{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Россияне активнее судятся с ушедшими из России вендорами ПО

По данным недавнего исследования RTM Group, подготовленного на основе российской судебной практики по спорам, связанным с лицензионными и смешанными договорами на ПО, выяснилось, что российские пользователи стали активнее судиться с иностранными вендорами ПО, ушедшими из России.

Так, юристы RTM Group определили, что в период с 1 января 2023г. 1 ноября 2023 в этой категории было вынесено 1162 судебных акта, что почти на 20% больше данных прошлогоднего аналогичного периода (981 судебный акт). При этом, примерно в 15% судебных разбирательств фигурируют зарубежные разработчики ПО, которые больше не работают в России.

Для того, чтобы выиграть в суде, обратившись с иском к представителю иностранного вендора, необходимо изучить содержание договора и иных бумаг (актов, лицензионных соглашений и т.д.), собрать пакет доказательств и документов, определить вид, размер требований и надлежащую сторону, обратиться с досудебной претензией, при отсутствии разрешения – в суд. Шансы на успех довольно высоки. Суды не только встают на сторону пострадавших заказчиков, но и выплачивают им внушительные компенсации. Требования истцов, связанные с прекращением предоставления доступа к ИТ-продуктам и техподдержке, удовлетворяются полностью или частично (около 91% случаев). При условии, если соблюдаются все формальные требования и в суд пострадавшие обращаются с корректными требованиями. На что мы рекомендуем обратить внимание?

ОТКАЗ БУДЕТ ПОЛУЧЕН, ЕСЛИ:

1. Неправильно определено требование (например, заявлено о принуждении к продолжению оказания техподдержки, когда это невозможно)

2. Претензии предъявлены ненадлежащей стороне (вместо стороны по договору – правообладателю, с которым нет прямых правоотношений)

3. Нет доказательств (заключенных лицензионных договоров, лицензионных соглашений, актов и т.д.)


Поэтому всем пострадавшим перед обращением в суд мы рекомендуем тщательно провести подготовку, собрать доказательства, корректно составить иск и предъявлять претензии тому, кто должен ответить за нарушение условий договора. В подавляющем большинстве случаев это не вендор, а его представитель на территории России.

Суммы исковых требований и взысканий зависят от изначальной стоимости ИТ-продукта/услуги. В отношении крупных правообладателей и лицензиатов они начинаются от 100 000 рублей и достигают практически 1 млрд рублей (как было в иске российского интегратора Талмер к ХЬЮЛЕТТ ПАККАРД ЭНТЕРПРАЙЗ (HPE). Все споры данной категории касаются неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по лицензионным договорам на ПО/оказанию технической поддержки ПО. И предусматривают взыскание убытков и/или неосновательного обогащения.

Вот список основных иностранных вендоров, к которым уже были предъявлены требования о взыскании компенсаций за прекращение техподдержки лицензионного ПО и ПАК (или к их представительствам/реселлерам). Эти иски, что немаловажно, впоследствии были удовлетворены:

Oracle

Hewlett Packard Enterprise (HPE)

Dell

Cisco

Microsoft

Ericsson AB

RedHat

С компании Oracle (представительство в РФ – ОРАКЛ НЕДЕРЛАНД Б.В.; ОРАКЛ КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ), поставщика систем управления базами данных, в период после февраля 2022 по 10.11.2023 было взыскано 22 372 634,92 руб. неосновательного обогащения за 6 дел (в среднем – по 3 728 772 руб. в одном случае).

По искам к Hewlett Packard Enterprise (HPE) (в РФ – ООО “ХЬЮЛЕТТ ПАККАРД ЭНТЕРПРАЙЗ”), производителю серверов и систем хранения данных, были вынесены решения о взыскании 255 723 968,47 рублей за 8 дел (в среднем – по 31 965 496 руб. в одном случае).

Более «сговорчивой» оказалась компания Dell (ООО «Делл» в РФ), производитель компьютерного оборудования. Было выявлено 10 дел, в которых требования предъявлялись к ООО «Делл» в общей сумме более чем на 1 млрд рублей (точную сумму назвать невозможно, так как часть дел рассмотрена в закрытом режиме).

С поставщика офисного софта Microsoft (ООО «Майкрософт рус»): практически 200 млн рублей за 15 дел (198 377 702,9 руб.). Средняя сумма взысканий: 13 225 180 руб.

Есть все основания полагать, что в 2024 году судебных исков, связанных с лицензионными и смешанными договорами на ПО, станет больше еще на 30% в связи с развитием тенденции импортозамещения, а также благодаря активной поддержке ИТ-отрасли и появлению новых ИТ-решений. Кроме того, успешные прецеденты будут провоцировать возникновение все новых исков – все пострадавшие от действий иностранных вендоров компании захотят получить возмещение убытков.

0
2 комментария
tarex

Сдаётся мне, что все эти компании просто свернут официальную деятельность в россии, оставят фирмы-прокладки, работающие по франшизе, которым ничего не предъявишь...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Царев
Автор

Но все же пока остаются представители и можно и нужно пробовать предъявить. К тому же, есть мнение на рынке, что все они скоро начнут объявлять себя банкротами, и тогда уже с взысканиями будут проблемы. Стоит поспешить, в общем ;)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда