{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Супер-Эго. Познаём свою душу

Разум – несомненно, важная часть человеческой личности. Его профиль это контроль нашего поведения, изначально задаваемого импульсом воли. Наш внутренний огонь горит бесспорно ярко, но при этом неукротимо и дико, его может заносить от малейшего дуновения ветра. Он, этот огонь, даёт силу всем движениям тела и мысли, является своеобразным антропным двигателем, в общем является началом любого всплеска внутреннего существа любого человека.

На самом деле, вопреки общим представлениям, тот человек, который бы во всём потакал своим влечениям и в каждом решении опирался бы только на голос огненной воли, вовсе не был бы счастлив, а скорее бился бы в отчаянных попытках насытить эту самую волю, которая, разрастаясь, поглощала бы каждый квадратный миллиметр его сознания. Ведь природа человечества устроена таким образом, что воля никогда не может быть насыщена. Каждым исполненным желаниям тут же приходят на смену новые, неисполненные и колесо совершает новый поворот. И этому процессу принципиально нет конца и никогда не будет, поскольку этот огненный голод неутолим, независимо от того, сколько влечений, исполненных по его воле, он поглотил.

Каждому человеку хочется впасть в состояние атараксии – то есть в совершенное пресыщение желаниями, когда для нас становятся излишними любые стремления и мы наконец можем в полном объёме насладиться имеющимся, не пытаясь получить чего-то сверх этого. Условно в быту все привыкли называть это обычным счастьем, то есть всеобъемлющей удовлетворённостью своим нынешним положением во всех его деталях, которое чисто логически ведёт к отсутствию мотива хотеть, желать чего-либо ещё. Так вот атараксии невозможно достигнуть чисто внешним путём, то есть путём исполнения всех желаний, потому что их число в сущности бесконечно. Если говорить точнее, то воля может продуцировать каждый раз всё новые стремления, а значит их число никогда не станет равным нулю. К слову, атараксия достигается лишь освобождением от потакания желаниям как таковым и сознательной остановкой процесса синтеза новых влечений. А так как это практически невозможно, к состоянию атараксии в целом можно только стремиться.

Так что по меньшей мере глупо пытаться буквально делать всё, что захочешь в целях достижения счастья. Можно даже с уверенностью утверждать, что таким способом вы ни на шаг не приблизитесь к желаемому, это скорее будет похоже на попадание в бесконечный цикл, началом и концом которого будет синтез новой «хотелки». Тот, кто пытается удовлетворить каждый свой каприз, вместо удовольствия будет постоянно сталкиваться лишь с кризисом, наступающим по причине скуки, вызванной в свою очередь недостатком стремлений в жизни. Всем знакомо это неприятное ощущение, которое мы пытаемся описать словами, говоря, что у нас нет цели в жизни. Людям просто не свойственно состояние атараксии, оно противоречит нашей природе, которая диктует перманентное движение к решению очередной задачи или даже нескольких задач сразу.

Но тем не менее, свой огонь нужно катализировать, чтобы он из-за недостатка естественного топлива – сгорающих достигнутых стремлений – не стал сжигать самого человека изнутри, приводя к упадку духа и печальному состоянию психики. И мы, конечно же, этим и занимаемся на протяжении всей своей жизни. Мы подбрасываем в него этот хворост в виде удовлетворения влечений, поддерживаем его свет в здоровой яркости. Здесь любой человек имеет двоякий риск.

Двоякий риск

Он может подбрасывать чересчур мало желаний, что бывает редко и почти во всех случаях по нужде. Тогда перед нами встаёт необходимость пройти через тягостный этап подавленности и тревоги, которые вызваны неудовлетворённостью каких-либо рождаемых огнём воли влечений, то есть нас гнетут нерешённые задачи и невыполненные бессознательные цели. Так как речь идёт о мгновенных желаниях, то у многих людей, живущих в цивилизованном мире есть возможность так же оперативно их закрыть, но в этом случае такого недостатка топлива просто не возникает. А появляется он из-за специфики долгосрочных перспективных желаний либо в тех случаях, когда человек попадает в ограниченные условия, что конечно случается в жизни любого из нас. Дальнейшие последствия такого кризиса будут рассмотрены чуть позже.

С другой стороны, можно чересчур сильно удариться в утоление своего духовного голода и постоянно его заглушать, и исполнять все свои желания. Например, если захочется съесть чего-то поздно вечером, то это что-то обязательно будет съедено. Если хочется вздремнуть вместо работы или учёбы, то всем таким и прочим продуктивным занятиям и будет предпочтён умиротворённый сон. При каждой возможности уйти от определённой трудности, выбирая под час не самый светлый и полезный путь, человек предпочтёт конечно же избежать все преграды, все тягости, будет всегда поддаваться малейшему соблазну к приносящему удовольствие, но как зачастую бывает не содействующему бытовой пользе либо развитию пути. Ясно, что к этой сомнительной дорожке человека склоняет Эго. Неприятности, с которыми личности придётся столкнуться становятся очевидными моим постоянным читателям – это путь в эвдемонический тупик.

То ощущение, за которым гонятся все люди, чрезмерно подпаляющие свой огонь, для них становится идеей фикс, но состоянием вовсе не достижимым. Удовольствие это будет призрачным и всегда лишь висеть перед носом у игрока, но никогда не окажется у него в руках. А как только их голова перестанет выдавать им задания, подобно начальнику за обедом, их настигнет отнюдь не удовлетворение, а скука, то есть гнетущее состояние ощущения бесцельности бытия. Но и скука будет лишь спасением для бегущего по этому тёмному пути человека, ведь для него постоянной проблемой будут без конца возникающие влечения, которые он теперь уже вынужден удовлетворять.

Здесь начинается наиболее болезненная часть, поскольку пресыщенный огонь возрастает в размерах и требует для себя уже больше и больше актов удовлетворения потребностей, оставляя личности всё меньше свободы и по сути делая человека своим рабом, рабом своего Эго. Оно, напомню незримо содержится внутри огня воли, витает в языках пламени так, что мы не можем отличить целое от его части. Но тем временем раб Эго начинает напоминать наркомана, подсевшего на дурманящие вещества – ведь организм имеет свойство привыкать ко всем регулярным воздействиям и рано или поздно следствием этого становится то, что новоиспечённый наркозависимый перестаёт получать прежнее удовольствие, но стремится теперь постоянно его достичь любым возможным путём.

Зависимость – это эвфемизм для рабства.

Супер-Эго

Так что же останавливает человека от таяния перед соблазном внутреннего огня воли поддаться его воле и начать потакать всем его выпадам, служить ему внешним телом, исполняющим его повеления? Казалось бы, сознание должно контролировать этот огонь как стекло лампы, а также регулируя его свет своевременной и умеренной подачей керосина. Но мы легко можем убедиться, что контроль совершается почти всегда без участия сознания. Думаете ли вы о том, чтобы не накричать на своего непосредственного руководителя, когда он отчитывает вас, как вам кажется, совершенно не по делу или когда бездумно ставит чересчур сложные задачи?

Вероятно, не думаете. И всё же вы не повышаете амплитуду звуковых колебаний, рождаемых в ваших голосовых связках и направленных в сторону вашего босса. Говорит ли вам внутренний голос «не ешь это руками», когда вы едите пищу приборами, хотя её проще было бы взять пальцами? Нет, мы спокойно обходимся и без внутреннего голоса. Всё происходит будто бы само собой, вроде даже инстинктивно.

Сознание не занимается этими аспектами, оно необходимо для более значительных целей. На самом деле, огонь способен затмевать себя сам. Ведь, согласно диалектическому подходу, всему есть своя противоположность, но что бы могло быть антиподом для Эго, этого ядрёного топлива внутреннего огня? Считаю уместным назвать эту сущность согласно уже ставшему предметом наглого воровства с нашей стороны Фрейду, согласно его концепции субличностей.

Будем именовать его Супер-Эго, конечно имея в виду нечто похожее, что было и у австрийского психолога, но немного искажённое под наш стиль разложения личности. Мы можем путать Супер-Эго (СЭ) с работой сознания, потому что оно выполняет ту роль, которая, как нам кажется, отведена разуму, но это не так.

СЭ так же растворено в воле, и его роль заключается в контроле этого пламени. Даже удивительно, что эта сущность существует в нас с самого рождения как внутренний стоп-кран или словно дрессировщик духовного дикого зверя. Но подождите, так ли это? Существует ли Супер-Эго у нас врождённо? На самом деле в нас есть лишь задатки и предрасположенности для появления этой таинственной сущности. Вообще, говоря о детстве и детях, всегда бывает уместным сравнение с животными, поскольку маленького ребёнка, ещё не научившегося говорить, очень мало чего отличает от его далёких предков.

Природа Супер-Эго

И мы вновь, в попытках разгадать собственное нутро, обращаемся к идеальным в естественности просторам природы. Здесь зверям вовсе не нужно как-то сдерживать своё поведение, любой порыв и движение этого чистого душою существа лишён коварства и лжи, он натурален и естественен. Поэтому животных в известном смысле можно называть моральными идеалами – они никогда не поступают против этой природной морали, хотя к слову они и не могут физически этого сделать.

Ведь будучи лишёнными дара сознания, дикие животные подчиняются полностью своим инстинктам и априори не могут последовать против них. Каждое их решение, то есть выбираемое действие, каждый нервный импульс производятся исключительно заложенными внутри зверя инстинктами, так что у него нет возможности поступить как либо иначе, ведь он не способен проанализировать свои действия и сообразить иной способ решения задачи или проблемы.

Но человек в этом смысле отличен от животного, и помимо биологической составляющей в нас есть ещё и социальная. Именно эта сторона личности и рождает СЭ. То есть Супер-Эго создаёт общество, наше окружение – родители, друзья, друзья друзей и многочисленные знакомые и приятели. СЭ - это воплощение социальных ограничителей человека, в нём содержится этикет, то есть правила поведения, например привычка здороваться с людьми или не говорить в лицо собеседнику всё, что о нём думаешь.

Причём последнее будет очень значительным фактором влияния СЭ на наше поведение, ведь при каждом единичном взаимодействии с остальными мы всегда должны учитывать эту особенность взаимодействия. Ведь воля порождает ворох разнообразных мыслей, завязанных с эмоциями, которые у нас вызывает собеседник, но не все из них ему следует слышать. Скорее наоборот, есть исключительные, отобранные СЭ мысли о человеке, которые разрешается высказать в его адрес. Они в основном конечно же положительные, поскольку критику не любит никто и мало кто относится к ней адекватно.

То есть СЭ – издержка социальности, мы отдаём жертвы в виде сдерживания порывов воли, которые ни с каких сторон нельзя назвать объективно плохими, так как любая мораль относительна. Ну а получаемые преимущества, я думаю, понятны – ни один современный индивид не способен сохранить психику в здравии, оставшись вне общества. Нам витально необходимо общение, то есть социальное взаимодействие с другими людьми, это наша неотъемлемая потребность.

Следствием этому является например то, что проявления СЭ у детей отсутствуют, ведь у детей либо нет опыта общественной жизни либо он критически мал, так что СЭ находится у них лишь на стадии рождения. В связи с этим поведение маленьких людей ничем не сдерживается и становится потому тождественным животному, для которого так же не характерна человеческая социальность. Дети вовсю вываливают миру свою внутреннюю сущность без всяких барьеров. И в частности только освоивши речь воспроизводят в звуке все мысли, которые синтезирует их молодая бурная воля. Так что первым контролёром в их жизни выступают посторонние люди, а именно их родители, которые прививают им первые базовые нормы поведения в обществе.

Самое интересное в СЭ пожалуй то, что пусть оно и живёт внутри, но по сути нам чужеродно. Ведь оно является отпечатком действия на нашу волю внешней среды в лице всех окружающих нас людей. Это своего рода посол от внешнего мира или шпион, действующий наше настоящее нутро, которое драгоценным камнем лежит в закромах нашего внутреннего пространства. Супер-Эго не естественная часть человека, она не присуща нам биологически и могла бы вовсе не существовать, если бы человечество не освоило именно общественный образ жизни. С другой стороны очевидно, что по другому и не могло быть – такой путь будет наиболее выгодным для каждого отдельного человека, поскольку он сильно упрощает бытие в этом враждебном мире.

В чём загвоздка с Супер-Эго?

А проблема с СЭ та же самая, что и с уже знакомым нам Эго – оно может действовать неправильно, выходя за дозволенные ему рамки. То СЭ может поглотить волю и тогда человек будет выполнять не те действия, которые сам хотел бы произвести, а те, которые ему предписало общество. И в нём будет гореть инородное пламя Супер-Эго, он станет зеркалом окружающих людей, потеряет собственные желания и вообще свою индивидуальность, он будет стерильным безликим винтиком в механизме общества, чего особенно сейчас все так старательно пытаются избежать. Человек будет поступать не так, как ему хотелось бы, а так, чтобы всем вокруг понравиться и не выглядеть странным, то есть не быть поднятым на смех или осуждённым.

Как бы мы того не хотели, но наша воля всегда содержит в себе частицу СЭ, а значит за каждым нашим выбором стоит в том числе и общество, в котором мы находимся. И это не отнять у людей, социальность была и будет коренной частью личности. Но у многих из нас оно просто выходит за все границы и случается, что люди уже не следуют своей собственной воле, подчиняясь холодному Супер-Эго, голова которого есть огромная гидра из лиц всех его знакомых, глядящих на него холодными глазами, соблюдая, чтобы бурный своенравный огонь воли не поджог общественных норм и традиций.

Когда вы отстаиваете свою волю у СЭ вы по сути боретесь не собой, а с отпечатком людей вокруг, а значит следует прежде всего сосредоточиться на отношении к мнению окружающих. Тема эта тоже не новая, и одна персона однажды выразилась на этот счёт так: почти каждый человек пожалуй пришёл бы в ужас, если бы узнал, что о нём на самом деле думают и говорят окружающие его, пусть даже и близкие друзья и знакомые. В общем, как бы нам не хотелось верить в иное, но чаще всего о нас думают хуже, чем мы думаем и особенно хуже о нас говорят за нашей спиной. Само собой эти мнения обыкновенно не только не адекватны нам, но и вовсе безосновательны и характеризуются не столько самим нашим видом или поведением, а личным отношением говорящего к нам.

Рефлексия есть оружие СЭ, его метод воздействия. В сущности рефлексия есть оценка наших собственных действий не только сейчас но и в прошлом или в предполагаемом будущем, через которые мы познаём и сами себя. Рефлексия нужна в людях именно для корректировки своего поведения в соответствии с какими-либо стандартами.

Супер-Эго часто настойчиво шепчет: «А как о тебе подумают? А что о тебе скажут? А как потом тебе с ними разговаривать?», съедая изнутри. Но вас это никогда не должно заботить как-то чересчур сильно, поскольку мнение других мало того, что ничего существенного не значит для индивида, так ещё и довольно слабо зависит именно от его поведения – кто хочет видеть хорошее, будет видеть хорошее, с плохим аналогично.

А остальное может быть каким угодно, какая разница? По сути все эти мысли в головах других людей существуют только в вашей голове, если вы об этом задумаетесь. Поэтому они производят неизмеримо большее впечатление на вас, чем на самого думающего. Все эти взгляды в вашу сторону по сути лишь фантомы, лишь призраки, которых мы создаём сами перед своими глазами, их рисует Супер-Эго, чтобы повергнуть в ужас нежную беззащитную волю. Но оно нам чуждо. Это не есть мы, это внешний мир влезает в наши головы.

Это нужно понять и перестать принимать это за свои собственные принципы, не вы их создали и не вам они принадлежат – это вы им принадлежите до тех пор, пока вы не станете греться огнём воли, пока не покажете Супер-Эго его собственную сущность. И в этом мире быть странным – нормально ровно так же, как и быть нормальным. А ещё нормально закончить эту статью прямо на этом предложении, потому что, раздавив Супер-Эго, я стал слушать волю, которая говорит мне, что я устал и мне придётся здесь озадачить читателя резким обрывом – значит так тому и быть.

Помни, что нет тюрьмы страшнее, чем в голове

Виктор Цой
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда