{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как создать стартап за месяц и не сойти с ума. Часть 1

Привет! Меня зовут Лиза, мне 23 и я CEO продукта ShowMePlace. Вам наверное интересно как я в это ввязалась и что из этого вышло? Что ж…придется начать с самого начала. Эта статья начинает серию постов о создании стартапа за месяц.

Хочется сразу сделать дисклеймер, что все описанное здесь основывается исключительно на моем опыте, я не претендую на звание эксперта в мире стартапов и так же как и все получаю информацию из гугла, а поэтому я не буду пересказывать содержание книг по продакт менеджменту, а просто расскажу свою историю и поделюсь советами, которые возможно помогут и вам при работе над продуктом.

Как все начиналось

Был обычный летний день, за окном было солнечно и ничего не предвещало глобальных изменений в жизни. Из планов на день было поработать и присоединиться на общий звонок для всех сотрудников. Я работаю маркетологом в небольшой аутсорс компании, которая специализируется на разработке ПО. Раз в полгода у нас проводятся созвоны, где обсуждаются итоги предыдущего полугодия и планы на следующее. Этот раз не стал исключением, все шло как обычно, кроме одного из нововведений — хакатон. *звуки нагнетания обстановки* Идея заключалась в том, чтобы провести соревнование, где сотрудники должны будут разработать за месяц полноценный продукт и запустить его на рынок.

Хакатон (англ. hackathon от hacker «хакер» + marathon «марафон») — форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему на время.

Делалось это для того, чтобы привить специалистам из разных областей продуктовое мышление и пройти по пути создания продукта с нуля. Нужно было собрать команду из 5-6 человек разных специализаций (разработчики, тестировщики, маркетологи, менеджеры и тп), с которой вы, в конечном итоге, придете к MVP, привлечению пользователей и шампанскому после окончания хакатона. Звучит интригующе. Надо участвовать.

Собрать команду оказалось достаточно просто, потому что все новое всегда интересное и было большое количество желающих поучаствовать. Знакомьтесь с главными действующими лицами моего рассказа: Илья Б. — фронтенд разработчик, Женя Г. — фронтенд разработчик, Максим С. — дизайнер, Леша К.— бэкенд разработчик, Нурик М. — мобильный разработчик (он присоединился к нам чуть позже).

Кроме нашей организовалось еще 3 команды, каждая из которых состояла из 4-6 сотрудников. Давайте назовем их команда Е., команда А. и команда О. для удобства повествования. Победитель получает деньги и возможность развивать свой продукт.

Весь процесс разработки продукта был поделен на несколько этапов. Нам нужно было:

  • Придумать идею продукта;
  • Сделать прототип;
  • Разработать MVP;
  • Запустить продукт. Это может быть запуск в App Store/Google Play, ProductHunt или любые другие платформы;
  • Привлечь пользователей;
  • Составить pitch deck и представь его жюри aka потенциальным инвесторам;

В этой статье я расскажу про первый этап, который оказался для нас самым (пока что) проблематичным.

Итого, на старте мы имеем 4 команды, 6 этапов и приз в $6000 на команду.

Идея продукта

Как правило, у хакатонов есть какая-то тематика, проблема, которую нужно решить и предоставить свое решение. Но не тут🤡 Поэтому нам была предоставлена свобода выбора и мы могли взять любую идею за основу нашего будущего продукта. На все про все давалась неделя.

Вообще пока я не начала обдумывать идеи, мне казалось, что в этом нет ничего сложного и идеи можно брать буквально из воздуха. Нет. Мы с командой договорились, что каждый подумает над идеями и потом мы их обсудим. Мои идеи выглядели примерно так:

(специально ничего не удаляла и не редактировала, чтобы показать то, как выглядели идеи)

Идея номер 1.

Мы остановились на идеи Tinder для HR. Суть была в том, чтобы объединить сервисы поиска работы с механикой свайпа из Tinder. Эта идея пришла мне в голову, когда я ехала в лифте домой и тогда она мне показалась просто гениальной и обреченной на успех. Удивительно, но моя команда тоже ее поддержала и уже на первом колле мы стали раскручивать ее и составлять примерный план действий.

На этапе идеи важно провести максимальный, насколько это возможно, ресерч. В первую очередь мы проверяли:

  • Конкуренты. Кто они, какой интерфейс, какую проблему решают, какая модель монетизации, как продвигаются, платформа (веб, моб, обе). Чем мы можем отличаться от них
  • Пользователи. На какую аудиторию рассчитан наш продукт, какие сегменты, какие потребности у каждого
  • JTBD. Какую проблему пользователь будет решать нашим продуктом (разные сегменты - разные “работы“, на которые нанимают наш продукт)
  • Монетизация. Откуда наш бизнес будет брать деньги?
  • Продвижение. Где искать и как привлекать пользователей в наш продукт
  • Функционал. Основной набор фичей. CJM

Для того, чтобы лучше понять как делать продукт, мы решили провести глубинное интервью с нашей коллегой рекрутером Аней М. Задавали вопросы, связанные с конкурентами, удобством их использования, самыми полезными и бесполезными фичами. Интервью помогло нам понять, что сделать что-то лучше LinkedIn не получится, ровно как и конкурировать с ним. Так мы отказались от этой идеи.

Идея номер 2.

На проверку Tinder для HR мы потратили около четырех дней. Поэтому у нас оставалось совсем мало времени, чтобы придумать что-то другой. Опять бесконечные коллы, много часов обсуждения и новая идея! Slack bot для объединения людей внутри компании. С его помощью сотрудники могли создавать ивенты, например, сходить в сквош на выходных, и приглашать коллег присоединиться. Эту идею мы решили представлять жюри, но перед этим проведя ресерч (опять). В этот раз у нас не было так много времени, поэтому ресерч содержал в себе краткое содержание всего, что нужно было сделать. Тогда нам это не казалось проблемой, но таковой оказалось, когда нужно было представлять идею.

И тут появляется первый совет:

! делайте максимально подробный ресерч и проверяйте все riskiest assumptions. Это поможет избежать провала продукта еще на этапе идеи.

От жюри был получен фидбэк и показан наш самый что ни на есть прямой конкурент — Everyspace. В том, чтобы брать за основу идею, которая была уже кем-то реализована, ничего плохого нет, если ты можешь предоставить пользователям какую-то добавочную ценность, та движущая сила, которая будет заставлять пользователей менять продукт конкурентов на твой. Не хочу спойлерить, но так у нас пропала еще одна идея.

Идея номер 3, 4, 5.

Мы почти не отчаивались после стольких часов работы над идеями, но решили все-таки воспользоваться предложением жюри и посмотреть, какие идеи есть у них “в загашнике”. Первая была связана с линкбилдингом *говорю что-то на маркетологическом*, вторая с NFT, а третья с конструктором калькуляторов для сайта, что-то из разряда “сколько стоит разработать MVP”. Мы были уже научены и решили провести нормальный ресерч.

Инструмент для линкбилдинга мы отмели как только я открыла один из инструментов, которым пользуюсь для ежедневной работы. Идея с NFT еще во время озвучивания ее показалась нам не рабочей. А конструктор калькуляторов оказался очень популярной темой и был создан до нас неоднократно.

Минус три идеи и 6 из 7 дней на обсуждение идей.

Идея номер 6.

Как вы могли уже понять по рассказу, времени у нас не оставалось, у всех опускались руки, а больше всего у меня. Честно говоря, мне хотелось все бросить и просто отказаться от участия. Спасибо моей команде за то, что успокоили, поддержали и не дали слиться на стартовой линии.

! всегда выбирайте в команду для хакатона/стартапа тех людей, с которыми вам комфортно работать, потому что работать придется много и избежать взаимодействия с неприятным вам человеком в данном случае не получится.

Нам экстренно нужно было придумать новую идею. Презентация была в понедельник и у нас был вечер воскресенья, чтобы решить о чем будет наш продукт. Хорошо помогает перебор самых безумных, нелепых, странных идей. Все, что первым пришло вам в голову, может стать основой для будущего продукта. Одну из таких идей мы использовали для ShowMePlace.

Итак, ladies and gentlemen, встречайте…приложение, с помощью которого вы можете создавать и делиться любимыми местами, а также исследовать места других людей.

Так как у нас было очень мало времени, весь ресерч сводился к заполнению Lean Canvas, которая выглядела у нас так:

Мы решили представлять эту идею, потому что других у нас просто напросто не было, как и не было больше времени на брейнсторминг.

! перед тем, как соглашаться на участие в хакатоне, придумайте и проведите ресерч идеи, с которой хотите в дальнейшем работать. Это сэкономит вам время и нервы.

Если вы думаете, что эта история с хэппи эндом, то нет. Один из членов жюри сказал, что эта идея не выстрелит, но несмотря на это, мы решили остановиться на ней и делать продукт вокруг нее.

При этом мы понимали, что разрабатывать social app будет сложно. Нам нужно будет привлечь много (очень много) пользователей, чтобы наше приложение завирусилось и работало чисто за счет UGC. Еще одна сложность заключалась в том, что такой сервис мог пользоваться спросом только среди пользователей мобильных устройств, то есть нужно было разрабатывать мобильное приложение. На тот момент моя команда состояла только из фронтенд и бэкенд разработчиков и среди нас не было ни одного человека, который знает React Native или любой другой язык программирования для iOS и Android.

Нужно было срочно искать еще одного члена команды при этом нельзя было приглашать участников со стороны, команда должна была полностью состоять из сотрудников компании. Команда Е. тоже решила разрабатывать мобильное приложение и уже забрала почти всех мобильных разработчиков. Осталось два человека и одного из них — Нурика М. — мы взяли в команду.

На этом заканчивается первый пост из серии о создании продукта за месяц. В следующей части я расскажу про то, как мы разрабатывали прототип и MVP.

Спасибо за время, уделенное моей истории!

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Dmitry Bugaev

Классный был форсквейр, олды помнят.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Белозерова

Было бы очень интересно прочитать про твой путь, как дошла до этой работы в 23 года)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Krasikov

Не взлетит там все не на русском, я ни чего не понимаю. Вообщем хрень

Ответить
Развернуть ветку
Анна Макейчик

вы и по-русски не очень пишете, так что дело тут не в языке явно

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Krasikov

Я Татарин мне так можно..

Ответить
Развернуть ветку
Svyatoslav Venskiy

Человек правильно написал, что в модель Остервальдера писать разными языками - не самый зрелый подход. Для стратапа выберете один стиль и не смешивайте его.

Ответить
Развернуть ветку
Лиза Боярко
Автор

пока что мы планируем весь интерфейс сделать на английском, так как планируем запускать приложение на англоязычную аудиторию

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Krasikov

А как англоязычная аудитория узнает о нем? Они не читают vc.ru

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Lander

Очень интересно! Хотелось бы ещё более подробно прочитать о рождении идеи. Ну и конечно жду продолжения. С цифрами, интерфейсами и всякими историями из внутренней кухни!

Ответить
Развернуть ветку
Лиза Боярко
Автор

Спасибо большое! Обязательно сделаем продолжение)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

удачи, попсовые места и правда надоели, а о интересных местах узнаешь только случайно
проблема курицы и яйца самой большой затык в таких продуктах, придется заливать баблом или продукт умрет
лучший вариант это плотная интеграция с блогерами, которые отметят свои любимые места и позовут в приложения подписчиков, которым будет любопытно
а на начальном этапе лучше сконцентрироваться на 1-3 городах (Москва, Питер, Сочи) и заполнить первые места ручками, по своему опыту, опыту друзей и интернета

Ответить
Развернуть ветку
Лиза Боярко
Автор

спасибо большое за фидбэк! да, сейчас больше всего переживаем и работаем над разными способами привлечения пользователей и рассматриваем инфлюенсеров как один из вариантов

Ответить
Развернуть ветку
Regina

+ тоже интересно почитать, как будете собирать первый трафик. И удачи, конечно!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Krasikov

А если планируем запускать приложение на англоязычную аудиторию)) Кого из англоязычных инфлюенсов будите привлекать? Вот ржака то)))

Ответить
Развернуть ветку
Анна Макейчик

если вы не знаете языков, не понимаете, как развивать продукт, не можете поделиться своим опытом, то не стоит все это компенсировать написанием желчных комментов

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Krasikov

Я там не вижу продукта... Пока какая-то бредятина и вода ни о чем

Ответить
Развернуть ветку
Петр Вавилов

Ну в итоге сделали один из разделов одной соц сети на Ф ( не хочу просто писать что она в России запрещена ). И то он там как бы не взлетел.

Ответить
Развернуть ветку
Twinby

Стартап - как первая любовь, сложно и непонятно, но оно того стоит..

Ответить
Развернуть ветку
Лиза Боярко
Автор

лучше и не скажешь)) пока ничего не понятно, но очень интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Звенислав Николаевич

Забавно вас читать конечно. Местами звучит как «мы с хипстерами в коворкинге занимались продакшном нового стартапа» т.е. странно. При этом вам по модным словам точно можно поставить 5, а за идею даже хз сколько. Если вы хотите работу ради работы - вариант самое оно. Если хотите зарабатывать, лучше поищите что то другое. В бизнесе есть простое правило - когда в вашем плане больше двух «если», 99% что он не сработает. А у вас там этих «если» при детальном рассмотрении воз и маленькая тележка. Если людям зайдет,если будут деньги на рекламу, если пользователи будут добавлять отзывы Итд итп

В двух словах по проекту - идея неплоха, но еле живая. Самое ценное в таких приложениях это контент для пользователей:места,отзывы,фото итп. Так вот по факту на старте любые гугл карты (у вас же зарубежные планы) с тысячами отзывов на каждую дырку в разы интереснее чем ваш сервис. Откуда и как вы возьмете себе хотя бы 5% массива данных, который есть в уже существующих сервисах, вопрос интересный. Более того, люди по своей природе ленивы, если вы думаете, что вам тысячами набегут юзеры, которые будут сбиваясь с ног добавлять места и катать отзывы, то это далеко не так. Прежде чем что то серьезно делать, лучше подумайте, не будет ли вам жалко ваше вложенное время, если что то не зайдёт) сейчас вы этого возможно не понимаете, но поверьте, очень часто лучше просто не делать, чем тратить время впустую

Ответить
Развернуть ветку
Лиза Боярко
Автор

спасибо за ваше мнение!

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда