{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

О разуме 5: Реальность

Читаем до конца

Продолжим разговор о борьбе с Эго. Напомню, что под этим термином мы здесь понимаем не классическое внутреннее Я, а некое отделённое от Я существо, вобравшее в себя все внутренние позывы и инстинкты, больше напоминающее фрейдовский Ид, или другим языком, выражается в подсознании человека. Оно само собой похоже на классическое понимание в своём проявлении, но отличается от него именно искусственно возведёнными вокруг него границами, теми границами, которые мы проводим сознанием (в котором в нашей интерпретации и содержится Я).

Борьба, к которой я вас призываю, несёт с собой не только лишь «освобождение», ведь оно в общем-то будет неполным по нескольким причинам. Во-первых, уничтожить Эго невозможно, этого не достигнет никогда ни один человек, ведь пусть мы создали его своими руками, но оно на самом деле по определению сплетено с нами, связано с нашим сознанием внутренней неразрывной связью, как нуклоны связаны друг с другом в атомном ядре. Мы уже обсуждали, что эта древняя сущность, которую мы определили, на деле появилось даже раньше сознания, которое по сути просто наделило его общим именем. Она появилась ещё в животных как стремление к выживанию и размножению организма, это есть инстинкт и внутренний позыв. Со временем он трансформировался из простых диких желаний к более сложным и структурированным у человека, но они у него всё ещё исходят из этого ядра, которое живёт в нём от самого рождения, и которое представляет его индивидуальную сторону. И иногда стремления Эго переплетаются со стремлениями воли, находящейся во власти сознания. В реальности Эго неотделимо от человека, это элемент, без которого личность рассыпается. Иронично, что зачастую влечения, рождающиеся в нутре Эго ведут в конечном итоге к разрушению личности. И в целом Эго можно отличить от волевых стремлений и вожделений тем, что оно ведёт организм, своего подопечного либо к разрушению, либо к сохранению, то есть согласно своим эволюционно сформировавшимся представлениям о благополучии индивида.

Из этого вытекает вторая причина, по которой вследствие принятия данной мною концепции, вы не освободитесь от Эго полностью (хотя первой причины более чем достаточно) – согласно этой самой концепции, Эго и не нужно в корне убивать, не нужно срубать на корню свои желания, даже тёмные, как не нужно отрезать ствол дерева при подготовке к зиме, необходимо лишь подрубить веточки. То есть необходимо прийти к здравой гармонии и сбалансированному бытии вместе со своим Эго, помните, что вы лишь на словах отодвигаете его подальше от себя и отрицательно киваете головой, когда вас спрашивают о его принадлежности вам. На самом деле в нём вы отчасти и содержитесь. То есть уничтожить Эго тождественно тому, что ваша левая рука будет пытаться оторвать вашу правую руку – эти элементы обязаны сосуществовать как части единого целого и никак иначе.

Так вот, подавление власти Эго можно рассмотреть с позиции ощущения реальности. Вообще, реальность есть весь окружающий материальный мир сам по себе, то есть не наше представление о нём, а сами вещи в отрыве от людей на них смотрящих, то есть имеющие свойство независимости от субъекта. Вследствие бурного потока жизни реальность вообще ускользает от людей, то есть мы зачастую переходим от вещей сразу к нашим целям, с которыми мы их ассоциируем.

Об этом поподробнее: люди в отличие от животных погружены в мысли и образы, так как наш уровень мышления позволяет нам выходить из рамок данной реальности с её условиями, мы способны размышлять о будущем и прошлом, мы планируем и рефлексируем. В течение своего существования человек перешёл от данных непосредственно вещей к размышлению о целях их использования. Например, мы будем выбирать не ту одежду, которая нам кажется интересно выглядящей здесь и сейчас, а будем размышлять о её носке, об удобстве нахождения в ней, о материалах и практической пользе. В вещах мы видим лишь назначения. Перед нами не кружка, а нечто, из чего мы можем попить чай. Этот взгляд на вещи формируется из банальной необходимости и не может быть заменён, пока он оказывает наибольшую практичность, когда мы усматриваем в вещи лишь полезные нам свойства и отбрасываем всю остальную наличность предмета. Иной взгляд был бы абсурден для нас, хотя примеров нерационального отношения к вещам в реальности просто масса. Например, люди могут предпочитать одну посуду другой по совершенно необъяснимым причинам, просто один сервиз им может казаться более близким и понятным (в связи, понятное дело, с опытом взаимодействия с ним), а другой даже вызывать неприязнь. Но тем не менее и в этом случае человек смотрит на предмет реального мира, но видит лишь свои предпочтения, зеркалом отражающиеся в нём. И весь мир нам является лишь выражением нашего Я. Во всём люди усматривают себя: свой взгляд на мир, свой опыт, даже своё Эго. Из этого формируется отношение ко всем предметам и другим людям. Как известно, нам не нравится в людях то, что не нравится в нас самих, и наоборот.

Но объективной реальности плевать на людей и их предпочтения: она существует независимо от созерцающего и имеет лишь один облик, и не может быть иной в силу закона причинности, по которому каждая вещь обязана иметь причину для своего существования. Ничто в ней не существует просто так, каждое явление обусловлено, все явления только таковы, каковыми они только и могут быть. Вселенная в реальности имеет лишь одно конкретное состояние, единое и неизменяющееся от наблюдателя. Сюда не стоит приплетать квантово-механических эффектов – они не об этом, в них под наблюдателем понимается очевидно иное, чем здесь. В реальности нет также никаких оценочных определений: нет ничего плохого и нет хорошего, нет большого и нет малого, нет холодного и горячего, нет старого и молодого, нет ни цветов, ни звуков. Всё это приписывает ей человек для своего же удобства восприятия и суждения о вещах. Все эти категории существуют лишь в головах людей, поэтому и могут быть разными для одного и того же аспекта.

Но постойте, как же это так выходит? Мы что, никогда взаимодействуем с настоящим миром, живём своём мирке, вытроенном в нашем разуме, и оказываемся оторванными от наличного мира? В абсолютном отношении, да. То есть мы действительно не сможем рассмотреть реальность в её объективности – эту невозможность предопределяет уже наша субъективная сущность. Мы в этом мире лишь люди, а не боги. Мы не можем видеть всё и знать всё, следовательно вся реальность в абсолютном отношении для нас недоступна. Однако же приближаться к «объективности» в бытовом понимании вполне возможно и даже необходимо.

«Выйди на улицу, потрогай траву»

Когда я был ребёнком, мы с семьёй часто выходили на снежную горку зимой. В это холодное время меня укутывали в пухлую куртку и всей гурьбой мы шли по дороге, причём кто-нибудь из нас по очереди ещё вёз старые большие ледянки. Кататься я любил, и проводил время на горке всегда как можно дольше, так мы могли там находиться до самой темноты. Вообще, поездка на ледянках не такая уж и милая забава, если обращаться к жизни. Потому что во время скатывания склона всегда есть шанс свалиться с ледянок и покатиться уже своим телом по снегу вниз. И в какой-то части случаев я всегда оказывался в прохладном снегу, ну а в другой я успешно доезжал донизу и, постепенно теряя скорость, мягко въезжал в сугроб. Въезжал так, что меня то не задевало, просто в моём пластмассовом транспорте оказывалась куча белого снега. И вот под вечер, когда почти весь народ уже расходился по домам, горка пустела. Становилось не только темно, но и успокаивающе тихо. Я просил, чтобы меня запускали по сильнее и вот на высоких оборотах слетая с горки я в очередной раз падал, кувырком катился по склону и, наконец окончательно остановившись где-то вдали от места падения, да и вообще от всего, я вытягивал из себя последние силы, чтобы перевернуться лицом наверх.

Когда я, совсем выбившись из сил, оказывался лежащим на спине в какой-то куче снега, ещё в этой тяжёлой, почти обездвиживающей зимней одежде, я поворачивал свой взгляд наверх. А там на меня всегда смотрело безмятежное ночное небо, усыпанное звёздами. В этот момент время будто застывало вокруг меня, и ничего уже не могло оторвать меня от этого зрелища. Из головы пропадали вообще все мысли, я уже не думал ни о сестре, ждущей меня наверху горки, ни о судьбе ледянок, уехавших в соседний сугроб, ни о холоде – вообще ни о чём. Всё это просто пропадало и оставался только я и небо со звёздами, я его видел точно не таким, каким его видят обычно люди, когда ночью задирают головы вверх.

Оно было таким глубоким, что взгляд просто тонул в его пучинах, в конце концов я и сам пропадал для себя, то есть меня уже не колебало, даже связанное непосредственно со мной. Меня наполняло небо, вместо мыслей, внутреннего голоса были звёзды, их белый свет посреди бесконечно глубокой темноты космоса. Я мог пролежать вот так, не вставая так долго, пока уже меня кто-нибудь не окликнет из вот этого мира людей, мыслей и планов. Я был поглощён тем, что Шопенгауэр именует чистым субъективным созерцанием. То есть я постигал небо таким, какое оно есть на самом деле, я не искал созвездий, не проводил астрономических наблюдений, я именно проникал в суть космоса, постигал всё его существо в свете звёзд и темноте.

Этот момент – один из тех, в которые грань между человеком, его сознанием и реальностью утоньшается до прозрачной плёнки, сквозь которую ясно прослеживается сама реальность, объективная «вещь в себе». Достижение наибольшей возможной связи с ней происходит именно в пике такого созерцания. На самом деле не обязательно соблюдать весь ряд сложных условий. Важно другое – усмотреть в вещах их бесцельную суть, их бессмысленную, но оттого и прекрасную сущность. Дело в ощущении, не нужно пытаться понять этот мир, его необходимо прочувствовать, причём напрямую: глазами, руками и ушами. Нужно почувствовать все эти явления материального мира в отрыве от идей, которые люди вкладывают в эти вещи. Ощутить, а не понять, как все элементы реальности равнозначны между собой, необходимо связаны друг с другом, где малое и большое не различимы между собой, сливаются в единую сущность мироздания. Это та реальность, в которой мы все живём, но которую упускаем, углубляясь разумом в сухую и безжизненную пользу от всех объектов мира.

И Эго требует от нас этого подхода ко всем окружающим нас аспектам реальности. Ведь для него это созерцание попросту бессмысленно, и в этом Эго право. Да, все явления мира сами в себе не имеют практического смысла. Дерево не будет играть человеку на руку, пока не будет плодоносить, либо пока не будет спилено. Но подумайте, а нужен ли смысл реальности? Углубившись в эту тему, вы поймёте, что ей не нужна цель или смысл. Ведь эти категории также были искусственно созданы людьми. Что такое польза? Она, очевидно свойственна предметам, которые люди могут как-то использовать для улучшения своего физического или душевного состояния. А вот без людей она так же исчезает, как и ценность чего бы то ни было. А вот объективной реальности не нужен никакой смысл, просто ему тут нет места. Не нужно смысла ни для дерева, ни для солнца, ни для ночного неба со звёздами. Все эти предметы идеальны и полноценны без этих лишних ярлыков. Реальность не существует «потому что», она не существует «для чего-то», она просто есть. И впитав в себя эту истину вы станете ближе к реальности мира, в котором живёте.

Здесь, в мире без человеческого взора, нет различий между мелкими пылинками и галактиками – всё одинаково велико, потому что, в сущности, всё бесценно, и всё бессмысленно, и потому несравнимо между собой. Поэтому любая незначительная вещица, даже та, которую вы увидите раз в жизни и забудете, тем не менее ничем не хуже той, которая определит вашу жизнь. Каждая песчинка в куче песка уникальна и особенна, она неповторима, и сама не хуже всей целой массы песчинок или всей человеческой цивилизации. Ведь она состоит из тех же атомов, что и люди и для Вселенной равнозначна нам. Вам может казаться вещь незначительной и невзрачной пока вы усматриваете в ней лишь отражение своих целей, которых в ней может и не быть, но когда вы увидите вещь саму в себе, вы поймёте, что оно совершенно, как и любой объект во Вселенной, потому что в ней всё именно такое, каким только оно и может быть. Опустимся до лёгкого абсурда: чашка вам нужнее, чем вы чашке. Потому что когда вы потеряете чашку, вам не из чего будет пить, а вот чашке безразлично своё местонахождение и принадлежность – она совершенна в себе и не нуждается ни в чем, кроме себя и своей твердотельной сущности.

Пробуждается ощущение реальности также введением себя в экстремальные и стрессовые ситуации, где вы вновь теряете все цели и мысли о высших материях и вынуждены направить всё своё сознание на взаимодействие с реальностью. Это в том числе путь подавления Эго. Отказ от окружающих вас удовольствий вводит вас в стресс, и вы будто выныриваете наружу из пучины сторонних мыслей, разум отрезвляется, ощущения становятся чётче и яснее, и вы можете вновь сузить границу между своим Я и объективной реальностью. Всё кажется скучным и надоевшим, пока вы не поймёте, что все вещи вокруг вас представляют собой бездонные источники познания. Вместе с ясным ощущением всего материального мира вокруг себя, то есть воздуха, дорог, домов, облаков, деревьев и всего иного содержания, так вот вместе с этим приходит и острое ощущение себя, своего существа в этом мире, занимаемой тобой ниши и твоё сбалансированное бытие в реальности.

Собственно, вышесказанное и есть цель этой небольшой статьи – новый опыт, неважно какой – положительный или отрицательный, вновь возвращает вас к реальности и очищает сознание от туч нагромождённых размышлений и образов. Запомните эту максиму:

Мир не столь важно понимать, сколь важно его чувствовать

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда