{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как создать успешный онлайн-курс. Часть вторая. Педагогический дизайн

Всем привет! Продолжаем тему создания лучшего онлайн-курса. Сегодня хотелось бы поговорить про педагогический дизайн.

Что же такое педагогический дизайн и для чего он нужен?

Педагогический дизайн (Instructional design, ID) — относительно новое понятие в современной системе образования, это процесс сбора информации и оформления ее в интересном и понятном виде.

В основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса с «открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды. При использовании педагогического дизайна применяется системный подход к построению учебного процесса, согласно которому содержание, методика и организация учебного процесса подчинены цели обучения.

...новые средства порождают новые виды деятельности и новые методы

Журин, А. А.

Соответственно педагогические дизайнеры – специалисты, которые воплощают в жизнь этапы модели пед. дизайна: разработчики курсов, методологи, специалисты по дистанционному обучению и т. д.

При этом задачи педагогического дизайнера достаточно обширны и весьма непросты:

  • Анализ потребностей целевой аудитории, её компетенций и ожидаемых результатов обучения.
  • Определение целей и задач учебного материала.
  • Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.
  • Выбор средств и методов учебной работы.
  • Создание элементов, стиля и визуального дизайна курса.
  • Разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации.
  • Создание курса с помощью соответствующих инструментов, либо постановка задач членам команды для разработки конкретных элементов.
  • Загрузка курса в систему управления обучением (Learning Management System, LMS).
  • Разработка методов оценки результатов и эффективности материалов.
  • Выработка решения для дальнейшего совершенствования учебного контента.

Для достижения этого в основы педагогического дизайна заложены 8 принципов американского психолога Роберта Ганье (Robert Mills Gagne), одного из основателей педагогического дизайна и автора книг по теории обучения. Рассмотрим все эти 8 принципов.

  1. Привлечение внимания учеников, мотивация на обучение, пробуждение интереса к теме и методам.
  2. Объяснение целей и задач обучения. Здесь не только даётся ответ на вопрос «зачем?», но и формируется определенный уровень ожиданий от итогов самого процесса. Важно объяснить не только тому кто учится, что он получит «на выходе», но и самим проектировщикам обучения.
  3. Представление нового материала. Наиболее сложная часть процесса, поскольку вариативность восприятия любого нового материала свойственна человеческой психике. А это значит, что необходимо заранее предусмотреть определенные элементы, которые позволят удержать внимание ученика на важных моментах и довести до него главную мысль обучения в максимально доступной форме.
  4. Сопровождение обучения. По сути это руководство учениками и семантическое формирование установки на удержание полученного материала в долгосрочной памяти.
  5. Практика. Необходимо быстро, пока новые знания еще свежи, опробовать их в реальных условиях или просто подтвердить соответствующим экспериментом, что четко и весьма эффективно увяжет теорию и приложение знаний.
  6. Обратная связь. Оценка выбранного метода обучения и его эффективности невозможна без оперативного анализа. Поэтому еще на этапе разработки курса должна закладываться максимально гибкая система обратной связи (здесь пригодятся результаты анализа целевой аудитории и её возможностей). Особенно обратная связь важна на старте первого потока обучения по курсу или программе, так вы в режиме реального времени сможете отслеживать что нужно изменить или усилить, а что оставить в таком же виде.
  7. Оценка успеваемости и общая оценка эффективности учебного курса.
  8. Перевод в практическую плоскость, помощь ученикам в сохранении знаний и их правильном применении. В отличие от пятого принципа, здесь важно перенести практические навыки в новые условия, не заданные изначальными рамками курса. Это позволит оценить глубину усвоения знаний.

В следующей статье я расскажу какие еще есть модели педагогического дизайна и чем они отличаются от основ Роберта Ганье.

Делитесь своим опытом, использовали ли ранее принципы педагогического дизайна или же это новое для вас?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда