{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как у девушки из Ростова-на-Дону получилось создать всемирно известный журнал Elle

фото Пол Шутцер, artsandculture.google.com

Элен Гордон-Лазарефф была живой легендой Франции. Она создала журнал Elle, который после Второй мировой войны стал для француженок и подружкой, и поддержкой и сыграл важную роль в развитии женской эмансипации.

Журнал «Нация» (издается международным холдингом «ЕвроМедиа») совместно с банком «Центр-инвест» представил проект «Гражданин Ростова-на-Дону». Это 30 очерков о ростовчанах, которые многое сделали для города, прославили его не только в пределах России, но и за рубежом. Одна из историй посвящена Элен Гордон-Лазарефф — легенде Франции, создавшей журнал Elle. Представляем вашему вниманию интересные факты из биографии нашей героини. Материал вызвал серьезный интерес за рубежом с помощью международного мультимедийного портала Russia Beyond. Редакция перевела статью на французский язык:

Элен Гордон-Лазарефф, 1965 год.

— Останься мадам Гордон в России, ее бы звали Елена Борисовна. Родилась она в Ростове-на-Дону в 1909 году. Папа будущей француженки Борис Абрамович Гордон был купцом I гильдии. Надо думать, коммерческая жилка перешла к ней на генном уровне, поскольку отец Елены всегда и везде получал выгоду. Из бумажной красильни и маленькой типографии Борис вместе с братом Ноем создал ведущее издательство на Дону, выпускавшее самую читаемую газету «Приазовский край» и, будучи либералом, как-то даже занял приличную сумму Максиму Горькому на выпуск газеты «Новая жизнь». Запах свежей газеты, редакторские разговоры, атмосфера свободных взглядов на жизнь были знакомы Леночке Гордон с детства.

Обложка «Иллюстрированной России» художника Ивана Билибина, 1928 год. librarium.fr

— Образование единственной наследнице дали самое лучшее. Училась в престижном лицее, затем поступила в Сорбонну на филфак, где изучала литературу и этнологию — науку о народах. Мимо нее не прошла парижская наука любви: в 19 лет Элен выскочила замуж за молодого ученого Поля Марка Жюля Жана Родница и родила дочь Мишель. Защитив диплом, она присоединилась к экспедиции ученых по Африке, все путешествие вела дневник, а вернувшись и перечитав его, поняла, что об этом стоит рассказать. Элен смогла опубликовать свой текст в L'Intransigeant («Непримиримый») — оппозиционной газете. Это было ее первое вхождение в мир журналистики. Как-то на вечеринке один из друзей-этнографов представил Элен как начинающую журналистку молодому амбициозному редактору модной газеты Paris Soir («Вечерний Париж») Пьеру Лазареффу. Ну надо же, какое совпадение: он тоже выходец из России! Молодые люди (обоим не было и 30) сразу же разговорились, как будто были знакомы уже давно. С первой встречи между ними стало расти чувство, которому ни брак Пьера, ни ребенок Элен (она к тому времени рассталась с мужем) не могли помешать. Пьер предложил Элен работу под своим началом — вести «Детский уголок» в воскресном выпуске. Для детской страницы молодая мама выбрала подходящий псевдоним — Tante Juliette (тетя Джульетта).

Сначала его звали «Пьеро в подтяжках», позже он стал «Королем Парижа». Французский медиамагнат второй половины XX века Пьер Лазарефф. jewish.ru

— В 1939 году Франция вступила во Вторую мировую войну. Во время немецкой оккупации закрылись все газеты и журналы, но хуже всего то, что начались гонения на евреев, а у Элен и Пьера не то слово какие еврейские корни. Во Франции начинается холокост. Из оккупированного Парижа супруги успевают сбежать в свободный Нью-Йорк. Для Пьера американская жизнь стала настоящим изгнанием. А вот для Элен неожиданно открылись новые возможности. Она свободно владела английским, смогла устроиться в приложение к New York Times и взять раздел в Harper's Bazaar. Дотошная дочь издателя и здесь стремится разобраться, как все устроено, и еще сильнее увлекается идеей создать исключительно женский журнал. В 1944-м Пьер первым возвращается в освобожденную Францию, Элен — позже на 8 месяцев.

