Контрактная стратегия инвестиционно-строительного проекта

Пожалуй, ни для кого не секрет, что строительные проекты, как правило имеют существенную стоимость, продолжительные сроки реализации, большое количество участников (проектировщик, генеральный подрядчик, субподрядчики, поставщики материалов и оборудования, пуско-наладчики, шеф-инженеры и пр).
И это собственно обуславливает важность разработки выверенной контрактной стратегии.
Справедливости ради, стоит признать, что в отечественной строительной отрасли профессиональный подход к разработке контрактной стратегии скорее исключение, чем правило.
Возможно, это является, в том числе, одной из причин обилия проблем при реализации строительных проектов (срыв сроков проекта, низкое качество работ, избыточные затраты, недостижение проектных показателей и пр.).
Что собой представляет контрактная стратегия строительного проекта?

При правильном подходе – это документ, который разрабатывается с учетом результатов анализа рынка, регуляторной среды, текущего законодательства, описывающий цели, задачи, объемы, график, типы договоров, способы выбора поставщиков, а также контрактные и проектные риски.
Для чего разрабатывается и применяется контрактная стратегия?
Целью разработки и применения контрактной стратегии является повышение эффективности реализации всех этапов проекта, а именно:
- проведение маркетинговых исследований региона реализации проекта (исследование строительного рынка товаров и услуг региона, объема производства необходимой продукции в регионе, перечня производителей и/или поставщиков, с целью получения информации для максимально возможного использования местных строительных ресурсов при выполнении СМР для снижения затрат при строительстве объекта);
- выбор площадки и проведение инженерных изысканий;
- разработка проектной / рабочей документации;
- изготовление и поставка оборудования;
- строительство и ввод в эксплуатацию;
- снижение рисков срыва сроков выполнения работ всеми участниками проекта и превышения стоимости реализации проекта;
- обеспечение реализации плана финансирования проекта (своевременное обеспечение проекта оптимальной комбинацией источников финансирования по оптимальной стоимости и с минимальными финансовыми рисками).

Этапы формирования контрактной стратегии.

Этап 1. Сбор исходных данных – анализ, консолидация и структурирование информации о специфике и особых требования проекта.
Этап 2. Формирование контрактной стратегии проекта:- анализ компетенций, ресурсов и загруженности потенциальных подрядчиков/поставщиков/изготовителей;- выявление и оценка рисков, оказывающих влияние на применение контрактной стратегии;- лотирование;- описание процессов.
Этап 3. Применение контрактной стратегии – исполнение стратегии, ее актуализация при необходимости, контроль ее исполнения, отчетность и оценка эффективности.
Структура контрактной стратегии.
Контрактная стратегия, как правило, включает следующие элементы:
- схему кооперации между участниками проекта;
- лотирование: разбивка проекта на лоты;
- структуру контрактации;
- сроки реализации проекта, охватывающие все этапы реализации и предусматривающие взаимосвязи различных функциональных процессов;
- перечень ключевых участников проекта и порядок контроля за ходом применения стратегии;
- план финансирования проекта, включая предполагаемые источники финансирования, ожидаемые условия привлечения финансирования.

Преимущества, которые дает тщательно разработанная контрактная стратегия.

- Более высокая вероятность успешных результатов проекта (стоимость, соблюдение графика, сокращение изменений и споров между участниками);
- Ранняя идентификация рисков проекта (как типовых, так и специфических);
- Оптимизация распределения рисков между сторонами проекта - общий принцип заключается в том, что риск должен быть возложен на ту сторону, которая наилучшим образом способна управлять этим риском.
- Минимизация неэффективности бизнес-процессов при реализации и завершении проекта.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда
null