Как запустить студенческие акселераторы на 8500 человек

Максим Гашков, создатель программы внутреннего предпринимательства Гараж МТС, академический директор по акселерационным программам Академии управления WINbd, рассказал, как российские вузы выстраивают свои первые акселерационные программы.

Максим Гашков, создатель программы внутреннего предпринимательства Гараж МТС, академический директор по акселерационным программам Академии управления WINbd.
Максим Гашков, создатель программы внутреннего предпринимательства Гараж МТС, академический директор по акселерационным программам Академии управления WINbd.

О проекте

Министерство науки и высшего образования и АНО «Платформа НТИ» запустили большой федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства».

Цель проекта — вырастить в российских университетах 30 тысяч серийных предпринимателей к 2030 году. Это поможет создать новые технологические решения, обеспечить новые рабочие места, а также новые быстро растущие бизнесы.

Как запустить студенческие акселераторы на 8500 человек

Как развивается студенческое предпринимательство

За рубежом 25% стартапов рождаются в университетах, а в России — всего 3%. Университетов, которые имеют реальный опыт развития студенческого предпринимательства в России, по нашим оценкам, не больше 20. В Европе университеты работают как бизнес, у них уже развита культура предпринимательства, но и они с чего-то начинали. Важно начать развивать студенческое предпринимательство и у нас, иначе ничего не изменится.

Как запустить студенческие акселераторы на 8500 человек

Университетам необходимо сопровождение

В конкурсе в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» участвуют около 150 университетов. В рамках проекта они могут создавать акселераторы, развивать студенческое предпринимательство, запускать стартап-проекты. Академия управления WINbd сопровождает 14 из них. У нашей компании большой опыт работы с университетами: мы занимаемся поддержкой университетов в сферах управления проектами, коммерциализации технологий и технологического предпринимательства. Вместе с нами над акселерационными программами работают наши партнеры — стартап-студия «Открытые инновации», они выращивают EdTech и DeepTech стартапы. Также в этом году к нам присоединилась команда, создавшая внутрикорпоративный акселератор MTS Startup Garage и студенческий преакселератор.

Особенности акселерационной программы в вузах

Во многих университетах уже выстроена проектная деятельность: есть соответствующий предмет, преподаватели выступают в роли руководителей студенческих проектов или наставников, иногда встречаются даже выделенные проектные дни. Однако проектная и продуктовая методологии прямо противоположны. В проектной логике сроки, бюджет, образ результата, команда проекта определены уже на старте и отклонения не приветствуются. А в продуктовой — все наоборот, принцип «fail fast» является важным элементом исследования. Поэтому переключиться с привычного формата преподавателям и администрации университета непросто.

Как запустить студенческие акселераторы на 8500 человек

Мотивация на переход в продуктовую логику

Мы сумели найти ценность, которая помогает переключить преподавателей и студентов из проектной логики в продуктовую. После окончания проекта перед командой встают два вопроса: что дальше делать, и где взять деньги. Ведь результат проекта достигнут, бюджет израсходован, проект закончен, а команда хотела бы продолжить работу. Продуктовый подход помогает студентам превратить разовую задачу в повторяемую, составить собственный план развития и, подтвердив спрос, привлекать деньги от клиентов или инвесторов, а не жить от гранта до гранта, меняя содержание своей работы под цели конкурсов.

Самостоятельный запуск стартапов

Другая нетривиальная задача — научить университеты работать со стартапами самостоятельно. Достижение целей федерального проекта ожидается к 2030 году, но финансирование утверждено пока только на 2022-2024 годы. Это значит, что нужно помочь университету провести акселераторы и обучить преподавателей продуктовой методологии для проведения образовательной программы. Нужно обучить и натренировать руководителей студенческих проектов и наставников трекингу, чтобы они могли в зависимости от задачи использовать проектный или продуктовый подход. Нужно научить профильных административных сотрудников, то есть центр студенческого предпринимательства или управление по науке и инновациям, созданию и управлению акселератором. И все это нужно сделать одновременно.

Как запустить студенческие акселераторы на 8500 человек

Что дальше

Сейчас мы собираем фактуру, сложности в организации и коммуникациях, с которыми сталкиваются университеты внутри, типизируем их, разрабатываем решения с опорой на организационную психологию и поведенческую экономику. Мы упаковали наш опыт в два курса: для студентов и для преподавателей. Одних учим продуктовому подходу, других учим учить продуктовому подходу.

Трекеров от университета, точнее, тех, кто захотел стать трекерами, ставим в пару с опытным трекером с рынка. Обязуем вместе со студентами прослушать продуктовый курс. Также подготовили для них курс по инструментам трекинга: диагностика, прохождение по трекшн-карте, организация работы трекера, психологические основы — что важно замечать и понимать в действиях и реакциях команды, как реагировать, но при этом не играть в психолога, не имея соответствующего образования.

Администрации университета показываем, какие организационные действия необходимо предпринимать для построения воронки популяризации предпринимательства среди студентов, как управлять воронкой, какие есть инструменты контроля работы трекеров и команд, какие роли и компетенции необходимы команде для запуска и проведения акселератора, как готовится и проводится демодень.

Первые акселераторы заканчиваются в декабре. Будем делиться, как получается управлять этими изменениями, выявленными инсайтами и удачными организационными решениями.

66
Начать дискуссию