Коко Шанель, подруга нашей героини. bienvenue.ru

— Поразительно точно Элен чувствовала, чего хотят женщины. Вернувшись в Париж, мадам при полной поддержке мужа (он снял ей редакцию двумя этажами выше своей) придумывает журнал с названием Elle. В нем и имя создательницы, и местоимение женского рода — «Она». Элен формулирует идею своего журнала: Le sеrieux dans la frivolitе, l'ironie dans le grave («Серьезно о легкомысленном, легко о серьезном»). Как метко заметил фотограф Дени Вестхофф: «В Elle соединились французский стиль, американское предпринимательство и славянская душа». Зная, как все устали от серых оттенков, Элен непременно хочет, чтобы новое издание было ярким. В послевоенной Франции дефицит всего, но пробивной издательнице удается-таки выпустить первый французский цветной журнал (его напечатали в США). Казалось бы, кому в 1945-м было дело до этого? Но уже первый номер разошелся тиражом 110 000 экземпляров. Elle был создан не для потребительницы (в стартовом выпуске вообще не было рекламы, да и позже она не бросалась в глаза).

Обложка первого номера журнала Elle, ноябрь 1945 года.

— Будучи журналом и о моде, Elle выдержал конкуренцию с Vogue и L'Officiel: они воспевали роскошь и престиж, а издание Элен поддерживало практичность. Желание быть свободной было сильнее желания жить красиво. И Элен это понимала. Наравне с рецептами из продуктов по талонам, советами по переделке старых платьев и новостями из жизни звезд Elle рассказывал читательницам о социальных переменах, выборах, абортах и контрацепции, о статистке по разводам, о женщинах, работающих не только ради заработка.

Один из авторов Elle, писательница Франсуаза Саган. culture.ru

— Одна из статей самой Элен наделала много шума в СССР. Речь в ней шла о пылящихся в фонде Эрмитажа шедеврах французских модернистов: Матисса, Сезанна, Ван Гога. В 1954 году супруги Лазарефф совершили вояж в Страну Советов, где подозрительно много фотографировали (их даже арестовали ненадолго). «Сокровища искусства, найденные в России на чердаке» — так громко озаглавил свой текст американский журнал Look, перепечатавший сенсацию. Директор советского музея Михаил Артамонов отозвался на навет: «Пропагандировать это, с позволения сказать, искусство миллионам посетителей Эрмитажа было бы по меньшей мере глупо. Пусть оно остается достоянием узкого круга пресыщенных гурманов, извращенный вкус которых вовсе не является нормой для здоровых людей».

Первый визит Мирей Матье в СССР, Ленинград, 1967 год.

— Elle подарил миру и новый секс-символ — Брижит Бардо. Элен открыла ее еще в 14 лет, сняв для обложки майского номера в 1949 году. Мать Брижит на съемку согласилась неохотно и поставила условие — не упоминать имя дочери. В подписи оставили только инициалы. Так случайно возник знаменитый псевдоним — B.B. Бардо и правда стала ролевой моделью для женщин по всему миру и еще не раз появлялась на обложках Elle. Однажды Элен Лазарефф удалось свести ее с самой Коко Шанель, коллекции которой Elle с удовольствием печатал. Вот только Шанель терпеть не могла Бардо. Одна из моделей Шанель, Анн-Мари Капбер-Куацца, вспоминала, что Элен Лазарефф часто упоминала Брижит в разговорах и просила сшить для нее платье, но Мадемуазель была категорически против. Она считала, что Бардо совершенно не соответствует духу ее дома. В конце концов, Шанель согласилась из уважения к Элен, своей подруге.

Жан-Луи Трентиньян и Брижит Бардо, кадр из фильма «И Бог создал женщину», реж. Роже Вадим, 1956 год.

— Мадам Лазарефф дружила со многими кутюрье и знала толк в моде. Спустя всего несколько месяцев после дебютного показа Кристиана Диора его New Look уже занял место на страницах Elle. Так же как в свое время веселые нахальные мини-платья Андре Куррежа, полосатый «свитерок бедного мальчика» Сони Рикель или платье-мешок Баленсиаги. Во Франции говорили, что Элен «не столько отражала моду, сколько определяла ее». Истории некоторых брендов вели отсчет звездного часа после того, как попадали на страницы Elle. К 1960-м годам аудитория журнала оценивалась в 800 тыс. читателей. Появился слоган-каламбур: Si elle lit, elle lit Elle («Если она читает, она читает Elle»). В 1969-м журнал начнет издаваться и в Японии; с середины 1980-х — в США, Великобритании, Италии, Германии, Китае; в 1996-м — в России.

Элен Гордон-Лазарефф и Кристиан Диор. jewish.ru

Биографический очерк об Элен Гордон:

Также истории о других ростовчанах читайте на сайте журнала «Нация»:

0
4 комментария
Света Лещенко

Оказывается она была ростовчанкой! Очень интересно, это один из моих любимых журналов.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Алексеевна

Эта история запала мне в душу

Ответить
Развернуть ветку
Ukuri Itsi

Ага, ростовчанка. В 8 лет из страны уехала, училась, жила, работала во Франции

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Голянова

всё равно интересный факт

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда