11 способов найти решение вместе
Несколько лет назад команда Точки кипения — Томск разработала «Атлас форматов совместной работы», чтобы сделать мероприятия эффективнее. Главной целью было показать, какие форматы уже успешно используют, и дать четкие правила, по которым пользователи будут использовать их в первозданном виде, адаптировать под свои нужды или даже миксовать для лучшего результата. Самые интересные варианты мы взяли для этой статьи. Пусть она станет вашей шпаргалкой, когда вам понадобится объединить людей, чтобы решить задачу.
Дизайн-сессия
Такой формат поможет найти свежие идеи и разработать решение сложной задачи. В основе — творческии подход и ориентация на клиентский опыт.
Для чего проводят:
- создать решение с фокусом на потребности пользователей;
- разработать что-то кардинально новое в сфере или на рынке;
- сформировать новый продукт, услугу или процесс в компании;
- решить проблему, когда не помогают традиционные методы.
В дизайн-сессии пять этапов:
1. Сопереживание и эмпатия — этап исследований. Собираем информацию и получаем представление о проблеме. Проводим фокус-группы, глубинные интервью, наблюдения в реальных условиях.
2. Определение — анализ исследований. Изучаем и структурируем результаты первого этапа. Четко формулируем проблему.
3. Идея — мозговой штурм. Придумываем решения и пробуем по-другому посмотреть на проблему.
4. Прототипирование — экспериментальный этап. Отбираем наиболее удачные решения для каждой из проблем и создаем MVP продукта.
5. Тестирование продукта — показываем результат фокус-группе. Фиксируем недочеты и возвращаемся к предыдущим этапам процесса для следующих итерации совершенствования продукта.
Участники команд отрабатывают творческое, логическое и проектное мышление, навыки наблюдения, поиска и формулирования идей. Формат помогает создать комфортные условия для командной работы, участникам — научиться работать с другими людьми и отработать профессиональные навыки.
Круглый стол
Это формат активной коммуникации: каждый участник высказывает свое мнение по конкретной теме. Круглый стол проводят как отдельное событие или как часть более крупного мероприятия. Бывают круглые столы с публичным наблюдением. Спикерам предоставляют повестку круглого стола и сопроводительные материалы.
Для чего проводят:
- определить точку зрения участников по обсуждаемой проблеме;
- открыть все возможные идеи по обсуждаемой теме;
- обобщить идеи и мнения, составить перечень вопросов по теме.
Участники отрабатывают навыки активного слушания и коммуникации, умения выслушать разные мнения и отстаивать собственную точку зрения, мыслить критически, прогнозировать, сотрудничать, работать в группе.
Формат круглого стола позволяет установить и развить эффективную коммуникацию между участниками с принципиально разными мнениями, найти способы решения проблемы.
Воркшоп
Участники работают в небольших группах под руководством фасилитатора. В основе — решение практических бизнес-задач. Часто воркшопы включают образовательные элементы, когда участники получают знания и сразу отрабатывают их на практике для решения поставленной задачи. По итогам воркшопа команды презентуют результаты.
Для чего проводят:
- решить реальную задачу бизнеса;
- обучить людей новым скиллам;
- найти экспертов для проекта или закрыть вакансии.
Какие могут быть роли:
- заказчик;
- потребитель результата;
- фасилитатор;
- методолог;
- генератор контента;
- бизнес-аналитик, который формулирует ожидаемый результат и помогает определить содержание бизнес-вопроса;
- приглашенные эксперты по заданной теме, представители бизнеса, заказчика или потребителя;
- визуализаторы или стенографы, которые оформляют результаты каждого этапа работы группы, чтобы участники видели наработанные результаты;
- маркетологи и ивент-менеджеры, которые организуют процесс, находят участников и площадку.
Воркшопы помогают участникам найти новые контакты, получить знания и проявить себя, а организаторам — выявить «новых» специалистов и получить применимый в бизнесе результат.
Лекция
Устное выступление эксперта для большой аудитории. Лекции могут быть короткими и входить в серию или идти до нескольких часов. Для всех желающих или только для узкого круга.
Для чего проводят:
- погрузить аудиторию в историю вопроса;
- сформировать представление о предмете;
- предложить задачу или проблему.
С помощью лекций эксперт нарабатывает опыт публичных выступлений, структурирования и упаковки информации, работы с аудиторией. Слушатели учатся фокусироваться на теме, конспектировать тезисы, сопоставлять полученную информацию со своими задачами и задавать вопросы.
Стратегическая сессия
Этот формат групповой работы позволяет проанализировать и оценить ситуацию, выявить проблемы, разработать решения и общий взгляд на развитие на определенный период времени. Стратегическая сессия может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Как правило, в группах участвует по 5‒9 человек, но могут быть варианты.
Какие могут быть типы:
- «Классическая» — высказывание позиций, обсуждение сценариев развития каждого варианта и формулирование базового сценария реализации стратегии.
- «Assessment-сессия», или «Сессия ситуационного анализа» — оценка ситуациипо конкретному вопросу.
- Стресс-форсайт — сопоставление проблем развития отрасли и стресс-факторов, которые могут повлиять на развитие конкретной компании.
Для чего проводят:
- определить стратегические цели, приоритеты и задачи развития компании или проекта;
- найти эффективные способы реализации федеральных и региональных проектов в случае участия госорганов;
- сформулировать цели и позиции стейкхолдеров по конкретному вопросу.
Какие могут быть роли:
- заказчик — формирует задачу;
- архитектор сессии — отвечает за структуру, сценарий, подбор инструментов;
- ведущий — объявляет программу и тайминг, разъясняет участникам задачу работына каждом этапе;
- фасилитаторы — дают установки на работу в группе, поддерживают рабочии процесс, вовлекают участников, помогают разрешать конфликты;
- администратор — поддерживает техническую часть работы;
- стенограф или скрайбер — фиксирует результаты;
- дизайнер — создает прототип, если потребуется.
Участники учатся работать в командах «под задачу» и переключаться из авторитарной модели работы в горизонтальную коммуникацию. Так формат позволяет услышать молодых специалистов, а также тех, с кем проявлялись разногласия. Также участники учатся обсуждать сложные темы, поддерживая безопасную атмосферу общения, формулировать проблематику и смотреть на проблему с других сторон, пересматривать убеждения и принимать отличные точки зрения.
Совещание
Проводят, чтобы засинхронить позиции участников по выбранному вопросу: в узком или расширенном кругу, на постоянной основе или стихийно.
Для чего проводят:
- обменяться информацией;
- прояснить ситуацию и принять решение;
- согласовать мнение;
- сформировать общее решение по вопросу.
На совещании участники учатся лаконично передавать информацию и разворачивать подробности в случае необходимости, быстро делать выводы, давать обратную связь и предлагать идеи в ответ на выступления других участников.
Семинар/Тренинг
Формат для развития индивидуальных или групповых навыков в узкой области. Обычно проходит с участием экспертов по предмету.
Для чего проводят:
- передать участниками новые знания и навыки в конкретной области.
На тренингах и семинарах участники учатся структурировать мысли, обсуждать сложные темы, отстаивать собственные позиции, анализировать чужое мнение.
Сессия у костра
Это формат группового обсуждения в неформальной обстановке и с ограниченным количеством участников. Один или несколько человек задают темы и основные идеи для обсуждения и мотивируют обсуждение на заданную тему. Все желающие делятся опытом. Как правило, проводят во время крупных мероприятий, но может перерасти в регулярные неформальные встречи.
Для чего проводят:
- создать условия для peer-to-peer learning и позволить участникам самим управлять процессами в группе;
- сформировать новые клубы или малые группы.
Формат позволяет участникам презентовать себя и свои мысли, поучиться друг у друга, найти единомышленников и партнеров.
Блиц-доклады
Серия коротких выступлении по пять минут на крупных дискуссионных площадках. Этот формат появился в IT, на конференции по языку программирования Python в 1997 году. На конференции 2000 года по языку Perl YAPC закрепился термин lightning talk.
Для чего проводят:
- поделиться идеями за короткое время;
- создать условия для выступления сразу большого количества экспертов;
- дать слово молодым спикерам.
Блиц-формат позволяет отработать навык публичного выступления на большой аудитории, научиться лаконично формулировать мысли, презентовать себя и свою идею, удерживать внимание и интерес аудитории.
Мировое кафе
Формат World Cafe разработали в 1995 году Хуанита Браун и Дэвид Айзекс. Это структурированный обмен знаниями: группы людеи за несколькими столами обсуждают заданную тему, меняясь местами. В идеале за следующим столом участники развивают темы и вопросы предыдущего стола. Есть бренды, которые выпускают оборудование для World Cafe, например, бумажные скатерти с заранее размеченными секторами.
Для чего проводят:
- найти решение проблемы;
- принять нестандартные решения;
- объединить несколько точек зрения;
- спланировать работу;
- подвести итоги проекта, конференции, обучения, года;
- обменяться опытом.
Что важно:
— определить цели мероприятия и выбрать наиболее важные элементы: участников, темы и вопросы, результаты;
— выбрать светлое уютное помещение с атмосферой кофейни, добавить живые цветы, ненавязчивую музыку, напитки;
— пригласить минимум 12 участников, чтобы за одним столом сидели 3‒7 человек;
— определить «table host» для каждого стола и ведущего, который объяснит правила, проследит за временем, даст команду для перехода между столами;
— определить вопросы для обсуждения;
— дать возможность перемещаться между столами, знакомиться с новыми людьми, активно делиться мыслями, находить связи между своими открытиями и постоянно расширяющимися кругами мышления;
Во время мероприятия участники учатся формулировать и задавать вопросы, развивают социальные навыки, критическое, аналитическое и креативное мышление.
Agile сommand training
Это настольная ролевая игра, которая моделирует процесс разработки программного обеспечения и дает эффект быстрого опыта. Ведущии моделирует взаимодеиствие с клиентом, коллегами, конкурентами и, наблюдая за командой, добавляет новые ситуации. Чаще всего применяют в IT.
В игре два принципа:
- Принцип быстрой связи — некачественное, нецелевое деиствие ведет к негативным последствиям. Так участники видят очевидную связь между поступком и результатом.
- Реальные кеисы, проблемы и ситуации. Для тренинга разработаны методология и чек-листы для оценки участников. Так можно отследить динамическое развитие навыков внутри команды.
Для чего проводят:
- оценить и отобрать специалистов при трудоустройстве;
- показать важность качественного взаимодеиствия внутри команды и последствия его отсутствия;
- точечно проработать проблемы внутри команды или вскрыть качества отдельного игрока;
- смоделировать ситуации, в которых можно получить опыт проваленной командной разработки, чтобы не допустить этого в работе;
- научить коммуницировать внутри команды и учитывать риски замалчивания проблем;
- научить правильно реагировать на проблемы во время работы над проектом;
- отследить развитие Soft Skills участников от тренинга к тренингу;
- интегрировать новых специалистов в рабочии процесс.
Что важно:
— подобрать ведущего, который будет направлять сюжет и погружать участников в тренинг;
— назначить тренинг на первую половину дня, так как он длится 3‒5 часов;
— предоставить настольную игру и стенд для визуализаций;
— организовать кофе-брейк для «перезагрузки» участников.
В процессе тренинга участники учатся работать в команде, общаться с коллегами, грамотно и убедительно излагать мысли, заказчиками, руководством и управлять конфликтами, реагировать на изменения, планировать и организовывать работу, распознавать эмоции и управлять ими.
Всего в Атлас вошло 26 форматов групповой работы, включая четыре формата, которые создали в Точках кипения. Прочитать о сети Точек и найти пространство для встречи в своем городе можно на Leader-ID.
Наконец-то кто-то собрал эти понятия и рассказал отличия)
Томск ❤️