{"id":14119,"url":"\/distributions\/14119\/click?bit=1&hash=5f259d5b4201e0228afc6630a4b04693dc9caf2a9d588ce61935866630db31c3","title":"\u041c\u043e\u0440\u044f\u043a, \u0431\u0430\u0440\u043c\u0435\u043d \u0438 \u0438\u0433\u0440\u043e\u043a \u0432 \u043f\u043e\u043a\u0435\u0440 \u043f\u0440\u0438\u0448\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0441\u043e\u0431\u0435\u0441 \u0432 \u0418\u0422","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0430\u043b\u044c\u0448\u0435?","imageUuid":"c9c9152f-3041-5893-8f60-32590d26154b"}

Как организовать охрану труда на предприятии и при этом сэкономить?

Прежде чем приступить к основной части статьи, давайте познакомимся. Мы — группа компаний Атон. Сфера нашей деятельности - охрана труда. В “Атоне” оказывают все возможные услуги в этой области (аудит, аутсорсинг, разработка документов, проведение СОУТ, оценка профессиональных рисков, разработка программы производственного контроля), также мы занимаемся обучением по охране труда, электробезопасности, промышленной безопасности, гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Обращаясь к нам, предприниматель может получить все услуги в одной организации.

А теперь рассмотрим, как обеспечить систему охраны труда на примере предприятия.

Photo by Austin Ramsey on Unsplash

Предположим, что у вас есть небольшой цех по изготовлению сувенирной деревянной продукции. В штате 45 человек, среди них директор, бухгалтер, менеджеры по продажам, системный администратор, уборщицы, охранники и люди, непосредственно занятые деревообработкой. И что же государственные надзорые органы требуют от вашего предприятия?

1. На предприятии должна быть организована система управления охраной труда (СУОТ). На все наши рабочих местах проводится специальная оценка условий труда (СОУТ), провести оценку профессиональных рисков, разрабатывается программа производственного контроля.

2. Все работники должны пройти обучение по охране труда, часть работников должна пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по применению средств индивидуальной защиты (СИЗ).

3. Также необходимо назначить ответственного за охрану труда.

4.Кроме ответственного за охрану труда, назначается ответственные за пожарную безопасность и электробезопасность, проводятся и инструктажи для работников по пожарной безопасности и электробезопасности.

Как предпринимателю организовать все эти действия?

С одной стороны, можно полностью отдать охрану труда в руки профессионалов — организаций, оказывающих услуги по охране труда, обучить всех в учебных центрах и вообще не переживать по этому поводу.

С другой стороны, оплата всех видов обучения и процедур по охране труда достаточно затратна для организации. У начинающих бизнесменов, как правило, не хватает свободных денег и на счету каждый рубль. «Сэкономить», конечно, не получится, но вот потратить деньги разумно можно. Для молодого предприятия это действительно будет важно.

1. Если штат сотрудников меньше 50 человек, то должность «специалиста по охране труда» можно не вводить, но вопросами охраны труда кто-то должен заниматься. И здесь предпринимателю нужно тщательно просчитать, что выгоднее: отдать обязанности по охране труда, например, бухгалтеру за доплату или обратиться в фирму, занимающуюся аутсорсингом. Из своего опыта, можем сказать, что проще воспользоваться услугами профессиональных специалистов по охране труда, чем возлагать дополнительные обязанности на неспециалиста.

2. Хорошо посчитать рабочие места (с учетом аналогичности, сменности) для проведения СОУТ. Не обращаться в компанию, которая говорит, что нужно провести спецоценку для 45 сотрудников, потому что СОУТ проводится для рабочих мест (!), а не для количества работников в штатном расписании. Обратить внимание на сроки, распределить бюджет на спецоценку с учетом того, что ее необходимо провести в течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию рабочего места, а в некоторых случаях в течение 6 месяцев (ст.17 №426-ФЗ “О проведении специальной оценки условий труда” - внеплановая СОУТ).

3. Тщательно просчитать, кого нужно обучить и где это сделать. Руководитель может организовать обучение по охране труда на своем предприятии. Для этого он может назначить ответственных за обучение по охране труда, направить их на обучение в учебный центр на соответствующие программы, создать комиссию по проверке знаний, которую также необходимо нужно обучить в учебном центре (не менее 3 человек). То же самое с обучением применению СИЗ (в рассмотренном примере, скорее всего, это обучение не понадобится, поэтому предприниматель может немного выдохнуть). А если работникам предприятия требуется обучение по оказанию первой помощи, то выгоднее будет обучить сотрудников в учебном центре. Организация обучения первой помощи на предприятии затратна: нужно оборудовать помещение, оснастить его наглядными пособиями, приобрести тренажер для сердечно-легочной реанимации, обучить лицо, которое будет проводить обучение по оказанию первой помощи.

С обучением по электробезопасности и пожарной безопасности действует тот же принцип. Нужно определить, кого из сотрудников обязательно обучать в учебных центрах, а кому будет достаточно инструктажа.

4. Возместить часть затрат на мероприятия по охране труда за счет средств ФСС (Приказ Минтруда России №467н). До 1 августа предприниматель подает заявление и документы, подтверждающие предстоящие расходы, а до 15 декабря необходимо подать заявление о возмещении расходов на проведенные мероприятия .Одновременно с заявлением предоставляется отчет о произведенных расходах на указанные цели.

За счет страховых средств могут быть возмещены расходы на:

  • Проведение СОУТ
  • Обучение по охране труда
  • Приобретение спецодежды, обуви и других СИЗ, изготовленных на территории государств — членов Евразийского экономического союза
  • Периодические медосмотры работников, занятых на
  • производстве с вредными и (или) опасными факторами
  • Мероприятия по приведению уровней воздействия вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями
  • Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых оно предусмотрено
  • приобретение алкотестеров, алкометров, тахографов, аптечек для оказания первой помощи
  • и некоторые другие статьи расходов.

Сумма возмещения будет зависеть от размера взносов, начисленных за предыдущий календарный год на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Из этой суммы вычитаются расходы предыдущего календарного года на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями. Предприниматель может рассчитывать на возмещение 20% от оставшейся разницы.

Таким образом, охрана труда — это важная составляющая бесперебойной работы предприятия. Отсутствие несчастных случаев на производстве обеспечивает работу предприятия в запланированном режиме. Грамотный руководитель понимает, что обеспечение охраны труда обходится дешевле, чем ее отсутствие. Актуальная документация, обученный персонал, соблюдающий правила безопасности позволят вам спокойно пережить любую проверку, избежать штрафов.

Расскажите, как организована охрана труда в вашей организации. Обращаетесь ли вы в сторонние организации или все делаете своими силами?

0
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ГК Атон
Автор

Будем стараться освещать эту сторону бизнеса, которая обычно остается в тени

Ответить
Развернуть ветку
Алена Хамина

Очень познавательно! Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
ГК Атон
Автор

Будем рады делиться своими знаниями в охране труда.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда
null