{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Своя, надежная, быстрая: чем российская онлайн-доска sBoard привлекает инвесторов и корпорации

На Startup Village мы познакомились с проектом sBoard, который запустили в пандемию. Сейчас у него больше 150 тысяч регистраций. Один из основателей проекта Владимир Гладун рассказал нам, чем их доска отличается от других, почему они делают упор на корпорации и как акселераторы помогают им развиваться.

Идею принесла пандемия

Наша история началась в 2020 году. Мы с партнером Андреем Корсаковым работали в образовательной сфере и организовывали детский лагерь и кружки по робототехнике, физике и математике. И тут в пандемию все осели по домам.

Мы узнали от наших коллег-учителей о насущной проблеме: в онлайне сложно учить детей без привычной школьной доски. Приходится собирать презентацию под каждый урок. Если нужно провести шесть уроков за день, на презентации уходит 3–4 часа. Сюда же добавляются пересылка фотографий с решенными примерами или начерченными формулами: учитель же должен видеть, как ребята усваивают информацию. Кто-то шлет в WhatsApp, кто-то на почту — в общем, полнейший хаос.

Мы решили, что сможем облегчить учителям жизнь.

Нужен инструмент, который заменит школьную доску, чтобы учитель мог наглядно доносить информацию, а ученики могли «выходить и отвечать у доски», как в настоящем классе.

Преподаватели и репетиторы часто работают с графических планшетов. То есть используют доску как лист бумаги

Решили — сделали

Был коронавирус, скучно, много свободного времени. Решили сделать — сделали. Правда, мы не разработчики. Я с физического факультета МГУ, занимался машинным зрением, но навыков, чтобы написать приложение, у меня нет. Всегда было интереснее развиваться как продакт-менеджеру. Андрей с мехмата и тоже не про программирование, а про бизнес.

Поэтому мы опубликовали вакансию, нашли человека и платили ему из своих сбережений. Разработка первой версии потребовала два месяца и 200 тысяч рублей. Получилось веб-приложение, которое открывается в браузере. Человек заходит на сайт, регистрируется, открывает ссылку — и он готов к уроку.

У бесконечных досок есть проблема — легко потерять материалы. У нашей доски есть начало и границы. Доска выглядит как свиток, на ней проще создавать структуру и находить нужную информацию. Вы просто движетесь вниз.

Проект принес плоды быстро — сразу после продакшена появились первые пользователи и пошли оплаты.

Оглядываясь назад, я понимаю, что это была череда случайностей. То, что мы делали на старте, не вписывается ни в одну существующую методологию построения стартапа. Мы делали полнейшую ерунду, а почему у нас получилось — просто загадка. Конечно, если меня отправить на три года назад, я бы вообще все по-другому делал. И возможно, у нас бы ничего не получилось.

В sBoard есть редактор математических формул, двух- и трехмерные фигуры для чертежей, шаблоны для энергетических уровней атома и другие инструменты

Первые люди пришли из ВК, потом выстрелило SEO

Первые пользователи пришли с моего объявления во ВКонтакте. У меня там всего 150–200 друзей. Я просто написал пост, и к нам пришли первые 50 человек — это чудо. Потом моя знакомая выложила мой пост в группу репетиторов математики, и оттуда пришло еще человек 200.

Нашли успешный канал трафика среди сайтов, на которых репетиторы ищут задания для уроков.

Мы покупали платную рекламу во ВКонтакте, а потом занялись раскачкой SEO. Через полгода поисковая оптимизация принесла нам столько же регистраций, сколько и платная реклама, только с большим чеком.

Ничего бы не вышло без акселераторов

Потом мы узнали про венчурный рынок и акселераторы. В 2021 году прошли сразу три акселератора в венчурной экосистеме Startech: «Физтех.Старт», MUIV.LAB и Social Tech Challenge. Это было жестко, не советуем так делать, лучше пройти один: спокойно и качественно.

«Физтех.Старт» — это переворот мировоззрения. Бизнес-инкубатор МФТИ, в котором мы узнали все про развитие бизнеса, познакомились с нужными людьми и смогли привлечь первые деньги. Они открыли для нас мир инкубаторов и венчура. Такому, увы, не учат в школе. Кроме как на акселераторах, взять информацию о том, как устроена эта индустрия, негде.

Если бы мы там не оказались, возможно, что ничего бы и не вышло.

В инструментах доски встроены фреймворки бизнес-инструментов, включая Customer Journey Map, бэклог, Business Model Canvas, модель Кано и т. д.

Рост — февраль 2022 — пивот

Мы привлекли финансирование от бизнес-ангелов. Сначала 1,5 миллиона, потом еще около 15 миллионов. Интенсивно росли и достигли больше 100 тысяч регистраций к концу 2021 года.

Мы подумали, ну вот, мы завалидировали гипотезу, у нас сошлась экономика, мы растем классно, значит, пора за рубеж. Начали готовиться расширить границы, нашли нужных людей, но случился февраль 2022 года.

На тот момент у нас еще шел полугодовой эксперимент, когда мы давали учителям бесплатный доступ к сервису. Пришлось досрочно его завершать и думать, как больше экономить и зарабатывать. Мы думали, что все пропало.

И тут западные продукты стали покидать рынок, и к нам стали обращаться крупные российские компании, которым нужна доска, чтобы проводить брейнштормы и визуализировать бизнес-процессы.

Когда мы почувствовали регулярность спроса, мы решили пивотнуться, то есть сменить направление, чтобы спасти проект от разорения.

Так мы перешли из образовательной сферы в корпоративную. И вместо доски для преподавателей стали развивать корпоративную доску для бизнеса. Сначала хотели просто добавить функционал, но архитектура не подходила. Было много технических ограничений, поэтому решили писать доску с нуля.

Раньше у нас был свиток, ограниченный по бокам, а теперь холст — бесконечный во все стороны.

В новой версии доски участники обсуждения крепят стикеры, рисуют и подписывают блоки, соединяют их стрелочками, строят диаграммы, делятся всем этим с друзьями и коллегами

Нас, конечно, сравнивают

Мы не отрекаемся от сравнения с Miro. У них большая команда и много лет разработки за плечами. Но они ушли из России, и у пользователей появилось много трудностей. Наш продукт пришел на помощь.

Многие считают, что импортозамещающее — это отстой и жалкая пародия.

Когда говорят про что-то такое, все сразу представляют меньше функций, худшее качество работы и так далее. У нас, конечно, нет таких ресурсов. Но мы нашли для себя конкурентную отстройку:

  • мы в России и принимаем оплаты российскими картами;
  • крупные российские компании могут пользоваться нашей доской абсолютно легально, не придумывая схемы с оплатой;
  • мы предлагаем коробочное решение.

Онлайн-доска — это сложный технический продукт. Там очень много графики и математики. Чтобы такое написать, нужно отлично знать линейную алгебру и разбираться в тригонометрии. Ближайшие братья онлайн-досок — браузерные онлайн-игры.

Если сравнивать нас с западными конкурентами, sBoard объективно грузится гораздо быстрее. Приложение весит в десять раз меньше. По фичам мы еще проигрываем, зато в плане простоты использования, интуитивности и общей скорости работы мы — сильный продукт для пользователя.

Внешне доски не будут сильно отличаться. Их интерфейс отображает всю суть: лишнее не нужно, просто доска с инструментами. Основная разница в том, что под капотом. Вся разница раскрывается, когда начинаешь пользоваться досками часто и много.

Не каждая доска сможет выдержать, чтобы на ней работали 500 человек одновременно — в новой версии доски у нас с этим все в порядке. Не каждая может быть интегрирована в систему видеоконференцсвязи — мы в стадии подписания договора с одной крупной системой. Но самое главное наше отличие — «коробка».

Все онлайн-доски похожи, пока не начнешь пользоваться часто и много, — тогда всплывают нюансы

Наша гордость — «коробка»

Мы единственная из более-менее известных онлайн-досок на рынке, которая может предоставить коробочное решение. Это очень важно для банков, в которых у сотрудников может даже не быть интернета на компьютерах. Они работают только на внутренней сети, и для безопасности все зашифровано.

Мы можем поставить наше решение на сервера заказчика, и доска будет работать во внутреннем контуре. Он не подключен к глобальному интернету — все данные остаются внутри компании.

Наше основное направление — коробочная версия онлайн-доски для бизнеса.

Облачные предложения мы тоже делаем, но это дополняющий продукт, на котором мы проверяем все фичи. Информация с облачных досок хранится на наших серверах, с коробочных — у заказчика.

Сейчас мы запускаем несколько пилотов в крупных банках. Много общаемся с корпорациями. Циклы сделки длинные, но кажется, что мы попали в нашу нишу и сделали действительно хороший продукт.

Образовательное направление уже прокачано. Там понятные фичи, офферы и клиентский путь. Наш сайт стоит высоко в поисковой выдаче. Сейчас фокус нашей команды на корпоративном направлении.

Проведение ретроспективы в sBoard

Работаем над собой в акселераторе ФРИИ

Сейчас мы в активно участвуем в «Спринте» ФРИИ — программе для для ИТ-предпринимателей. Это классное место для роста. Там три трекшн-встречи в неделю, есть линейные трекеры и ведущие трекеры. Они постоянно задают каверзные вопросы — пытаясь на них ответить, мы получаем инсайты, фокус и, как ни странно, расслабление.

Всем знакомым предпринимателям я рекомендую походить по акселераторам: это полезно.

Мы пришли за пилотами и выручкой. Заходили с гипотезой, что было бы неплохо попробовать, помимо корпораций, попробовать войти в средний бизнес, где цикл сделки не год, а хотя бы месяца полтора-два. Сейчас уже кажется, что мы откажемся от этой цели, потому что она ведет к расфокусу. И скорее всего, оставим только цель на количество пилотов с крупными компаниями, которые мы хотим подписать за время участия. Пока заказчики именно с акселератора не пришли, но его ценность в работе над собой, над командой и проектом.

И без грантов никуда

Деньги мы получали только в программе «Старт-1» — три миллиона. Мы просили деньги на ряд доработок. Описали их, пообщались с экспертным советом, теперь надо закрыть, то есть отчитаться по деньгам. Конечно, приходится заполнять много документов, но мы понимаем, что от бюрократии никуда не деться. Поэтому мы собираемся подаваться на «Старт-2».

Вы тоже можете развивать проект быстрее и эффективнее. Участвуйте в конкурсах и акселераторах, подайте заявку на грант или конкурс. Подобрать программу или сервис поможет сервис Навигатор — ищите предложения и добавляйте в избранное.

0
3 комментария
Dima

Если вы такие успешные, монетизация запущена на старте, есть инвесторы, к чему просить деньги по программе старт?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Жуков

А почему нет, если дают?
Деньги нормальные и на дороге никакие деньги не валяются.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Boyko

Самореклама:
https://dgrm.net/

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда