{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Принципы Agile: как гибкость помогает создавать востребованный продукт

Умение адаптироваться к изменчивым обстоятельствам – верный путь к хорошему продукту. Рынок диктует новые требования, желания клиентов меняются вслед за модой, техническим прогрессом и растущими потребностями, конкуренция обостряется – всё это вынуждает компании становиться гибкими и оперативно реагировать на внешние перемены, ведь иначе востребованный продукт не создать. Благодаря растущему значению гибкости и способности к адаптивности для современных компаний, Agile стал своего рода «новым чёрным» для бизнеса: то есть универсальным подходом, без которого немыслимо идти в ногу со временем и преуспевать на рынке.

Многие компании стремятся быть подвижными и способными подстраиваться под рынок и клиента, однако не все понимают, что Agile – не просто набор инструментов, а в первую очередь философия и набор принципов, которые определяют работу команды. Идея этой философии заключается в постоянном улучшении процессов и продукта за счёт способности быстро адаптироваться к требованиям рынка.

В статье подробнее рассмотрим что из себя представляет Agile, как и для чего бизнесу использовать его принципы, а также каким образом компании интегрировать Agile-подход в свою работу.

Что такое Agile

Agile – это философия и методология разработки продукта, которая подразумевает гибкость, итерационность (работа небольшими повторяющимися циклами) и сотрудничество между разработчиками и заказчиками на всех стадиях работы над продуктом. Этот подход нацелен на эффективную и адаптивную разработку продуктов с постоянным учётом изменений требований рынка и потребностей клиентов. Agile рекомендует фокусироваться на доставке рабочих результатов с минимальными задержками и поступательно улучшать функциональность и качество продукта на протяжении всего процесса разработки. В центре Agile-подхода – командная работа, высокий уровень коммуникации и подвижность процессов как залог более эффективного достижения поставленных целей.

Принципы Agile

Ключевые идеи, которые лежат в основе Agile и этой методологии разработки продукта, обеспечивают высокую гибкость и адаптивность, позволяя командам быстро и эффективно разрабатывать продукт, отвечающий потребностям и ожиданиям заказчика, а также отвечающий изменяющимся требованиям и условиям рынка. Agile-команда придерживается следующих принципов:

  • Инкрементальный подход к разработке. Вместо традиционного подхода с предоставлением заказчику исключительно полностью готового результата, Agile предлагает разработку продукта в виде небольших, но полностью рабочих инкрементов, то есть небольших приращений или улучшений функциональности продукта, которые могут быть реализованы и представлены пользователю в рамках одной итерации или цикла разработки. Каждая итерация добавляет новые функции или улучшения, которые могут быть немедленно протестированы и запущены в производство;
  • Сотрудничество и коммуникация с заказчиком. Заказчик является неотъемлемой частью команды разработки Agile. Вместо того чтобы строго придерживаться формализованных требований, Agile включает заказчика в процесс разработки продукта, чтобы уточнять и дополнять требования, оценивать приоритеты и принимать оперативные решения неотрывно от процесса разработки совместно с командой;
  • Частая итерационная обратная связь. Agile предлагает частые итерации разработки и систематическую обратную связь со стейкхолдерами. Благодаря этому команда может быстро вносить коррективы и улучшать продукт на основе предпочтений и требований заказчика, а также тратить меньше времени на работу над заведомо неудачными решениями;
  • Самоорганизация и гибкость команды. В Agile команда имеет свободу в принятии решений относительно того, как достичь поставленных целей. Каждый член команды самостоятельно оценивает и планирует свою работу, что способствует повышению эффективности и мотивации.

Преимущества Agile-подхода

Agile-подход – один из самых эффективных методов управления проектами в современном бизнесе. Принципы гибкости, командной работы и непрерывного развития приносят множество преимуществ как самим разработчикам продуктов, так и их клиентам, благодаря чему Agile становится всё более популярным в бизнес-среде:

  • Быстрая доставка результатов. Agile-подход нацелен на создание простых и работоспособных продуктов, которые можно быстро доставлять клиентам для получения обратной связи. Это позволяет бизнесу-заказчику быстрее реагировать на меняющиеся требования рынка и клиентов;
  • Повышение качества продукта. Agile ставит акцент на беспрерывном тестировании и проверке продукта на каждом этапе разработки, что позволяет выявлять и устранять ошибки и недоработки на ранних стадиях процесса и улучшать качество конечного продукта;
  • Увеличение прозрачности и контроля. Подход даёт возможность поэтапного планирования и контроля работы команды. Каждый этап разработки имеет свои ясно определённые цели и сроки выполнения, что позволяет бизнесу-заказчику лучше контролировать ход проекта и принимать своевременные решения;
  • Улучшение качества коммуникации и сотрудничества. Agile-подход способствует более эффективному обмену информацией и коммуникации между членами команды. Кросс-функциональная работа и регулярные совещания позволяют быстро решать проблемы и принимать коллективные решения. Это повышает эффективность сотрудничества и увеличивает производительности команды;
  • Адаптация к изменениям. Agile разрабатывает продукт в небольших итерациях, что даёт возможность подстраиваться к изменениям требований клиента или рынка. Бизнес-заказчик может легко вносить правки в продукт на любом этапе разработки, а разработчик продукта не будет затрачивать много времени и ресурсов на возврат к исходному плану;
  • Стимуляция творчества. Agile-подход стимулирует творчество и инновации в команде через подвижность процессов, автономию участников, итеративность и обратную связь, формирование сильной команды, а также мотивацию и признание достижений каждого участника. Эти факторы позволяют сформировать окружение, где люди могут свободно выражать идеи, экспериментировать и создавать инновационные продукты.

Применение Agile в различных областях

Agile-подход позволяет эффективно управлять проектами, достигать результатов и снижать риски в различных отраслях проектной деятельности:

  • Разработка программного обеспечения;
  • Проектный менеджмент;
  • Маркетинг;
  • Управление продуктом;
  • Управление процессами;
  • Управление командами и так далее.

Особенности применения Agile-подхода в разработке программного обеспечения:

  • Инкрементальное развёртывание. Разработка программного обеспечения может быть разделена на небольшие инкременты или функциональные блоки, которые постоянно улучшаются и дополняются. Это позволяет ускорить время дохода, тестировать продукт на ранних этапах и своевременно получать обратную связь от заказчиков;
  • Спринты и стендапы. Использование методологии SCRUM позволяет командам разработчиков работать по итеративной модели, планировать короткие спринты (этапы разработки) и проводить ежедневные стендапы (короткие совещания о проделанной работе) для регулярного обмена информацией и решения текущих задач;
  • Контроль качества. Agile-подход акцентирует внимание на регулярном тестировании продукта на каждой итерации и устранении обнаруженных проблем. Это помогает обеспечить высокое качество разработки ПО и повышает удовлетворенность заказчиков.

Особенности применения Agile-подхода в рекламе и маркетинге:

  • Быстрые эксперименты. С Agile-подходом можно проводить быстрые эксперименты для проверки маркетинговых гипотез, проведения тестовых рекламных кампаний или изменения стратегии продвижения. Это помогает лучше и быстрее понять потребности рынка и адаптировать маркетинговые действия в режиме реального времени, не теряя времени и ресурсов на заведомо провальные стратегии;
  • Коллективное принятие решений. Agile-подход активно вовлекает команды маркетинга и рекламы в принятие решений и планирование стратегий. Каждый член команды может внести свой вклад и быть ответственным за определённые задачи, что способствует более широкому использованию идей и креативности;
  • Гибкое планирование. Agile позволяет быстро реагировать на изменения рынка или предпочтений потребителей, пересматривать и корректировать маркетинговые планы и приоритеты, не привязываясь к жёсткому плану. Это позволяет компаниям быть более конкурентоспособными и эффективно использовать свои ресурсы.

Особенности применения Agile-подхода в управлении проектами:

  • Подвижный план работ. Agile-подход предполагает управление проектом в форме коротких итераций, которые называют спринтами, где состав задач и приоритеты могут изменяться в зависимости от потребностей и условий. Это позволяет эффективно реагировать на изменения и оперативно предотвращать возможные проблемы;
  • Роли и ответственности. Agile определяет роли и ответственности каждого участника команды, чтобы убедиться, что каждый ясно понимает свои задачи и цели. Это способствует эффективной коммуникации и сотрудничеству внутри команды;
  • Мониторинг прогресса. В Agile-подходе используется визуализация процесса, например, с помощью Kanban-доски с задачами и их текущим статусом. Это помогает команде отслеживать прогресс проекта и своевременно реагировать на возможные задержки или проблемы.

Как применять на практике принципы Agile

Потребности клиента на первом месте. Разработчики продукта стремятся в первую очередь удовлетворить требования заказчика, потому предоставляют доступ к продукту на разных этапах разработки регулярно и в короткие сроки. Востребованный продукт отвечает запросам реального заказчика, потому навязывание мнения и додумывание за клиента здесь не уместно – на первом месте реальная обратная связь после тестирования рабочего продукта.

Регулярное согласование промежуточных результатов позволяет своевременно оценить, в нужном ли направлении движется команда, а при необходимости внести корректировки и добиться результата, который удовлетворит клиента.

Правки и изменение требований приветствуется даже на поздних стадиях разработки. Agile позволяет изменять продукт на любом этапе разработки, чтобы обеспечить заказчику конкурентное преимущество. Допустимо, что критерии и требования к продукту будут меняться в ходе разработки: главное, чтобы результат отвечал текущим запросам клиента.

Заранее спроектировать идеальную и рабочую архитектуру проекта практически невозможно, ведь подвижность рынка диктует свои условия: то, что было актуально на момент начало проекта, может стать не валидным к его окончанию. В любой момент может понадобиться отказаться от от готовых инкрементов и переделать определённые части продукта, если потребности клиента изменятся.

В течение всей работы Agile-команда исследует рынок и проводит регулярные встречи с участием стейкхолдеров и разработчиков проекта, чтобы своевременно вносить изменения и как можно быстрее довести продукт до возможного идеала.

Минимально жизнеспособную версию продукта важно выпустить как можно быстрее. Вместо того, чтобы строить работу на гипотетических суждениях, Agile позволяет быстро проверять гипотезы для понимания рынка и корректировать продукт основываясь на фактических результатах, а не на предположениях.

Принципиально, чтобы происходил запуск полноценного работающего продукта, который клиент сможет использовать по назначению. Чем раньше на рынок попадёт минимально жизнеспособная версия продукта (MVP), тем быстрее команда сможет проанализировать качества продукта и выяснить, на сколько он соответствует требованиям заказчика, и на основе результатов провести необходимые доработки.

Разработчики и представители заказчика должны постоянно работать вместе. Agile-команды регулярно проводят рабочие встречи с участием заказчика для планирования текущего дня и обсуждения деталей работы. Взаимодействие с заказчиком помогает определить приоритеты и решать задачи для достижения цели спринта. Заказчик может обозначить, с какими задачами можно повременить, а какие не терпят отлагательств.

При стабильной коммуникации проще оперативно решать возможные проблемы. Если в ходе работы возникают сложности и технические заминки, это сразу обсуждается с клиентом, чтобы совместно прийти к решению, которое устроит обе стороны.

Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Лучшие Agile-команды – единомышленники, где каждый участник обладает высоким профессионализмом и может самостоятельно выбирать задачи, предлагать способы их реализации и поддерживать коммуникацию с заказчиком. Такие команды не нуждаются в тщательном контроле и микроменеджменте. Члены команды равно заинтересованы в результате работы и несут общую ответственность за достижение результата, а также принимают все необходимые решения самостоятельно. Agile-команды верят в идею продукта и нацелены на его успешное воплощение.

Общение без посредников и регламентов – эффективный способ обмена информацией. В Agile-командах акцент не на формальных регламентах и иерархической структуре, а на активном человеческом общении. Контакт между участниками и частые обсуждения рабочих процессов более эффективны. Личные встречи, телефонные или видео-конференции, а также чаты или любой другой удобный способ связи помогают поддерживать непрерывную коммуникацию между клиентом и командой разработчиков.

В Agile-командах минимизируют координационные роли, такие как продакт-оунеры, менеджеры или SCRUM-мастера, и предпочитают общаться напрямую друг с другом и с заказчиком. Рабочие вопросы обсуждают незамедлительно, вместо того, чтобы планировать совещание.

Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм. Чтобы достичь лучших результатов Agile-команда по возможности должна сохранять рабочий состав неизменным. Это помогает сохранить устойчивость, сработанность коллектива и мотивацию для создания высококачественного продукта. Постоянные перестановки могут нарушить рабочий ритм, что повлияет на эффективность команды.

Внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта. Основная идея Agile в том, чтобы хорошо делать работу сразу и закладывать возможности для масштабирования проекта.

В Agile-подходе требования к продукту могут изменяться в любой момент, поэтому команда не строит долгосрочных планов заранее, а внедряет новые решения по мере необходимости.

Agile-философия побуждает думать на опережение и избегать накопления технических ошибок, чтобы сохранять подвижность проекта.

Простота необходима. Agile-философия рекомендует сосредоточиться на том, что приносит реальную ценность, и отказаться от излишней бюрократизации процессов: сократить протоколы для рабочих этапов, правила и инструкции, оставить место и свободу для гибкости, подвижности, творчества и живого общения. Правила должны помогать избежать повторения частых ошибок, но не сковывать команду.

Все нюансы невозможно учесть заранее, а сложные регламенты только усложнят работу. Agile помогает найти баланс между качеством продукта, коммуникацией с клиентом и комфортом работы разработчиков продукта.

Важно, чтобы команда систематически анализировала способы повысить эффективность и корректировать стиль работы. Основной принцип Agile заключается в постоянном стремлении к улучшению. Agile помогает менять подходы и перестраивать внутренние процессы благодаря регулярным ретроспективам процесса, продукта, пользовательского опыта и отказа от неэффективных элементов работы.

Agile-методологии

В рамках Agile существует множество методологий и подходов, которые команды могут адаптировать и комбинировать между собой в соответствии с потребностями и особенностями своего проекта. Наиболее популярные из них:

  • SCRUM – самая популярная и широко используемая методология Agile. Она основана на итеративном и инкрементальном подходе к разработке, с обязательными регулярными встречами команды и постоянным контролем прогресса работы;
  • Kanban – метод фокусируется на визуализации рабочего процесса. Задачи представляются в виде карточек, перемещающихся по доске, отражающей этапы работы. Основное внимание уделяется достижению равномерного потока работы и ограничению количества задач в работе одновременно;
  • Lean – основанная на принципах потока и эффективности, методология, которая обращает внимание на создание максимальной ценности для клиента. Фокусируется на устранении потерь и организационной гибкости для достижения желаемых результатов;
  • XP (Extreme Programming) – целью этой методологии является улучшение качества разработки через практики, такие как парное программирование, тестирование на всех уровнях и непрерывная интеграция. XP акцентирует внимание на коммуникации, открытости и быстрой обратной связи в команде.

Agile-методологии SCRUM – наиболее популярная и эффективная методология разработки в рамках принципов Agile. Она базируется на Agile-принципах и ориентирована на обеспечение гибкости, прозрачности и скорости в разработке проектов.

SCRUM – это итеративная и инкрементальная методология, которая разделяет процесс работы на короткие временные рамки, называемые спринтами. Она основывается на следующих ключевых принципах:

  • Роли команды. SCRUM-команда состоит из владельца продукта, SCRUM-мастера и разработчиков. Каждая роль имеет определенные обязанности и ответственности, которые обеспечивают эффективность работы команды;
  • Задачи и итерации. Работа над проектом разбивается на короткие временные интервалы, называемые спринтами. Каждый спринт обычно длится от одной до четырех недель и включает в себя все этапы разработки, от планирования до завершения;
  • Стендапы. Команда проводит короткие ежедневные встречи, которые называются стендапами. На этих встречах каждый член команды делится своим прогрессом, проблемами и планами на ближайшее время. Это помогает поддерживать прозрачность, вовлечённость и координацию в команде;
  • Коллаборативная работа. SCRUM-команда тесно сотрудничает во время спринта. Задачи команды ясно определены, и каждый участник делает свой вклад, чтобы достичь целей спринта;
  • Гибкость и адаптация. В процессе разработки возникают изменения и появляется новая информация. Вместо того, чтобы реагировать негативно, SCRUM поощряет гибкость и быструю адаптацию, позволяя вносить изменения в планы и приоритеты на протяжении всего проекта;
  • Визуализация и прозрачность. Спринт-доска, проектная доска и другие визуальные инструменты используются для наглядного представления состояния работы и прогресса проекта. Это способствует прозрачности и позволяет всей команде видеть текущее состояние и предстоящие задачи;
  • Постоянная обратная связь. Регулярные обзоры спринтов и ретроспективы помогают команде получать обратную связь и улучшать свою работу. Взаимодействие между участниками команды и заказчиком способствует выработке лучших решений и удовлетворению потребностей заказчика.

Как внедрить Agile в работу компании

Внедрение Agile-подхода происходит в несколько шагов:

  • Понимание Agile. Важно, чтобы все члены компании ясно понимали, что такое Agile-подход и как он отличается от традиционных методов управления проектами. Проведите обучающие программы, презентации или семинары, чтобы ознакомить команду с принципами и ценностями Agile;
  • Создание Agile-команд. Составьте группы сотрудников, которые будут работать вместе в рамках Agile-подхода. Важно, чтобы команды были многофункциональными, с ясно определёнными ролями и ответственностями. Обеспечьте каждой команде автономию и способность принимать самостоятельные решения;
  • Определение Backlog. Создайте Backlog – список задач и требований, которые должны быть выполнены в рамках проекта. Расставляйте приоритеты задач в соответствии с бизнес-целями и потребностями клиентов. Backlog должен быть подвижным и способным меняться по мере развития проекта;
  • Организация Sprint-циклов. Разделите работу на небольшие итерации, называемые сринтами. Продолжительность спринтов обычно составляет от 1 до 4 недель. На каждом Sprint-цикле команда фокусируется на достижении целей, определённых в Backlog. Проводите регулярные обзоры и ретроспективы, чтобы оценить прогресс и провести обратную связь;
  • Управление коммуникацией и обратной связью. Обеспечьте эффективный обмен информацией между членами команды и заинтересованными сторонами. Регулярно обновляйте прогресс и тестируйте продукт, получая обратную связь от клиентов и пользователей. Это позволит быстро реагировать на изменения и вносить коррективы в процесс разработки;
  • Постоянное совершенствование. Agile-подход нацелен на непрерывное улучшение процессов и продуктов. Проводите регулярные ретроспективы и анализируйте, что можно улучшить. Применяйте принципы Agile, чтобы достичь большей эффективности и удовлетворения клиентов;
  • Обучение и поддержка. Обучите своих сотрудников принципам Agile-подхода и поддерживайте их в этом процессе. Постоянно информируйте команды о последних тенденциях и лучших практиках Agile. Поддерживайте открытую и коллаборативную атмосферу, где сотрудники могут свободно обмениваться идеями и мнениями.

Внедрение Agile-подхода – процесс, который требует времени и терпения. Следуя указанным шагам и оставаясь открытой к изменениям, компания сможет успешно внедрить Agile в работу и достичь лучших результатов. В случае, если самостоятельное внедрение методик Agile кажется затруднительным, бизнес может прибегнуть к помощи внешних консультантов.

Эксперты с многолетней практикой управления проектами и опытом внедрения проектного управления в деятельность больших, средних и малых компаний, без труда внедрят необходимые методики и помогут организации решить проблемы в разработке продуктов.

В результате сотрудничества с консультантами, компания сможет управлять своими продуктами, внедрять непрерывное планирование в бизнес, улучшать качество взаимодействия с членами коллектива и руководителями всех звеньев компании, а также получить в своё распоряжение все возможности Agile-подхода.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда