Как создать успешный онлайн-курс. Часть вторая. Педагогический дизайн
Всем привет! Продолжаем тему создания лучшего онлайн-курса. Сегодня хотелось бы поговорить про педагогический дизайн.
Что же такое педагогический дизайн и для чего он нужен?
Педагогический дизайн (Instructional design, ID) — относительно новое понятие в современной системе образования, это процесс сбора информации и оформления ее в интересном и понятном виде.
В основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса с «открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды. При использовании педагогического дизайна применяется системный подход к построению учебного процесса, согласно которому содержание, методика и организация учебного процесса подчинены цели обучения.
...новые средства порождают новые виды деятельности и новые методы
Соответственно педагогические дизайнеры – специалисты, которые воплощают в жизнь этапы модели пед. дизайна: разработчики курсов, методологи, специалисты по дистанционному обучению и т. д.
При этом задачи педагогического дизайнера достаточно обширны и весьма непросты:
- Анализ потребностей целевой аудитории, её компетенций и ожидаемых результатов обучения.
- Определение целей и задач учебного материала.
- Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.
- Выбор средств и методов учебной работы.
- Создание элементов, стиля и визуального дизайна курса.
- Разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации.
- Создание курса с помощью соответствующих инструментов, либо постановка задач членам команды для разработки конкретных элементов.
- Загрузка курса в систему управления обучением (Learning Management System, LMS).
- Разработка методов оценки результатов и эффективности материалов.
- Выработка решения для дальнейшего совершенствования учебного контента.
Для достижения этого в основы педагогического дизайна заложены 8 принципов американского психолога Роберта Ганье (Robert Mills Gagne), одного из основателей педагогического дизайна и автора книг по теории обучения. Рассмотрим все эти 8 принципов.
- Привлечение внимания учеников, мотивация на обучение, пробуждение интереса к теме и методам.
- Объяснение целей и задач обучения. Здесь не только даётся ответ на вопрос «зачем?», но и формируется определенный уровень ожиданий от итогов самого процесса. Важно объяснить не только тому кто учится, что он получит «на выходе», но и самим проектировщикам обучения.
- Представление нового материала. Наиболее сложная часть процесса, поскольку вариативность восприятия любого нового материала свойственна человеческой психике. А это значит, что необходимо заранее предусмотреть определенные элементы, которые позволят удержать внимание ученика на важных моментах и довести до него главную мысль обучения в максимально доступной форме.
- Сопровождение обучения. По сути это руководство учениками и семантическое формирование установки на удержание полученного материала в долгосрочной памяти.
- Практика. Необходимо быстро, пока новые знания еще свежи, опробовать их в реальных условиях или просто подтвердить соответствующим экспериментом, что четко и весьма эффективно увяжет теорию и приложение знаний.
- Обратная связь. Оценка выбранного метода обучения и его эффективности невозможна без оперативного анализа. Поэтому еще на этапе разработки курса должна закладываться максимально гибкая система обратной связи (здесь пригодятся результаты анализа целевой аудитории и её возможностей). Особенно обратная связь важна на старте первого потока обучения по курсу или программе, так вы в режиме реального времени сможете отслеживать что нужно изменить или усилить, а что оставить в таком же виде.
- Оценка успеваемости и общая оценка эффективности учебного курса.
- Перевод в практическую плоскость, помощь ученикам в сохранении знаний и их правильном применении. В отличие от пятого принципа, здесь важно перенести практические навыки в новые условия, не заданные изначальными рамками курса. Это позволит оценить глубину усвоения знаний.
В следующей статье я расскажу какие еще есть модели педагогического дизайна и чем они отличаются от основ Роберта Ганье.
Делитесь своим опытом, использовали ли ранее принципы педагогического дизайна или же это новое для вас?