лучше узнать друг друга. Исследования демонстрируют, что многие представители бизнеса сильно заблуждаются насчет своих партнеров. Как это исправить? Очевидно – сразу же внести ясность в будущие отношения.

Здесь поможет определение поведенческих стилей – паттернов и психологических реакций, которые присущи тому или иному человеку. Существует популярная система персональных профилей DiSC, благодаря которой можно определить тенденции поведения. Всего есть 4 основных модели:

  • доминация;
  • влияние;
  • стабильность;
  • сознательность.

Если вы со своим партнером схожи в паттернах поведения, то это далеко не всегда хорошо. Как известно, две личности, которые стремятся к доминированию, вряд ли потерпят чужое мнение и соперников даже в формате партнерства.

Люди, которые вступают в партнерство, часто склонны видеть своих коллег в розовом свете. Впоследствии это может обернуться катастрофой. То, что ранее воспринималось как достоинство, легко преобразуется в недостаток. Крайне рекомендуется предварительно определить поведенческие стили друг друга, чтобы избежать ситуации с «бомбой замедленного действия». К примеру, партнерам, любящим доминировать, подойдут предприниматели с типом «сознательность», которые смогут вовремя остановить своих коллег. Важно именно дополнение, а не сходство по всем показателям.

Имеет также смысл каждому из партнеров предварительно составить «резюме», которое содержит ответы на следующие вопросы:

  • соответствуют ли личные позиции партнеров друг другу;
  • соответствуют ли деловые позиции партнеров друг другу;
  • имеются ли точки соприкосновения в вопросе будущих перспектив общего бизнеса.

Чем детальнее будет описана не только деловая, но и личная позиция, тем плодотворнее будут переговоры и тем выгоднее будет итоговое соглашение. Не ограничивайтесь только бизнес-логикой, ведь вы взаимодействуете с человеком, которому планируете доверять в долгосрочной перспективе.

Рекомендуется начать первую встречу с потенциальным партнером с обсуждения личных позиций. Частая причина затяжных споров между предпринимателями, ведущими совместный бизнес – как раз в том, что люди не умеют идти на компромиссы. Если заранее проработать «человеческий» фактор, то в будущем станет гораздо легче.

Нужно ли вам партнерство?

Один из важнейших вопросов, на который следует ответить – нужно ли вам партнерство? Если вы хотите быть в тренде или просто вынуждены в сжатые сроки найти коллегу по бизнесу, то такая мотивация – далеко не самая лучшая. Не устраивайте переговоры «из-под палки» или в силу необходимости. Вы должны сами осознавать пользу от сотрудничества.

Многие предприниматели ошибочно полагают, что они готовы разделить «бразды правления» бизнесом с партнерами. Но на практике недостаточное понимание своих потребностей приводит к конфликтам и недопониманию. Сначала ответьте на вопрос, готовы ли вы довериться другому человеку и его опыту, и только затем налаживайте контакты с потенциальными партнерами.

Есть ли смысл вести партнерство с друзьями или родственниками?

Возможно ли хорошее партнерство без крепкой дружбы или родственных связей? На этот вопрос стоит ответить однозначно утвердительно. Ошибочно полагать, что партнеры – это обязательно «закадычные» друзья или близкие друг другу люди. Как раз наоборот – самое успешное сотрудничество всегда образуется между разными людьми. Все просто: у вас нет никаких предрассудков в отношении нового партнера, который не ходил с вами в школу или не является вашим другом детства. Вы настроены начать сотрудничество с чистого листа, и это позволяет вам наладить именно тот контакт, который нужно.

Проработайте ожидания

Избавиться от иллюзий и недопонимания – первоочередная задача переговорного процесса о налаживании партнерства. Чтобы вести переговоры с «чистой головой», проработайте сначала свои ожидания. Поможет распределение на следующие категории:

  • ваши ожидания относительно вас самих;
  • возможные ожидания партнеров относительно вас;
  • ваши ожидания в отношении партнера.

Поделитесь ими с партнером. Совместное обсуждение поможет выявить, каким ожиданиям вы можете соответствовать, а какие считаете невозможными. Не ждите, что другой человек подстроится под ваши потребности, но никто не отменял поиск компромисса.

Не игнорируйте детали

Поразительно, но партнерские соглашения часто заключаются с высокой степенью неопределенности. Люди попросту не расставляют точки над «i» по большому количеству важных вопросов. Примеры таких проблем:

  • как будет использоваться прибыль;
  • что партнеры будут делать в случае кризиса;
  • при каких обстоятельствах возможно привлечение других лиц в бизнес;
  • как будет оцениваться работа каждого участника;
  • что делать, если один из партнеров потеряет интерес к общему делу.

Указанные вопросы чаще всего игнорируются – партнеры стремятся урегулировать темы, которые касаются формата «здесь и сейчас», и совсем забывают про перспективы будущего сотрудничества. Так или иначе, деликатные вопросы все равно придется обсуждать – так почему бы не обсудить их прямо на переговорах? Неприятных вопросов в партнерстве не существует – либо вы прорабатываете их заранее, либо конфликтуете друг с другом впоследствии из-за собственных недомолвок.

Как себя вести во время переговоров?

Вооружитесь следующими рекомендациями для организации и проведении эффективных переговоров с партнерами:

  • Сказали «А», скажите и «Б». Избегайте недомолвок и перевирания. Говорите четко и по делу.
  • Будьте честными. Партнерство невозможно без правды со стороны участников. Нет смысла обманывать и предоставлять громкие обещания. Честность – лучшее, что вы можете продемонстрировать во время переговоров. Если есть достоинства, расскажите о них, если есть нюансы – не бойтесь уделить время им.
  • Уточняйте, если что-то не понятно. Если ваш собеседник сам иногда произносит туманные формулировки и явно что-то недоговаривает, то не стесняйтесь уточнять детали. В конце концов, от этого зависит доверие и выгода от партнерства в целом.
  • Будьте вежливыми. Не допускайте фамильярности и панибратства – вы не со своим другом разговариваете (еще одна причина, почему партнерство по дружбе или родственным связям может привести к краху).
  • Не перетягивайте одеяло на себя. Ищите компромиссы, если не можете договориться по важным точкам соприкосновения.
  • Записывайте важные детали. Не доверяйте памяти – во время переговоров может прозвучать тонна информации. Лучше записывать полученные сведения, чтобы потом была возможность уточнить.

Если вы заботитесь о сохранении конфиденциальности, то имеет смысл заранее подписать соглашение о неразглашении данных. В таком случае партнер увидит, что вы действительно цените сам факт переговоров и готовы вести серьезный бизнес, а не «обсудить новости с рынка».

Последняя важная рекомендация – будьте человечными. Вы ведете переговоры не с роботом. Пусть перед вами – руководитель организации. Но он человек, и с ним легко выстроить хорошие отношения. Не ограничивайтесь только сухой статистикой и монотонными фразами. Переговоры – это общение. Проявляйте живой интерес к собеседнику, и ваше партнерство станет крепким и успешным.

Вы сами выбираете правила переговоров

Все перечисленные нормы и советы были наработаны десятками лет практики ведения переговоров с партнерами. Но не стоит забывать важнейшее правило – вы сами выбираете, как будете вести переговорный процесс. Помните, что среди вас нет «работодателя» или «работника».

Вы абсолютно равны с другим человеком. Если вы видите, что потенциальный партнер охотно хочет сначала поговорить о жизни, то почему бы и нет? Если же собеседник явно навязывает вам свою точку зрения, то смело заявляйте ему об этом. Не стоит терпеть доминирования и пренебрежения к себе – вы все-таки говорите про будущее вашего бизнеса.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда